Внедрение гибкой платформы управления данными, создание новых моделей взаимодействия с бизнес-подразделениями и трансформация восприятия ценности в ПАО «АК БАРС» БАНК
- Заказчик:
- ПАО «АК БАРС» БАНК
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- Arenadata
- Год завершения проекта
- 2021
- Сроки выполнения проекта
- Октябрь, 2020 - Ноябрь, 2021
- Масштаб проекта
- 23000 человеко-часов
- Цели
- 1. Снизить затраты на TCO платформы данных.
2. Минимизировать валютные риски и зависимость от иностранных поставщиков.
3. Обеспечить требуемые свойства системы (надежность, безопасность, доступность, и. т. д.) в соответствии с запланированным увеличением объема и количества источников данных. Например, в части основного корпоративного хранилища достигнуть показателя резервирования в 2N с отдельным кластером холодного резерва.
4. Увеличить скорость обработки данных и получить возможность для реализации дополнительных сценариев в направлении бизнес-аналитики.
На данный момент корпоративное хранилище функционирует в режиме t-1. Процессы требующие загрузки менее чем t-1 реализованы в отдельном слое на RDBMS. В рамках отдельных процессов после завершения внедрения будут реализованы процессы класса near-realtime, использованы сценарии ML\AI-on-DataWarehouse.
5. Сократить время на подключение новых источников данных.
6. Упростить и демократизировать возможность работы с данными в организации.
Уникальность проекта
Сложный, масштабный, стратегический проект.
Модернизация архитектуры систем управления данными запланирована в соответствии со стратегическими целями Банка. Проект включает в себя внедрение гибкой платформы управления данными, создание новых моделей взаимодействия с бизнес-подразделениями и трансформацию восприятия ценности данных в компании.
Это позволит добиться синергетического эффекта в работе команд, участвующих в разработке новых продуктов, улучшить «Time to Market».
В скоупе стратегии также предусмотрено появление значимых компонентов для работы с данными — бизнес-глоссария и каталога данных.
Ключевым проектом стратегии является миграция с закрытого ПАК MPP-СУБД на enterprise-решение с открытым кодом. Это позволяет снизить ТСО, обеспечить гибкость и масштабируемость решений, упростить архитектуру и значительно расширить стек инструментов и интеграций.
Стратегия подразумевает поэтапную реализацию нескольких проектов.
- Использованное ПО
- Стратегия предусматривает комплексную модернизацию одновременно в нескольких направлениях.
- Полная замена платформы для корпоративного хранилища данных IBM Netezza на Arenadata DB.
- В качестве MDM-системы было выбрано и находится в стадии внедрения решение Ataccama Master Data Management.
- В качестве системы обеспечения качества данных (Data Quality) используется решение Ataccama Data Quality.
- В качестве BI-системы в компании используется продукты Qlik Sense для аналитики на данных источников и Tableau Server для сквозной аналитики на хранилище.
- В Банке реализована технология Change Data Capture из ряда значимых mission-critical систем на базе технологий Precisely (Syncsort).
- Платформа для бизнес-глоссария на данный момент не определена. Рассматриваются варианты решений нескольких поставщиков, а также сценарии реализации на open-source платформах.
- В качестве инструмента реализации ELT-трансформаций рассматриваются решения на open-source компонентах, а также внутренние разработки.
- Следующим этапом после завершения модернизации MPP СУБД в банке будет реализовано «озеро данных», с возможностью обмена данными с основным хранилищем.
- Сложность реализации
- Значимыми нюансами в реализации данного проекта являются две технологические особенности:
- Для миграции на новую платформу частично переписывается логика исходных ETL-сценариев.
- Процесс миграции на новую платформу происходит бесшовно: параллельно с реализаций актуальных бизнес-задач.
● контроль качества данных;● система управления мастер-данными;● бизнес-глоссарий;● реализация комплексной многокомпонентной платформы управления данными;● реализация песочниц для работы бизнес-аналитиков и специалистов Data Science;● реализация системы обмена данными (data market) с внешними поставщиками, с соблюдением конфиденциальности и требований законодательства;● методологическая работа по обучению сотрудников бизнес-подразделений основам современных технологий обработки данных, с продвинутым погружением отдельных сотрудников, ответственных за Data-driven продукты. - Описание проекта
- Офис управления данными существует в «АК БАРС» БАНК» с 2014 года. Это самостоятельная структура, ориентированная на решение задач разных бизнес-подразделений. Общая стратегия развития управления данными была сформирована в банке тогда же в 2014 году. Новый этап стратегии предполагает переход на следующую ступень развития офиса управления данных: внедрение гибкой платформы управления данными, новые модели взаимодействия с бизнес-подразделениями и трансформацию восприятия ценности данных в компании. Основным драйвером текущих изменений стало завершение жизненного цикла IBM Netezza. Кроме того, с развитием собственного центра обработки данных банк стал больше внимания обращать на программные решения, появилась потребность уйти от текущей монолитной закрытой архитектуры. В банке уже реализован проект по созданию собственного облака с архитектурой application-control interface, полностью программно управляемого и ориентированного на микросервисную архитектуру. Основная цель изменений — переход к технологиям самообслуживания, создание простой и понятной экосистемы, в которой все подразделения банка смогут самостоятельно извлекать ценность из данных и оперативно использовать в работе. Новая стратегия подразумевает поэтапную реализацию серии проектов сразу в нескольких направлениях:
- Качество данных.
-
Управление данными.
-
Система управления мастер-данными и нормативно-справочная информация.
-
Создание обновленного корпоративного хранилища и BI.
-
Безопасность данных (проекты по обезличиванию данных, по ролевым моделям доступа, а также по тематике DevSecOps).
-
Создание корпоративной архитектуры данных и внедрение сквозных архитектурных практик.
-
Формирование внутренней экосистемы управления данными.
Одним из первых проектов в рамках общей ИТ-стратегии стала миграции существующего корпоративного хранилища на новую платформу сбора и хранения данных. Исторически процесс управления данными в компании был построен на технологиях компании IBM. Ключевой предпосылкой для выбора новой платформы стало прекращение поддержки программно-аппаратных комплексов IBM Netezza. Возникла необходимость выбора альтернативного решения, которое будет удовлетворять нескольким блокам критериев:1. Требования к доступности решения.2. Требования к информационной безопасности решения.3. Требования к конфигурируемости.4. Требования к масштабируемости решения.5. Требования к надежности решения.6. Требования к переиспользуемости.7. Требования к персоналу.8. Требования к расширяемости.9. Требования к ресурсному обеспечению решения.10. Требования к удобству использования.11. Требования к циклу разработки решений и последующему внедрению изменений.12. Требования к эксплуатации и жизненному циклу.13. Требования к эффективности.В числе возможных вариантов рассматривались решения IBM, Micro Focus и Greenplum («ванильный», решение Pivotal и Arenadata DB). В течение полугода банк проводил нагрузочные тесты и тесты по миграции данных. Общий список сравнения разных систем включал более 400 позиций. В результате по совокупному набору критериев выбор был сделан в пользу Arenadata DB.
По результатам завершения текущей стадии проекта миграции на новую платформу Arenadata DB уменьшено TCO стека хранения и обработки данных на 51,9 % относительно текущих значений.
- География проекта
- Российская Федерация, г. Казань
- Дополнительные презентации: