Сервис мониторинга смарт-контрактов грузовых перевозок на платформе «Распеределенный реестр данных»

Заказчик:
ОАО «Российские железные дороги»
Руководитель проекта со стороны заказчика
Поставщик
Проектно-конструкторско-технологическое бюро по системам информатизации – Центр цифровых технологий – филиал ОАО «РЖД»
Год завершения проекта
2022
Сроки выполнения проекта
Октябрь, 2018 - Ноябрь, 2022
Масштаб проекта
34368 человеко-часов
Цели

Проект РРД ГП реализуется поэтапно на горизонте до 2025 г.

Цель до 2022 г. реализовать новый сервис, решающий задачу создания в едином цифровом пространстве прозрачной доверенной среды между участниками процесса перевозки в рамках оказания услуги перевозки и выполнения обязательств сторон. Алгоритмизировать порядок выполнения договорных условий с возможностью фиксации в процессе оказания услуги на вычислительном узле каждого участника операций перевозочного процесса, фиксации нормативов выполнения договоров, а также финансовых документов сторон. Создать цифровой след перевозки в режиме online. Упростить ведение договорной и претензионной работы.

На этапах развития РРД ГП до 2025 г. планируется создание механизма взаиморасчетов (в т.ч. с участием банковских организаций) и обеспечение перехода от гибридной модели ведения смарт-контракта к идеальной, обеспечивающей прозрачность перевозочного процесса с выполнением полностью в автоматическом режиме договорных и финансовых обязательств.

Уникальность проекта

Смарт-контракт является гарантом доверительных отношений участников рынка грузовых перевозок, обеспечивает мониторинг выполнения договорных обязательств и проведения взаиморасчетов в едином информационном пространстве.

Сервис позволил создать прозрачную среду для всех участников контракта и цифровой след перевозки в режиме online. При этом обеспечивается упрощение ведения договорной и претензионной работы, что мотивирует всех участников цифрового договора совершенствовать внутренние процессы и нести ответственность в соответствии с договоренностями, зафиксированными в электронном виде, не дает возможности их нарушать в процессе оказания услуги.

Единое цифровое пространство при перевозках по сети ОАО «РЖД» в рамках РРД ГП и во взаимодействии с системой ИНТЕРТРАН обеспечивает сквозной электронный обмен данными от места погрузки до места назначения, создавая тем самым «бесшовную» среду для всех участников транспортного процесса как по внутренним, так и по международным перевозкам.
Проект решает задачи импортозамещения
Да
Использованное ПО
Использованное ПО: ОС CentOS Linux, NodeJS, Docker, Kubernetes
PostgreSQL, Hyperledger Fabric

Общие ресурсы полигона ОАО «РЖД»: CPU Cores: 50, RAM: 200 GB, HDD: 9366 GB
Сложность реализации
Применение платформы блокчейн гарантирует целостность и достоверность передаваемой информации и равноправный доступ на основании согласованных и прописанных правил. В РРД ГП используется платформа Hyperledger Fabric.

Сегменты блокчейн сети располагаются на мощностях участников перевозочного процесса для равноправного участия в рамках сети. Блокчейн обеспечивает безопасное хранение данных транзакций.

Вся цепочка транзакций дублируется и хранится в неизменном зашифрованном виде у каждого участника, подделка и изменение информации невозможна. В РРД ГП применен принцип разделения хранения информации на две базы данных: база блокчейн и база документов.

Данные базы блокчейн обезличены и содержат информацию о внутренних id объектов и документов перевозочного процесса, временные метки совершения операций, используемые в работе смарт-контракта, обеспечивающего достоверный контроль и фиксацию исполнения условия заключенных договоров. Данные базы документов доступны только на узле ОАО «РЖД».
Описание проекта

Применение современных цифровых технологий, таких как технология блокчейн, позволяет ОАО «РЖД» достигнуть более высокого уровня конкурентоспособности на рынке транспортно-логистических услуг.

Для заключения и поддержания самоисполняемых контрактов, выполняемых в блокчейн-среде, применяются смарт-контракты.

