Разработка и внедрение корпоративного учетного решения на базе "1С:Управление холдингом" для ДЗО "Алроса"

Заказчик:
ПАО АК “АЛРОСА”
Руководитель проекта со стороны заказчика
Поставщик
Первый Бит
Год завершения проекта
2021
Сроки выполнения проекта
Март, 2020 - Апрель, 2021
Масштаб проекта
46400 человеко-часов
Цели
Разработка единого учетного шаблона для автоматизации бизнес-процессов бухгалтерского и налогового учета, учета по МСФО, казначейства, формирования управленческой отчетности и бюджетного контроля дочерних обществ (ДЗО) АЛРОСА (9 ДЗО — в части Казначейства, остальные блоки — 6 ДЗО), с целью унификации и централизации процессов, сокращения издержек по составлению корпоративной отчетности, повышения управляемости и прозрачности учетных процессов, обеспечения перехода ДЗО на централизованную модель обслуживания по ведению учета.

Уникальность проекта

Перевод всех ДЗО в ОЦО выполнен в короткие сроки.

Проект выполнялся 3 командами со стороны исполнителя: командой методологов по блоку БУ/НУ, МСФО и Казначейству, командой технических специалистов и командой по блоку Бюджетный контроль и управленческая отчетность.

Со стороны заказчика были следующие команды: команда проектного офиса "АЛРОСА", команда методологов "АЛРОСА", команда ОЦО, команда ключевых пользователей от бизнеса.

Максимальная численность специалистов со стороны "Первого Бита" составила 56 человек, а со стороны "АЛРОСЫ" — 70-80 человек.

Уникальность проекта — сложность координации совместной работы большого числа специалистов как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя.

Проект практически полностью реализован удаленно — специалисты "Первого Бита" не выезжали на обследование, проектирование и разработку.

Работа велась в 3 часовых поясах. Разница во времени между исполнителем и заказчиком составляла 6 часов.
Использованное ПО
Внедренные программные продукты

    1С:Управление холдингом :
  • Бухгалтерский учет
  • Налоговый учет
  • Казначейство
  • Бюджетный контроль
  • МСФО
  • Управленческая отчетность

Архитектура решения и масштаб проекта

"1С:Управление холдингом", со стороны заказчика — внешняя система документооборота, с которой была настроена интеграция, также были реализованы интеграция с системой ERP в части НСИ, интеграция с производственными системами ДЗО, настроен обмен данными с внешними ситсемами и вебсервисами.

Количество одновременно активных пользователей — до 300.


Сложность реализации

Решены следующие сложные задачи:

  • Удалось обеспечить консолидацию и унификацию разрозненных процессов ДЗО, несмотря на то, что ДЗО имели различную специализацию и исторически работали в различных учетных системах
  • Реализован переход c ERP зарубежного вендора на "1С" для одного из ДЗО (это было само ОЦО — компания "АЛРОСА Бизнес-сервис")
  • Решена проблема изменения методологии, ранее в значительной мере заимствованной из зарубежных систем ERP
  • Стандартные регламентированные отчеты "1С" существенно переработаны командой методологов в части бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности
  • Были разработаны несколько интеграционных механизмов:
  • Интеграция с электронным хранилищем документов, где хранятся сканы первичных документов, и через эту систему работает передача документов из ДЗО в ОЦО (ДЗО посредством потокового сканирования сканирует на местах документы и эти документы передаются в бухгалтерию ОЦО, где проверяются и отражаются в системе, либо отклоняются и передаются обратно в ДЗО для доработки)
  • Интеграция по договорному блоку с системой СЭД (система электронного документооборота)
  • Интеграция с зарплатной системой (в типовом функционале "1С" нет механизмов интеграции с этим решением), включавшая регулярный обмен справочниками, выгрузку данных для расчета зарплаты в зарплатную систему, загрузку проводок и зарплатных реестров из зарплатной системы
  • Интеграция с решением ERP, включая загрузку из него НСИ (заявки на создание номенклатуры и контрагентов инициируются в "1С", выгружаются в зарубежное решение, обрабатываются в службе НСИ и передаются обратно)
Описание проекта

Функциональный объем проекта составляют:

  • РСБУ
  • Налоговый учет
  • МСФО
  • Казначейство
  • Управленческая отчетность
  • Бюджетный контроль
  • Внутренний контроль
  • Разделенный финансовый учет ("на местах", с отражением проводок в ОЦО)

Разработаны новые механизмы, не заложенные в типовой функционал "1С":

