Интеллектуальная платформа для анализа поведенческих характеристик товарно-логистических потоков и адаптивного управления финансовыми услугами для дистанционной торговли
- Заказчик:
- PimPay
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- PimPay
- Год завершения проекта
- 2017
- Сроки выполнения проекта
- Октябрь, 2013 — Октябрь, 2017
- Масштаб проекта
- 60000 человеко-часов10 автоматизированных рабочих мест
- Цели
- 1) Решить проблему доступа интернет-магазинов к заемным средствам путем создания абсолютно новой системы оценки будущих денежных потоков от продажи посылок интернет-магазинами. Доступ к кредитным средствам у предприятий ограничен, в виду отсутствия должной отчетности, твердого залога и завышенными требованиями ЦБ. ИС помогает решить данную проблему.
2) от 1-2% посылок интернет-магазинов не доходят до терминального статуса вручено - получены деньги, отказ покупателя - службы доставки товар вернули. Модуль PimPay помогает идентифицировать на ранней стадии проблемные заказы и помогает возвращать товар/деньги со штрафами к логистам.
Уникальность проекта
Разрабатываемый продукт относится к направлению программного обеспечения для реализацииразличных моделей облачных сервисов.
В проекте разрабатывается облачная интеллектуальная платформа для анализа поведенческих
характеристик товарно-логистических потоков и адаптивного управления финансовыми услугами
для дистанционной торговли.
В проекте предлагается концепция построения облачного сервиса в рамках которой реализуется
интеллектуальный инструмент для интернет-магазинов, служб доставки и инвесторов
позволяющий с применением методов адаптивного управления и скользящего планирования
осуществлять расчеты, строить прогнозы и вырабатывать управляющие воздействия. В результате
магазин сможет в автоматическом режиме получать краткосрочные инвестиционные займы под
залог будущей оплаты посылок сразу после ее отправки с минимальными рисками для инвестора.
Погашение задолженности происходит из поступлений от службы доставки при оплате товаров.
Разрабатываемая в проекте облачная платформа состоит из следующих взаимосвязанных
модулей:
- Модули системы интеграции посредством API (Application Programming Interface) с объектами
управления и субъектами, инициирующими внешнее воздействие в системе. Данная интеграция
подразумевает обеспечение прямого доступа к бизнес-логике приложений;
- Модуль трекинга публичных данных (трекер), который собирает информацию с публичных мест.
Трекер состоит из эластично-расширяемого кластера узлов с автоматическим балансировщиком
нагрузки на базе framework Akka и языке Scala;
- Модуль аналитики и интеллектуального управления реализующий многофакторную адаптивную
математическую модель поведенческих характеристик и адаптивную систему на основе методов
теории оптимизации и динамических процессов для обеспечения оптимальной стратегии
управления в конкретных ситуациях.
Разрабатываемая в проекте платформа основывается на следующих инновационных решениях и
подходах:
1. Реализуется комплексный подход к построению информационной системы интеллектуальной
автоматизации на базе теоретической модели, в рамках которого в одной облачной платформе
интегрируются: a) посредством API модулей интернет-магазины, службы доставки, инвесторы;
b) модуль системы аналитики и интеллектуального управления; c) модуль трекинга публичных
данных.
2. Платформа рассматривается как облачная, динамичная во времени и иерархически
организованная структура с открытыми интерфейсами для связи с внешним миром, реагирующая
на внутренние и внешние условия в реальном масштабе времени. При этом реализуется
применение новых подходов в области системной интеграции по концепции сервисно-
ориентированной архитектуры SOA, в рамках которой бизнес-процессы программно реализуются
в виде отдельных модулей, доступных другим приложениям и интерфейсам через стандартный
интерфейс и протокол (SOAP). Это позволит оптимизировать рентабельность и доходность
интернет-магазина, повысить эффективность использования логистических служб и снизить
уровень расходов.
3. В проекте разрабатывается многофакторная адаптивная математическая модель
поведенческих характеристик и адаптивной системы на основе методов теории оптимизации
и математического описания динамических процессов, позволяющей осуществлять расчеты,
строить прогнозы и вырабатывать управляющие воздействия в условиях изменяющихсяпараметров внешней среды (Adaptive Control). Разрабатываемая система будет обладать
способностью обнаруживать и реализовывать целенаправленное приспосабливающееся
поведение в сложных средах.
4. В проекте исследуется и разрабатывается новая модель управления и новый алгоритм риск-
менеджмента с учётом возможного отказа от оплаты товара и оперативного мониторинга
кредитных ставок на основе синтеза оптимальных механизмов управления и модели реакций
управляемой системы на те или иные управляющие воздействия. Учитывается большая частота
принятия решений, меньшая инерционность процедур принятия решений, меньшая этапность в
системе принятия решений, большая манёвренность. Математически это возможно реализовать
за счет описания поведения товарно-логистических потоков и финансового состояния интернет-
магазина в каждый момент времени.
5. Реализуются современные облачные технологии, позволяющие эффективно использовать
разделяемый пул вычислительных ресурсов и снизить затраты на использование аппаратных
ресурсов. Разрабатывается и тестируется для конкретных интернет-магазинов интеллектуальная
платформа анализа поведенческих характеристик товарно-логистических потоков и адаптивного
управления финансовыми услугами. Платформа является законченным техническим
решением пригодным для последующей коммерциализации по схеме B2B.
- Использованное ПО
- Проект реализован с использованием современных технологий при помощи сервис-ориентированной архитектуры. Язык программирования Scala 2.12, работающий поверх JVM, используется для сервисов под нагрузкой, требующих параллельной обработки данных и конкурентного доступа к ресурсам. Отслеживание статусов заказов в службах доставки, принятие алгоритмических решений на основе полученных извне и имеющихся в системе дополнительных данных, производится максимально быстро при использовании Scala Akka Streams. В подпроекте скоринговой системы используется язык программирования PHP 7.1, алгоритмы расчета лимитов при выдаче займов, начисления процентов и т.д. реализованы на базе собственной библиотеки работы с денежными средствами без потерь точности. Для реализации обработки сверок с интернет-магазинами, интеграция с банками для синхронизации средств написан собственный DSL. Для хранения и обработки данных используется БД PostgreSQL 9.6, с использованием всех достоинств данной БД, включая JSONB типы полей, хранимые процедуры, check-ограничения, частичные индексы и другое. Разработка ведется по методологии Agile с индивидуальными доработками под команду. Система контроля версий GIT. Развертывание и запуск приложений осуществляется полностью по технологии CI. Размещаются приложения на локальных серверах с ОС Ubuntu 16.04. Остальной стек: MongoDB для сервиса поддержки клиентов, RabbitMQ - система очередей, для осуществления взаимодействия сервисов, Redis для логирования и хранения закешированной информации. Стек ELK для хранения и обработки логов приложений.
- Описание проекта
- Работы выполненные в ходе проекта. По организационной части провели анализ требований ТЗ, обсуждение с владельцами подпроектов ключевых задач, найм разработчиков, DevOps и QA специалистов под будущие задачи, обучение команды для повышения уровня знаний. По технической части по результатам организационной подготовки , был выбран стек технологий и ОС, на базе которой можно гибко использовать выбранные технологии, проведен анализ вопросов безопасности системы и поиск потенциальных уязвимостей, непосредственно разработка. Сложности и риски, сопровождающие проект. При написании сервисов по работе с денежными средствами было необходимо писать корректно работающие алгоритмы расчета лимитов, ставок, погашений. Сложность заключалась в тестировании системы, зависящей от конкретного состояния в конкретный момент времени, т.к. расчеты могут зависеть от множества параметров и настроек клиента в системе, от статусов и количества его заказов. Сложностью так же являлась малая обученность IT команды новым технологиям. Риски заключались в возможности не выдержать нагрузку при росте базы данных заказов, но правильно спланированная архитектура и правильный выбор технологии позволил масштабировать сервис, избежав проблем.
- География проекта
- Проект B2B. Пользователи сервиса - юридические лица и ИП со всей страны. Регистрация и подписание происходит удаленно в течение 15 минут. Подтверждение регистрации 1 день. Для подключения к сервису PimPay нужно иметь только расчетный счет. Таким образом, география ограничена только пределами РФ в настоящее время. Но это не надолго :) За все время к сервису подключилось более 3000 интернет-магазинов с более чем 15 млн отправлений по всей стране.
- Дополнительные презентации:
- дляИМ3.pdf