Развитие Корпоративной системы управления ИТ-сервисами ПАО «Газпром нефть»
- Заказчик:
- ПАО «ГАЗПРОМ НЕФТЬ»
- Поставщик
- Генеральный подрядчик АО «Астерос», субподрядчик Hewlett Packard Enterprise
- Год завершения проекта
- 2016
- Сроки выполнения проекта
- Декабрь, 2015 — Декабрь, 2016
- Масштаб проекта
- 20000 человеко-часов2000 автоматизированных рабочих мест
- Цели
- Разработка единой методологии управления ИТ-активами, реализация учета в ИС автоматизации. Разработка процесса управления знаниями и его автоматизация. Разработка процесса управление изменениями в ИТ инфраструктуре и его автоматизация.
Интеграция с SAP SM в части управления инцидентами, для ускорения решения проблем пользователей SAP. Обновление HP SM до версии 9.41.
Уникальность проекта
В рамках проекта была создана база ведения РСМ (от уровня бизнес-решения до уровня серверов и сетевых устройств), возможность учета ИТ-активов позволила собрать все составляющие конфигурационные единицы.Также был реализован подход по ведению каталога услуг в формате (бизнес-услуга, операционные услуги, операции по услуге), привязанный к бизнес- решению, на соответствующих уровнях РСМ.Такой подход позволил:
1) Формировать расчетно-технологическую карту на основе реальных систем, в полном соответствии с составными частями бизнес-систем (оказываемых бизнес-услуг).
2) Управлять всем жизненным циклом ИТ-активов.
3) Получить актуальный состав бизнес-решений.
4) Проводить оценку реальной и плановой трудоемкости бизнес и операционных услуг.
Тиражирование
ИТ-ландшафт ПАО «Газпром нефть» состоит из более 300 ИС. В настоящее время идет создание РСМ по всем ИС. Тиражирование решения по ИТ активам, может быть использовано на управление другими активами ПАО «Газпром нефть».
- Использованное ПО
- HP SM, HP uCMDB, Qlick Sence
- Описание проекта
Развитие методологий и подходов к формированию ИТ-ландшафта привело к созданию новой архитектуры - IT4IT. Использование референсной архитектуры IT4IT в ПАО «Газпром нефть» позволило комплексно оценить текущее состояние и пути совершенствования ИТ-ландшафта. По результатам анализа определены ключевые направления развития ИТ сервисов и были определены, как задачи проекта.
В рамках проекта выполнены следующие работы:
· Разработана целевая организационная структура управления ИТ-активами
· Разработана и реализована в системе модель Каталога услуг. Проведена нормализация текущего Каталога услуг;
· Разработана методика построения ресурсно-сервисных моделей (РСМ) для расчета трудоемкости услуг сервисной компании. РСМ реализована на базе HP uCMDB, проведена интеграция с Единым справочником информационных систем, наполнение данными, создание связей с Каталогом услуг;
· Проведена формализация процесса управления конфигурациями ИТ-систем.
· Определены основные функции управления ИТ-активами и описаны процессы и стандарты по управлению ИТ-активами на протяжении всего жизненного цикла.
· Разработана система идентификации ИТ-активов, которая позволила проводить регулярные инвентаризации, через контроль факта обслуживания оборудования;
· Сформирован и запущен в эксплуатацию инструмент для оперативного контроля – Автоматизированное рабочее место руководителя ITAM;
· Реализован процесс управления изменениями в ИТ-инфраструктуре, в том числе наполнение справочников для процесса;
· Реализована база знаний для ускорения решения инцидентов специалистами технической поддержки;
· Автоматизирован процесс управления мероприятиями по предупреждению критичных инцидентов, после устранения выполненного критичного инцидента. Для возможности ведения прозрачной отчётности и процессов управления инцидентами реализована интеграция с SAP Solution Manager;
· Обновлено ПО HP SM с версии 9.32 до версии 9.41.На следующий год запланировано развитие системы. Созданные РСМ послужат основой для формирования процессов управления непрерывностью и доступностью, а также управления мощностью ИТ-услуг.
- География проекта
- Весь охват ПАО «Газпром нефть» на территории РФ: 24 региона присутствия.