Разработка автоматизированной системы управления договорами аренды и расчета арендной платы
- Заказчик:
- ТПС Недвижимость
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- 1С-Рарус
- Год завершения проекта
- 2020
- Сроки выполнения проекта
- Октябрь, 2017 - Октябрь, 2020
- Масштаб проекта
- 50 автоматизированных рабочих мест
- Цели
-
Цель проекта – сокращение трудозатрат на расчет и подготовку отчетности по аренде.
Задачи проекта:
-
Внедрение автоматизированной системы взаиморасчетов с арендаторами;
-
Обеспечение полной сопоставимости данных регламентированного и управленческого учета (за исключением отдельных видов операций);
-
Обеспечение универсальности механизмов начисления арендной платы;
-
Подготовка к оптимизации методологии бухгалтерского учета в части аренды и бухгалтерского плана счетов.
-
Уникальность проекта
Разработана система для полноценного управления договорами аренды, а также дополнительных соглашений к ним с учетом специфики торгово-развлекательных центров:- товарооборота арендаторов;
- заполняемости торгово-развлекательных центров (далее - ТРЦ);
- простоев арендаторов (по вине арендатора, по вине арендодателя, в связи с законодательными ограничениями);
- количества проданных билетов (для кинотеатров) и иных натуральных показателей.
- Использованное ПО
-
1С:Управление холдингом, 50 рабочих мест
Выполнены интеграции с программными продуктами сторонних фирм.
- Сложность реализации
-
В период законодательных ограничений ввиду распространения пандемии вируса COVID-19, количество дополнительных соглашений выросло в 4 раза (до 1 000 штук в квартал). В программе корректно отразились и были учтены нестандартные условия дополнительных соглашений.
Таким образом, на практике удалось проверить гибкость настройки алгоритмов расчета арендной платы в пользовательском режиме без выполнения дополнительных доработок.
- Описание проекта
-
Ситуация до внедрения
АО "ТПС Недвижимость" с 2004 года реализует проекты в области коммерческой недвижимости. В управлении компании 700 000 кв. м. торговых площадей. Объекты находятся в Москве, Краснодаре, Новосибирске и Сочи.
Для оперативного учета в компании использовалась доработанная конфигурация на базе программных продуктов фирмы “1С”. Часть расчетов проводилась в электронных таблицах. Уровень автоматизации не соответствовал потребностям бизнеса:
-
Часть показателей в договорах рассчитывались вручную, процесс занимал много времени, возникал риск ошибок;
-
Появлялась проблема в отражением новых условий в договорах. Конфигурация требовала доработки. Возникала серьезная нагрузка на ИТ-подразделение;
-
Для корректного ведения бухгалтерского учета требовалось вести десятки субсчетов;
-
Требовались более эффективные инструменты для контроля дебиторской задолженности, сроки оплаты в договоре часто не совпадали с информацией в программе.
Трудозатраты на развитие и поддержку программы превышали экономическую эффективность.
Руководством АО "ТПС Недвижимость" было решено начать проект, задачи которого - создание и внедрение цифрового решения, отвечающего задачам бизнеса. Партнером выбрана компания "1С-Рарус". Основой для построения информационного пространства стало решение на базе "1С:Бухгалтерия КОРП" и "1C:Управление холдингом".
Результаты проекта
Разработана конфигурация, позволяющая:
-
Хранить информацию по каждому помещению ТРЦ и историю изменений;
-
Регистрировать договоры аренды и дополнительные соглашения к ним с учетом условий и событий, влияющих на начисление арендной платы;
-
Рассчитывать арендную плату с учетом специфики каждого вида начисления, учитывая возможные факторы:
-
Ставки арендной платы;
-
Скидки;
-
Товарооборот арендаторов;
-
Автоматические индексации ставок арендной платы и иных фиксированных показателей;
-
Тарифы поставщиков коммунальных услуг и объем предоставленных услуг;
-
Площадь помещений и площадь ТРЦ;
-
Произвольные события, влияющие на дату начала/окончания действия начислений или изменения отдельных параметров начислений;
-
Зависимость суммы начислений от параметров, измеряемых по шкалам.
-
Рассчитывать арендную плату в зависимости от источников данных (как автоматически, так и по выбору пользователя):
-
алгоритм расчета текущего вида начисления, указанный в договоре аренды;
-
алгоритмы расчета смежных видов начислений, указанных в договоре аренды;
-
исторические данные прошлых начислений по договору;
-
исторические данные среднего/максимального размера арендной платы по всем договорам за определенный период;
-
данные сторонних программ.
-
Получать подробную расшифровку полученного расчета арендной платы;
-
Начислять пени и штрафы;
-
Формировать счета на оплату арендаторам;
-
Вести пролонгацию договоров в автоматическом режиме;
-
Автоматизировать алгоритм формирования документов реализации и счет-фактуры к ним в бухгалтерском учете;
-
Вести бухгалтерский учет с детализацией до вида начисления и периода взаиморасчетов без необходимости модификации плана счетов бухгалтерского учета, что обеспечивает сопоставимость с управленческим учетом;
-
Отражать переуступки прав по договорам аренды в управленческом и бухгалтерском учетах;
-
Усилить контроль за дебиторской задолженностью и сократить ее;
-
Формировать управленческую отчетность с детализацией по договорам аренды, видам начислений и периодам взаиморасчетов.
Эффект:
-
Цифровое решение позволяет без выполнения доработки и без потери аналитики задолженности по бухгалтерскому учету сократить число субсчетов:
-
По счету 62 сократить количество субсчетов на 91 (со 102 субсчетов до 11);
-
По счету 76.АВ отказаться от всех субсчетов (32 субсчета).
-
Усовершенствована работа с дополнительными соглашениями — без увеличения объема привлекаемых трудовых ресурсов, количество дополнительных соглашений выросло с 300 до 1000 в год, причем вариативность вносимых изменений стала выше. В денежном выражении экономия составила 2 180 880 руб. за 2020 год;
-
Снизились трудозатраты на расчет и начисление арендной платы. Экономия составляет 1 335 000 руб. в год;
-
За счет доступности настройки алгоритмов начисления арендной платы исключена необходимость доработки конфигурации при внедрении новых способов расчета. Экономия составляет 780 000 руб. в год;
-
За счет снижения затрат на параллельный расчет арендной платы в стороннем ПО достигнута экономия 445 000 руб. в год;
-
За счет гибкости и детализации отчетов достигнута экономия 300 000 руб. в год;
-
За счет развития функционала по работе с обеспечительными платежами (в т.ч. с гарантиями) достигнута экономия 445 000 руб. в год;
-
За счет решения проблемы с параллельным вводом корректировок взаиморасчетов по БУ и УУ достигнута экономия 890 000 руб. в год;
-
За счет функции формирования расшифровок к начислениям достигнута экономия 110 000 руб. в год.
Цель проекта достигнута, существенно сокращены трудозатраты на расчеты арендной платы, повышено качество и эффективность отражения взаиморасчетов с арендаторами в учетной системе.
Информационная система помогла пережить сложный 2020 год. Нам удалось справиться с обработкой существенно возросшего количества дополнительных соглашений к текущим договорам аренды, отразить и учесть все изменения.
Экономический эффект от внедрения:
-
сокращение трудозатрат в подразделениях: в 1,5 раза;
-
ускорение получения управленческой отчетности: в 2 раза;
-
ускорение обработки заказов: в 3 раза.
-
- География проекта
-
Центральный федеральный округ РФ, Южный федеральный округ РФ, Сибирский федеральный округ РФ
- Дополнительные презентации: