Переход старейшего ликеро-водочного завода России на 1С:ERP с использованием брокера сообщений RabbitMQ

Заказчик
АО "Бутурлиновский ликеро-водочный завод"
Руководитель проекта со стороны заказчика
ИТ-поставщик
Первый Бит, Воронеж
Год завершения проекта
2021
Сроки выполнения проекта
Октябрь, 2020 - Октябрь, 2021
Масштаб проекта
2410 человеко-часов
Цели

  • Обновление текущей учетной системы на 1С:ERP, которая уже использовалась в удаленных подразделениях, т.к. ранее было осуществлено внедрение системы 1С:ERP на складе удаленного хранения.

  • Переход на 1С:ERP со снимаемого в 2022 году с поддержки решения 1С:Ликероводочный и винный завод 1.3 (далее – 1С:ЛВЗ).

  • Реализация современной системы планирования производства и закупок для минимизации простоев производства, связанных с отсутствием сырья и срывов контрактов поставки продукции потребителям.

  • Реализация системы контроля качества, позволяющей отследить весь жизненный цикл производства готовой продукции от закупки сырья, до отгрузки конечному потребителю.

  • Ведение регламентированного, производственного и оперативного учета в соответствии с отраслевой спецификой производства алкоголя в комплексе – «1С:ERP Управление предприятием + 1С:Производство алкогольной продукции. Модуль для 1С:ERP» (далее – 1С:ERP).

  • Повышение оперативности учета, снижение трудозатрат на ведение учета.

Уникальность проекта

Переход по блокам учета позволил обойтись в проекте без отдельного этапа опытно-промышленной эксплуатации и ведения параллельного ручного учета в двух информационных системах. Использование решения БИТ.Адаптер и брокера сообщений RabbitMQ позволило с минимальными трудозатратами организовать масштабируемый обмен данными между тремя информационными системами (~ 25% от общего объема проекта).

Заказчик получил современную информационную систему с минимальными «стрессами» со стороны пользователей продукта.

Переход был осуществлен при отсутствии рисков остановки и простоя процессов предприятия при внедрении новой информационной системы. Переход на использование новой системы и сдача из нее регламентированной отчетности были произведены посреди финансового года.
Проект решает задачи импортозамещения
Нет
Использованное ПО

Использованное ПО, оборудование и вспомогательные системы

  • 1С:ERP Управление предприятием
  • 1С:Производство алкогольной продукции. Модуль для 1С:ERP
Использованное дополнительное ПО, компьютерная техника и оборудование:
  • Подсистема БИТ.Адаптер
  • Сервер RabbitMQ
Количество автоматизированных рабочих мест: 50

Сложность реализации

Результаты проекта

  1. Внедрен серийный учет сырья для производства для обеспечения контроля качества продукции.
  2. Скорость обмена данными с информационной системой склада удаленного хранения увеличилась в 180 раз (с 15 минут до 5 секунд).
  3. На 80% сократились трудозатраты на получение актуальной информации по остаткам на складе. Сейчас все данные по складу можно получить в режиме реального времени.
  4. Было сведено до нуля количество простоев из-за отказов обмена в следствии ошибок пользователей (ранее любая ошибка данных останавливала обмен и требовала после исправления, повторной выгрузки всего пакета, сейчас ошибочные данные пропускаются и исправляются отдельно).
  5. Сокращено время на согласование закупок на 75% (ранее от момента написания заявки на закупку и ее согласование, проходило около 1 рабочего дня, сейчас этот срок сокращен до 2 часов – заказ поставщику оформляется и согласуется в системе).

Описание проекта

Поблочный переход на 1С:ERP позволил минимизировать возможные риски неудачного запуска системы и возникновения ошибок (в случае единовременного перехода всех подразделений). Такой подход позволяет осуществить переход в любое время, не дожидаясь закрытия периода. За счет установки сроков приоритета работ специалисты 1С:Первого Бита смогли гибко управлять ходом проекта и сократить стоимость внедрения.

Инструментом для реализации перехода стал программный продукт Бит.Адаптер. Решение позволяет интегрировать информационные системы на базе 1С с другими информационными системами (в т.ч. не 1С) с использованием RabbitMQ. Были реализованы следующие сценарии обменов:

  1. Обмен в «реальном времени» - при создании объекта в новой системе он практически мгновенно появляется в исторической системе завода (1С:ЛВЗ), что позволяет осуществлять поблочную миграцию учета.
  2. В случае отказа сервиса, данные не теряются и не останавливаются, а накапливаются в хранилище, после восстановления передаются в той же последовательности.
  3. Поддерживается многоточечный режим: система передает данные одновременно в несколько программ.
Для каждого переносимого блока были разработаны правила обмена и конвертации между 1С:ЛВЗ и внедряемой 1С:ERP. На каждом этапе перехода ввод данных в аналогичном блоке на стороне 1С:УПП блокировался. Это позволило не прерывать производственный процесс и исключить дублирование или неверный ввод данных вручную.

В 1С:ERP были перенесены и выверены остатки товаров на складах, проведен перенос и инвентаризация взаиморасчетов с поставщиками. Внедрено использование и согласование Заказов поставщикам, как цифровой аналог заявок на закупку от подразделений и служб предприятия. Специалисты начали в новой системе отражать оплаты, перемещения в розничные торговые точки и между складами, оприходование и списание товара.

В новую систему сырье для производства продукции было решено переносить с серийным учетом для обеспечения контроля качества при производстве продукции из этого сырья. В исторической системе 1С:ЛВЗ признак серийного учета проставлялся в самой номенклатуре, а в 1С:ERP - в виде номенклатуры. Для корректного учета еще на этапе НСИ пришлось выправлять справочник, чтобы не было противоречивых позиций и дальнейших ошибок в признаках серийного учета в виде номенклатуры.

Склад, находящийся при производстве, не является основным складом завода. Там хранится только продукция, которая планируется к реализации в ближайшие дни. В качестве логистического центра используется склад удаленного хранения в г. Воронеже. Ранее там уже была запущена WMS-система на базе 1С:ERP, обеспечивающая учет и адресное хранение готовой продукции завода. При внедрении 1С:ERP на Бутурлиновском ЛВЗ были разработаны новые правила обмена между внедряемой учетной системой на заводе и WMS-системой. У сотрудников появилась возможность отслеживать остатки в режиме реального времени, на 80% сократились трудозатраты отдела ИТ и бухгалтерии на поддержку правил обмена и выявление расхождений: ранее на это тратилось от часа в день, теперь на эти действия тратят не более 10-15 минут и требуют фактически только контроля обмена.

При внедрении производственного учета приняли решение пересмотреть содержание и доработать форму справочника «Ресурсные спецификации» - в части учета нормативных потерь материалов при производстве готовой продукции и полуфабрикатов в 1С:ERP. Норматив по потерям закладывается в норме процентов, это упрощает контроль за актуальностью спецификаций и корректность учета потерь. Учет теперь ведется с использованием Заказов и этапов производства, что формирует базу для перехода на полноценное производственное планирование с использованием различных данных: планов продаж, заказов покупателей и сезонных коэффициентов, оборачиваемостью продукции.

Помимо основного выпуска собственной продукции, предприятие занимается контрактным розливом. Велся учет не только собственной производимой продукции, но и давальческого сырья при контрактном розливе. По факту выпуска, готовая продукция должна учитываться как собственная, а передача давальцу осуществляться документами продажи. Для корректного отражения учета и отражения операций специалисты 1С:Первого Бита разработали и смоделировали учет давальческой продукции, написали инструкцию, определили доработки, позволяющие обеспечить оперативный и бухгалтерский учет подобных операций. Внедрение и настройка блока производства дает возможность полноценно вести управленческий учет и формировать отчеты, связанные с остатками и управленческой себестоимость.

Внедрение блока регламентированного учета и учета затрат стало наиболее трудоемким этапом, т.к. операции в 1С:УПП значительно отличаются от 1С:ERP. В этом смысле 1С:УПП достаточно устарел, использовались ручные операции. Был большой риск, что период не закроется корректно, а значит компания не сможет рассчитать финансовый результат.

Чтобы минимизировать риск ошибок на данном этапе:

  1. Перенесли основные средства и остатки основных средств. Настроили статьи затрат, группы финансового учета.
  2. Были выгружены начальные остатки и обороты из текущей информационной системы Заказчика (1C:ЛВЗ) во внедряемую 1С:ERP Управление предприятием.
  3. Произвели выверку перенесенных остатков и оборотов во внедряемой системе для обеспечения соответствия операций в 1С:ЛВЗ в той части, где операции не противоречат методологии регламентированного учета 1С:ERP.
  4. Сделали корректировку остатков отчетных периодов 1С:ERP для возможности формирования и сдачи квартальной отчетности.
  5. Провели детальную сверку движений по регламентированному учету в 1С:ЛВЗ и 1С:ERP, зафиксировали и внесли корректировки по выявленным отклонениям.
  6. Обучили сотрудников бухгалтерии использованию новых инструментов и методологии ведения учета в 1С:ERP.
  7. В 2021 году стал обязателен к применению ФСБУ 5/2019 «Запасы», который отменяет отдельный порядок учета спецпредметов (специальных инструментов, приспособлений, оборудования и одежды). Специальные средства производства учитываются теперь как основные средства или запасы, либо признаются расходами. Совместно с бухгалтерией Бутурлиновского ЛВЗ было решено отразить ТМЦ по новым правилам уже только в новой системе.
В окончании запуска блока было проведено закрытие 3-х кварталов в 1С:ERP совместно с бухгалтерией: нашли и исправили все возможные отклонения, что позволило получить аналогичный финансовый результат во внедряемой системе и принять решение о полном отказе от исторической системы 1С:ЛВЗ.
География проекта

Бутурлиновский ЛВЗ - одно из старейших действующих предприятий России, продукция которого известна и в Воронежской области, и за ее пределами. ЛВЗ выпускает более 40 видов продукции, которую реализуют в Воронежской области, Москве и Санкт-Петербурге через дистрибьютеров. Также совершаются экспортные поставки в Германию, Китай, Азербайджан, Грузию, Словению, Тайвань.

Дополнительные презентации:
ab4a135895c0.png
Коментарии: 1

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Максим Часовиков
    Рейтинг: 4767
    РАНХиГС
    Директор Проектов проектного офиса ректора
    06.01.2023 20:19

    Добрый день, вы пишите:

    • Реализация современной системы планирования производства и закупок для минимизации простоев производства, связанных с отсутствием сырья и срывов контрактов поставки продукции потребителям.
    • Реализация системы контроля качества, позволяющей отследить весь жизненный цикл производства готовой продукции от закупки сырья, до отгрузки конечному потребителю.
    • Ведение регламентированного, производственного и оперативного учета в соответствии с отраслевой спецификой производства алкоголя в комплексе – «1С:ERP Управление предприятием + 1С:Производство алкогольной продукции. Модуль для 1С:ERP» (далее – 1С:ERP).

    На сколько удалось достичь этих заявленных целей?

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.