В рамках реализации проекта алгоритмизирован порядок выполнения договорных условий в соответствии с условиями заключенных с Клиентами договоров с возможностью фиксации в процессе оказания услуги на вычислительном узле каждого участника операций перевозочного процесса, фиксации нормативов выполнения срока доставки, времени на подачу и уборку вагонов, а также финансовых документов сторон на основе данных, полученных из производственных систем ОАО «РЖД». Организовано интеграционное взаимодействие с порядка десятью корпоративными информационными системами ОАО «РЖД» (АС ЭТРАН, АСУ СТ, АСУ ПТО, АСОУП-3, ЕАСАПР М, ЕАСАПР СФТО, АС ПБ, АСКМ ПНП, АСУ ТО, ЛК РЖД ГРУЗ, ПК ГИП). В оперативном режиме обеспечивается мониторинг исполнения договорных обязательств в части операционного контроля и фиксации событий при организации базовой услуги по договору перевозки грузов и порожних вагонов, при этом обеспечивается безопасность и защищенность данных от вмешательства извне, прозрачность взаимодействия между участниками процесса, отсутствует необходимость подтверждения операций.

С 2020 г. организована работа  по разворачиванию узлов клиентов на вычислительных мощностях ЦОДа Главного вычислительного центра компании и на собственных мощностях клиентов для присоединения их к РРД ГП. Присоединение клиента к условиям смарт-контракта осуществляется путем подписания рамочного соглашения о самоисполнении договора перевозки и связанных с ним договоров и продукционных правил, персонализированных по маршруту, грузоотправителю и грузополучателю и являющихся основой алгоритма исполнения договорных обязательств.

В 2021-22 гг. расширен перечень операций перевозочного процесса в рамках мониторинга сторонами цифрового договора за соблюдением договорных условий по следующим видам услуг: на перевозку грузов и (или) порожних вагонов по графику с согласованным временем (в часах) отправления и прибытия, на оказание терминально-складских услуг на местах общего пользования.

В рамках единого информационного пространства обеспечивается упрощение ведения договорной и претензионной работы, что в свою очередь дисциплинирует всех участников цифрового договора, мотивирует совершенствовать внутренние процессы и нести ответственность в соответствии с договоренностями, зафиксированными в электронном виде, и не дает возможности их менять в процессе оказания услуги.

Планируется расширение полигона внедрения РРД ГП в рамках определенных Центром фирменного транспортного обслуживания, как заказчика проекта, маршрутов и клиентов. Готовится к публикации новая версия системы с доработанным интерфейсом по  предложениям клиентов, участвующих в проекте.
География проекта

Сервис внедрен территориально по всей сети дорог (от Калининграда до Владивостока).

Дополнительные презентации:
Презентация.pdf
Коментарии: 5

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Наталья Рютина
    Рейтинг: 36
    РЖД Логистика
    Директор по ИТ
    22.11.2022 15:20

    За короткое время создано единое цифровое пространство всех участников перевозочного процесса от заказа услуг, мониторинга исполнения договорных обязательств, финансовых расчетов полностью в автоматическом режиме. Расширены функциональными возможностями пооперационного контроля и проверки исполнения нормативных/ договорных параметров в ходе оказания базовой услуги по перевозке груза (договор перевозки), контроля исполнения начально-конечных операций на станциях погрузки/ выгрузки, а также проверки исполнения договорных обязательств при предоставлении услуги по перевозке грузов по расписанию. Данный проект может считаться флагманом РЖД и заслуживает наивысшей оценки.

  • Кирилл Семион
    Рейтинг: 535
    ОАО «Российские железные дороги»
    Начальник Департамента информатизации
    29.11.2022 17:13

    Считаем АО РЖДЛ инновационным логистическим оператором, обладающим всем необходимым для внедрения современных цифровых технологий и рассчитываем на Ваше участие в развитии платформы в транзитном сообщении , учитывая наличие таких сервисов в АО РЖДЛ.

  • Сергей Кузнецов
    Рейтинг: 1013
    Лебер Логистика
    Операционный директор
    16.12.2022 21:01

    Кирилл, добрый день! Есть вопрос по презентации.
    "Оформление документов в электронном виде"- к какому сроку результаты по приведенным показателям дойдут до 100% по вашей оценке?

  • Кирилл Семион
    Рейтинг: 535
    ОАО «Российские железные дороги»
    Начальник Департамента информатизации
    19.12.2022 18:26

    Добрый день! ОАО РЖД планируется в рамках выполнения национальных целей поэтапное увеличение показателя доли оформляемых в электронном виде документов при взаимодействии с участниками перевозочного процесса до 99 процентов к 2030 г. При этом 100 процентный показатель не может быть достигнут, в связи с долей клиентов, не готовых к переходу на электронный документооборот.

  • Дмитрий Турчановский
    Рейтинг: 2577
    Зарубежнефть
    Заместитель начальника Управления информационных технологий
    08.01.2023 12:08

    Добрый день. Вы пишите о масштабном проекте и решении в 2022 году определенных задач. По каким принципам выделена этапность проекта? Установлены КПЭ в целом на проект или также выделены промежуточные КПЭ на основные вехи?

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.