Сервис мониторинга смарт-контрактов грузовых перевозок на платформе «Распеределенный реестр данных»
- Заказчик:
- ОАО «Российские железные дороги»
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- Проектно-конструкторско-технологическое бюро по системам информатизации – Центр цифровых технологий – филиал ОАО «РЖД»
- Год завершения проекта
- 2022
- Сроки выполнения проекта
- Октябрь, 2018 - Ноябрь, 2022
- Масштаб проекта
- 34368 человеко-часов
- Цели
Проект РРД ГП реализуется поэтапно на горизонте до 2025 г.
Цель до 2022 г. реализовать новый сервис, решающий задачу создания в едином цифровом пространстве прозрачной доверенной среды между участниками процесса перевозки в рамках оказания услуги перевозки и выполнения обязательств сторон. Алгоритмизировать порядок выполнения договорных условий с возможностью фиксации в процессе оказания услуги на вычислительном узле каждого участника операций перевозочного процесса, фиксации нормативов выполнения договоров, а также финансовых документов сторон. Создать цифровой след перевозки в режиме online. Упростить ведение договорной и претензионной работы.
На этапах развития РРД ГП до 2025 г. планируется создание механизма взаиморасчетов (в т.ч. с участием банковских организаций) и обеспечение перехода от гибридной модели ведения смарт-контракта к идеальной, обеспечивающей прозрачность перевозочного процесса с выполнением полностью в автоматическом режиме договорных и финансовых обязательств.
Уникальность проекта
Смарт-контракт является гарантом доверительных отношений участников рынка грузовых перевозок, обеспечивает мониторинг выполнения договорных обязательств и проведения взаиморасчетов в едином информационном пространстве.Сервис позволил создать прозрачную среду для всех участников контракта и цифровой след перевозки в режиме online. При этом обеспечивается упрощение ведения договорной и претензионной работы, что мотивирует всех участников цифрового договора совершенствовать внутренние процессы и нести ответственность в соответствии с договоренностями, зафиксированными в электронном виде, не дает возможности их нарушать в процессе оказания услуги.
Единое цифровое пространство при перевозках по сети ОАО «РЖД» в рамках РРД ГП и во взаимодействии с системой ИНТЕРТРАН обеспечивает сквозной электронный обмен данными от места погрузки до места назначения, создавая тем самым «бесшовную» среду для всех участников транспортного процесса как по внутренним, так и по международным перевозкам.
- Проект решает задачи импортозамещения
- Да
- Использованное ПО
- Использованное ПО: ОС CentOS Linux, NodeJS, Docker, Kubernetes
PostgreSQL, Hyperledger Fabric
Общие ресурсы полигона ОАО «РЖД»: CPU Cores: 50, RAM: 200 GB, HDD: 9366 GB - Сложность реализации
- Применение платформы блокчейн гарантирует целостность и достоверность передаваемой информации и равноправный доступ на основании согласованных и прописанных правил. В РРД ГП используется платформа Hyperledger Fabric.
Сегменты блокчейн сети располагаются на мощностях участников перевозочного процесса для равноправного участия в рамках сети. Блокчейн обеспечивает безопасное хранение данных транзакций.
Вся цепочка транзакций дублируется и хранится в неизменном зашифрованном виде у каждого участника, подделка и изменение информации невозможна. В РРД ГП применен принцип разделения хранения информации на две базы данных: база блокчейн и база документов.
Данные базы блокчейн обезличены и содержат информацию о внутренних id объектов и документов перевозочного процесса, временные метки совершения операций, используемые в работе смарт-контракта, обеспечивающего достоверный контроль и фиксацию исполнения условия заключенных договоров. Данные базы документов доступны только на узле ОАО «РЖД». - Описание проекта
Применение современных цифровых технологий, таких как технология блокчейн, позволяет ОАО «РЖД» достигнуть более высокого уровня конкурентоспособности на рынке транспортно-логистических услуг.
Для заключения и поддержания самоисполняемых контрактов, выполняемых в блокчейн-среде, применяются смарт-контракты.
В рамках реализации проекта алгоритмизирован порядок выполнения договорных условий в соответствии с условиями заключенных с Клиентами договоров с возможностью фиксации в процессе оказания услуги на вычислительном узле каждого участника операций перевозочного процесса, фиксации нормативов выполнения срока доставки, времени на подачу и уборку вагонов, а также финансовых документов сторон на основе данных, полученных из производственных систем ОАО «РЖД». Организовано интеграционное взаимодействие с порядка десятью корпоративными информационными системами ОАО «РЖД» (АС ЭТРАН, АСУ СТ, АСУ ПТО, АСОУП-3, ЕАСАПР М, ЕАСАПР СФТО, АС ПБ, АСКМ ПНП, АСУ ТО, ЛК РЖД ГРУЗ, ПК ГИП). В оперативном режиме обеспечивается мониторинг исполнения договорных обязательств в части операционного контроля и фиксации событий при организации базовой услуги по договору перевозки грузов и порожних вагонов, при этом обеспечивается безопасность и защищенность данных от вмешательства извне, прозрачность взаимодействия между участниками процесса, отсутствует необходимость подтверждения операций.
С 2020 г. организована работа по разворачиванию узлов клиентов на вычислительных мощностях ЦОДа Главного вычислительного центра компании и на собственных мощностях клиентов для присоединения их к РРД ГП. Присоединение клиента к условиям смарт-контракта осуществляется путем подписания рамочного соглашения о самоисполнении договора перевозки и связанных с ним договоров и продукционных правил, персонализированных по маршруту, грузоотправителю и грузополучателю и являющихся основой алгоритма исполнения договорных обязательств.
В 2021-22 гг. расширен перечень операций перевозочного процесса в рамках мониторинга сторонами цифрового договора за соблюдением договорных условий по следующим видам услуг: на перевозку грузов и (или) порожних вагонов по графику с согласованным временем (в часах) отправления и прибытия, на оказание терминально-складских услуг на местах общего пользования.
В рамках единого информационного пространства обеспечивается упрощение ведения договорной и претензионной работы, что в свою очередь дисциплинирует всех участников цифрового договора, мотивирует совершенствовать внутренние процессы и нести ответственность в соответствии с договоренностями, зафиксированными в электронном виде, и не дает возможности их менять в процессе оказания услуги.
Планируется расширение полигона внедрения РРД ГП в рамках определенных Центром фирменного транспортного обслуживания, как заказчика проекта, маршрутов и клиентов. Готовится к публикации новая версия системы с доработанным интерфейсом по предложениям клиентов, участвующих в проекте.- География проекта
Сервис внедрен территориально по всей сети дорог (от Калининграда до Владивостока).
- Дополнительные презентации:
- Презентация.pdf