  • Совместно с методологами компании "АЛРОСА" разработан функционал для автоматизации новых стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ 5/2019 "Запасы"). Для выбора оптимальной схемы автоматизации были проведены встречи с разработчиками типовых решений "1С" для совместного обсуждения нюансов и возможных путей автоматизации.
  • Был разработан функционал начисления резервов по обесцениванию материальных ценностей, начисления резервов по сомнительным долгам, с учетом того, что резервы по-разному отражаются в бухгалтерском и налоговом учете
  • В системе "1С:Управление холдингом" были реализованы учетные принципы, применяемые компанией "АЛРОСА", ориентированные на сближение РСБУ с МСФО (начисление расходов и доходов без первичных документов, механизмы быстрого закрытия и пр.), не использующиеся в массовом порядке

Достигнуты следующие результаты:

  • Автоматизирован учет по РСБУ, налоговый учет, причем процесс учета организован с выделением ОЦО (т.е. первичные документы в систему "1C:УХ" вносятся ответственными сотрудниками "из бизнеса", а затем через систему электронного хранилища и потокового сканирования передаются в ОЦО для дальнейшего отражения в бухгалтерском / налоговом учете), что позволило централизовать учетную функцию, снизить затраты на организацию учета, повысить управляемость процесса учета и скорость подготовки бухгалтерской, статистической, налоговой и аналитической отчетности для предоставления в гос. органы и различные инстанции
  • Централизована функция казначейского управления — все потребности на оплату в системе теперь формируются автоматически, на основании условий платежей, что позволило исключить негативное влияние человеческого фактора при осуществлении платежей и планировании денежных потоков
  • Реализована функция автоматизированного контроля корректности и легитимности осуществляемых платежей
  • Разработан и автоматизирован единый регламент исполнения платежей ДЗО "АЛРОСА", что позволило консолидировать казначейские процессы в едином расчетном центре, снизив издержки и повысив управляемость казначейских процессов
  • Подготовка отчетности, калькуляция себестоимости, формирование управленческих данных (отчетов) также выполняются в единой аналитической системе, что позволило существенно снизить трудоемкость их подготовки, повысило точность данных и удобство использования
  • Автоматизирован процесс подготовки данных ДЗО по МСФО и выгрузка их в корпоративную систему для формирования консолидированной отчетности Группы "АЛРОСА" по МСФО, что позволило снизить трудоемкость процедуры.
  • Повышение качества и аудируемости данных в БУ отчетности за счет автоматического формирования отчетности:
    • Менее 20% количества показателей в стандартных формах бухгалтерской отчетности, сформированных из системы, подвергается ручным корректировкам
  • Повышение надежности данных в налоговом учете, отчетности за счет автоматического формирования и снижение налоговых рисков (избыточных начислений) за счет единых учетных принципов:
    • Менее 20% кол-ва показателей в формах отчетности по налогам, сформированных из системы, подвергается ручным корректировкам
  • Снижение трудоемкости подготовки отчетности по МСФО за счет автоматизации формирования пакетов сбора данных и параллельного учета основных средств:
    • Не превышает 1 рабочий день после закрытия в оценке РСБУ
  • Снижение трудоемкости выверки ВГО между юридическими лицами в контуре автоматизации:
    • Суммовой процент разницы ВГО от оборота между юридическими лицами внутри периметра автоматизации: не более 1%
  • Повышение качества управления ликвидностью за счет усиленной автоматизацией контрольной среды в части следования единым правилам условий оплаты и согласования платежей:
    • 0 просроченных платежей
  • Повышение качества контроля за процессом заключения договоров, снижение риска необоснованных расходов в связи с заключением договоров без необходимых согласований:
    • Исключено заключенных договоров закупки и реализации без согласования в СЭД уполномоченным лицом службы внутреннего контроля
  • Повышение степени достоверности данных за счет автоматизированного формирования и соблюдения единой методологии расчетов
  • Повышение качества планирования и расходования средств за счет автоматизированной контрольной среды: обеспечение соответствия заявки на потребность и договора:
    • Исключено заключение договоров с превышением утвержденных КЛН без согласованных заявок на потребность (без согласования уполномоченным лицом)
  • Повышение прозрачности и прослеживаемости процессов согласования заявок на потребность, корректировок КЛН:
    • 0% корректировок
  • Повышение уровня доступности информационной среды:
    • Не менее 95% (за исключением согласованных технологических окон)
  • Повышение уровня мониторинга ИТ-безопасности:
    • Не менее 100% инцидентов ИБ фиксируются в журнале регистрации событий системы.

География проекта

В организационный периметр проекта по блокам РСБУ/НУ, МСФО, Бюджетный контроль, Казначейство и Управленческая отчетность вошли 6 юридических лиц:

  • ООО "АЛРОСА-Спецбурение"
  • ООО "ПТВС"
  • ООО "Якутская генерирующая компания"
  • АО "Вилюйская ГЭС-3"
  • ООО "Якутская электросетевая компания"
  • ООО "АЛРОСА Бизнес-сервис"

По блоку Казначейство — 3 юридических лица:

  • ПАО "Севералмаз"
  • АО "Алмазы Анабара"
  • ООО "Буревестник"
Дополнительные презентации:
alrosa.png

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Год
Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.