Разработка и внедрение корпоративного учетного решения на базе "1С:Управление холдингом" для ДЗО "Алроса"
- Заказчик:
- ПАО АК “АЛРОСА”
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- Первый Бит
- Год завершения проекта
- 2021
- Сроки выполнения проекта
- Март, 2020 - Апрель, 2021
- Масштаб проекта
- 46400 человеко-часов
- Цели
- Разработка единого учетного шаблона для автоматизации бизнес-процессов бухгалтерского и налогового учета, учета по МСФО, казначейства, формирования управленческой отчетности и бюджетного контроля дочерних обществ (ДЗО) АЛРОСА (9 ДЗО — в части Казначейства, остальные блоки — 6 ДЗО), с целью унификации и централизации процессов, сокращения издержек по составлению корпоративной отчетности, повышения управляемости и прозрачности учетных процессов, обеспечения перехода ДЗО на централизованную модель обслуживания по ведению учета.
Уникальность проекта
Перевод всех ДЗО в ОЦО выполнен в короткие сроки.Проект выполнялся 3 командами со стороны исполнителя: командой методологов по блоку БУ/НУ, МСФО и Казначейству, командой технических специалистов и командой по блоку Бюджетный контроль и управленческая отчетность.
Со стороны заказчика были следующие команды: команда проектного офиса "АЛРОСА", команда методологов "АЛРОСА", команда ОЦО, команда ключевых пользователей от бизнеса.
Максимальная численность специалистов со стороны "Первого Бита" составила 56 человек, а со стороны "АЛРОСЫ" — 70-80 человек.
Уникальность проекта — сложность координации совместной работы большого числа специалистов как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.
Проект практически полностью реализован удаленно — специалисты "Первого Бита" не выезжали на обследование, проектирование и разработку.
Работа велась в 3 часовых поясах. Разница во времени между исполнителем и заказчиком составляла 6 часов.
- Использованное ПО
- Внедренные программные продукты
-
1С:Управление холдингом :
- Бухгалтерский учет
- Налоговый учет
- Казначейство
- Бюджетный контроль
- МСФО
- Управленческая отчетность
Архитектура решения и масштаб проекта
"1С:Управление холдингом", со стороны заказчика — внешняя система документооборота, с которой была настроена интеграция, также были реализованы интеграция с системой ERP в части НСИ, интеграция с производственными системами ДЗО, настроен обмен данными с внешними ситсемами и вебсервисами.
Количество одновременно активных пользователей — до 300.
- Сложность реализации
Решены следующие сложные задачи:
- Удалось обеспечить консолидацию и унификацию разрозненных процессов ДЗО, несмотря на то, что ДЗО имели различную специализацию и исторически работали в различных учетных системах
- Реализован переход c ERP зарубежного вендора на "1С" для одного из ДЗО (это было само ОЦО — компания "АЛРОСА Бизнес-сервис")
- Решена проблема изменения методологии, ранее в значительной мере заимствованной из зарубежных систем ERP
- Стандартные регламентированные отчеты "1С" существенно переработаны командой методологов в части бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности
- Были разработаны несколько интеграционных механизмов:
- Интеграция с электронным хранилищем документов, где хранятся сканы первичных документов, и через эту систему работает передача документов из ДЗО в ОЦО (ДЗО посредством потокового сканирования сканирует на местах документы и эти документы передаются в бухгалтерию ОЦО, где проверяются и отражаются в системе, либо отклоняются и передаются обратно в ДЗО для доработки)
- Интеграция по договорному блоку с системой СЭД (система электронного документооборота)
- Интеграция с зарплатной системой (в типовом функционале "1С" нет механизмов интеграции с этим решением), включавшая регулярный обмен справочниками, выгрузку данных для расчета зарплаты в зарплатную систему, загрузку проводок и зарплатных реестров из зарплатной системы
- Интеграция с решением ERP, включая загрузку из него НСИ (заявки на создание номенклатуры и контрагентов инициируются в "1С", выгружаются в зарубежное решение, обрабатываются в службе НСИ и передаются обратно)
- Описание проекта
Функциональный объем проекта составляют:
- РСБУ
- Налоговый учет
- МСФО
- Казначейство
- Управленческая отчетность
- Бюджетный контроль
- Внутренний контроль
- Разделенный финансовый учет ("на местах", с отражением проводок в ОЦО)
Разработаны новые механизмы, не заложенные в типовой функционал "1С":
- Совместно с методологами компании "АЛРОСА" разработан функционал для автоматизации новых стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ 5/2019 "Запасы"). Для выбора оптимальной схемы автоматизации были проведены встречи с разработчиками типовых решений "1С" для совместного обсуждения нюансов и возможных путей автоматизации.
- Был разработан функционал начисления резервов по обесцениванию материальных ценностей, начисления резервов по сомнительным долгам, с учетом того, что резервы по-разному отражаются в бухгалтерском и налоговом учете
- В системе "1С:Управление холдингом" были реализованы учетные принципы, применяемые компанией "АЛРОСА", ориентированные на сближение РСБУ с МСФО (начисление расходов и доходов без первичных документов, механизмы быстрого закрытия и пр.), не использующиеся в массовом порядке
Достигнуты следующие результаты:
- Автоматизирован учет по РСБУ, налоговый учет, причем процесс учета организован с выделением ОЦО (т.е. первичные документы в систему "1C:УХ" вносятся ответственными сотрудниками "из бизнеса", а затем через систему электронного хранилища и потокового сканирования передаются в ОЦО для дальнейшего отражения в бухгалтерском / налоговом учете), что позволило централизовать учетную функцию, снизить затраты на организацию учета, повысить управляемость процесса учета и скорость подготовки бухгалтерской, статистической, налоговой и аналитической отчетности для предоставления в гос. органы и различные инстанции
- Централизована функция казначейского управления — все потребности на оплату в системе теперь формируются автоматически, на основании условий платежей, что позволило исключить негативное влияние человеческого фактора при осуществлении платежей и планировании денежных потоков
- Реализована функция автоматизированного контроля корректности и легитимности осуществляемых платежей
- Разработан и автоматизирован единый регламент исполнения платежей ДЗО "АЛРОСА", что позволило консолидировать казначейские процессы в едином расчетном центре, снизив издержки и повысив управляемость казначейских процессов
- Подготовка отчетности, калькуляция себестоимости, формирование управленческих данных (отчетов) также выполняются в единой аналитической системе, что позволило существенно снизить трудоемкость их подготовки, повысило точность данных и удобство использования
- Автоматизирован процесс подготовки данных ДЗО по МСФО и выгрузка их в корпоративную систему для формирования консолидированной отчетности Группы "АЛРОСА" по МСФО, что позволило снизить трудоемкость процедуры.
- Повышение качества и аудируемости данных в БУ отчетности за счет автоматического формирования отчетности:
- Менее 20% количества показателей в стандартных формах бухгалтерской отчетности, сформированных из системы, подвергается ручным корректировкам
- Повышение надежности данных в налоговом учете, отчетности за счет автоматического формирования и снижение налоговых рисков (избыточных начислений) за счет единых учетных принципов:
- Менее 20% кол-ва показателей в формах отчетности по налогам, сформированных из системы, подвергается ручным корректировкам
- Снижение трудоемкости подготовки отчетности по МСФО за счет автоматизации формирования пакетов сбора данных и параллельного учета основных средств:
- Не превышает 1 рабочий день после закрытия в оценке РСБУ
- Снижение трудоемкости выверки ВГО между юридическими лицами в контуре автоматизации:
- Суммовой процент разницы ВГО от оборота между юридическими лицами внутри периметра автоматизации: не более 1%
- Повышение качества управления ликвидностью за счет усиленной автоматизацией контрольной среды в части следования единым правилам условий оплаты и согласования платежей:
- 0 просроченных платежей
- Повышение качества контроля за процессом заключения договоров, снижение риска необоснованных расходов в связи с заключением договоров без необходимых согласований:
- Исключено заключенных договоров закупки и реализации без согласования в СЭД уполномоченным лицом службы внутреннего контроля
- Повышение степени достоверности данных за счет автоматизированного формирования и соблюдения единой методологии расчетов
- Повышение качества планирования и расходования средств за счет автоматизированной контрольной среды: обеспечение соответствия заявки на потребность и договора:
- Исключено заключение договоров с превышением утвержденных КЛН без согласованных заявок на потребность (без согласования уполномоченным лицом)
- Повышение прозрачности и прослеживаемости процессов согласования заявок на потребность, корректировок КЛН:
- 0% корректировок
- Повышение уровня доступности информационной среды:
- Не менее 95% (за исключением согласованных технологических окон)
- Повышение уровня мониторинга ИТ-безопасности:
- Не менее 100% инцидентов ИБ фиксируются в журнале регистрации событий системы.
- География проекта
В организационный периметр проекта по блокам РСБУ/НУ, МСФО, Бюджетный контроль, Казначейство и Управленческая отчетность вошли 6 юридических лиц:
- ООО "АЛРОСА-Спецбурение"
- ООО "ПТВС"
- ООО "Якутская генерирующая компания"
- АО "Вилюйская ГЭС-3"
- ООО "Якутская электросетевая компания"
- ООО "АЛРОСА Бизнес-сервис"
По блоку Казначейство — 3 юридических лица:
- ПАО "Севералмаз"
- АО "Алмазы Анабара"
- ООО "Буревестник"
- Дополнительные презентации:
- alrosa.png