"Услуга 360" - проект по созданию сервисной ИТ-инфраструктуры для госкорпорации "Ростех"
- Заказчик:
- Государственная корпорация «РОСТЕХ»
- Поставщик
- ООО «РТ-ИНФОРМ» (Государственная корпорация «Ростех»), www.rtinform.ru совместно с ООО «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»), www.servionica.ru, +74957880788
- Год завершения проекта
- 2016
- Сроки выполнения проекта
- Октябрь, 2015 — Декабрь, 2016
- Масштаб проекта
- 30000 человеко-часов400 автоматизированных рабочих мест
- Цели
- Цель проекта «Услуга 360», стартовавшего в «Ростехе» в 2015 году – упростить, унифицировать и централизовать управление ИТ-сервисами в масштабе корпорации, объединяющей более 700 организаций во всех регионах России. Переход на единую ИТ-платформу отечественной разработки позволит:
• Обеспечить комплексную защиту конфиденциальной информации и соответствие требованиям регуляторов
• Выполнить задачи по импортозамещению
• Сформировать и поддерживать сквозные процессы взаимодействия с дочерними компаниями и госструктурами
• Обеспечить необходимую масштабируемость и мобильность доступа
• Получить возможность комплексной бизнес-аналитики
• Повысить удобство работы пользователей с бизнес-приложениями
Уникальность проекта
Единая сервисная ИТ-инфраструктура, созданная в рамках проекта «Услуга 360», позволяет решить несколько задач:• упростить поддержку бизнес-процессов госкорпорации,
• обеспечить наивысший уровень защиты данных в соответствии с актуальными требованиями регулирующих органов,
• поддержать стандартизацию и централизацию процессов управления ИТ,
• снизить стоимость эксплуатации и развития ИТ-инфраструктуры и бизнес-приложений,
• повысить лояльности пользователей и их производительность: по оценкам экспертов, рост достигает 20% благодаря предоставлению более удобных и «отзывчивых» интерфейсов, а также возможности «бесшовного» переключения между корпоративными приложениями.
Так как эти задачи актуальны для многих крупных организаций, опыт проекта «Услуга 360» может стать основой для построения принципиально новой модели оказания ИТ-услуг в госсекторе и крупном бизнесе. Платформа «РУСТЭК» с мая 2016 года включена в Реестр российского ПО, что подтверждает возможность её использования для проектов в госструктурах.
- Использованное ПО
- • Платформа «РУСТЭК» (разработчик – ООО «Сервионика», ГК «Ай-Теко»)
• Комплекс решений и средств безопасности от российских вендоров («Лаборатория Касперского», InfoWatch, Group-IB, НИИ СОКБ, «ИнфоТеКС», «Код безопасности», MaxPatrol и др.)
• Компьютерное оборудование отечественного производства (Kraftway, Yota и др.)
• Серверное оборудование Huawei - Описание проекта
- Создание единой интегрированной ИТ-инфраструктуры необходимо как основа взаимодействия компаний Государственной корпорации "Ростех", обмена идеями и поддержки кросс-отраслевых разработок в соответствии с миссией госкорпорации. Проект «Услуга 360» использует самые современные и эффективные отечественные ИТ-разработки, позволяя создавать высокозащищённые среды и виртуальные рабочие места. Эти инновационные изменения критически важны для успешного развития сразу нескольких сфер российской экономики: ОПК, машиностроения, строительства, медицины и биотехнологий, ИТ. Согласно концепции проекта, сотрудники территориально-распределенных подразделений и предприятий смогут совместно работать над проектами и обмениваться информацией в единой высокозащищенной ИТ-среде. Благодаря ускорению и упрощению этого взаимодействия возрастет эффективность разработки новых видов инновационной продукции, что соответствует миссии «Ростеха». До начала проекта было выявлено несколько «болевых точек», снижавших удовлетворенность пользователей корпоративными ИТ-сервисами и эффективность их работы: • Высокая трудоемкость • Низкая скорость принятия решений • Недостаточная оперативность бизнес-процессов • Низкая мотивация пользователей из-за недостаточно эффективно организованных рабочих процессов. Спецификой ИТ-инфраструктуры «Ростеха» является наличие повышенных требований к безопасности, контролю подключения и доступа пользователей к ресурсам компании. Из-за этого возрастал объем потребления вычислительных ресурсов. С одного ПК пользователь мог подключаться только к определенным системам и был физически ограничен средствами и функциональными возможностями, заложенными в инфраструктурные обеспечивающие системы. Оптимизация требовалась и для такой распространенной задачи, как печать документов. Если сотруднику необходимо было распечатать документ, приходилось выбирать принтер из общего списка, не всегда было понятно, где он расположен. Был высок риск пропажи документов, в том числе – с конфиденциальной информацией. К тому же значительны были расходы на печать: большой объем документов распечатывался повторно, например, из-за ошибок сотрудников при выборе принтера. Многие из этих неудобств были объективным следствием необходимых заказчику мер по защите информации. Однако для этих задач предстояло найти новые решения, в частности: • дать сотрудникам возможность использовать любые офисные принтеры, сохраняя при этом контроль за работой устройств и сохранностью бизнес-данных; • внедрить средства коллективной работы: видеоконференц-системы, системы совместной работы с документами, организации презентаций для различных групп сотрудников; • сделать работу с информациоными системами удобной для пользователей и безопасной для бизнеса. Для выполнения этих задач был создан программно-аппаратный комплекс на основе импортозамещённых компонентов и ПО, разработанный компаниями «РТ-ИНФОРМ» и «Сервионика» (ГК «Ай-Теко») на базе оборудования Huawei. Внедрение платформы проводилось командой «РТ-ИНФОРМ» совместно с ООО «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»). Для размещения информационных систем использована среда виртуализации на серверах Huawei, обладающая следующими преимуществами: • Оптимальное для заказчика соотношение «производительность/цена/качество» при создании аппаратной платформы («Сервионика» является партнером Huawei) • Независимость развития внедренного решения от геополитических факторов, т.к. данный вендор не подпадает под санкции. «Услуга 360» состоит из большого количества подсистем: ЦОД, облачная платформа, каналы связи, оборудование локальной сети, подсистемы информационной безопасности, система печати по картам и ряд других. IaaS-решения «Сервионики» установлены на аппаратной базе Huawei, и такая связка платформы РУСТЭК и высокопроизводительного вычислительного комплекса Huawei FusionCube уже отлично себя зарекомендовала. Решения «Сервионики» и Huawei – ключевые компоненты новой сервисной инфраструктуры, созданной в рамках «Услуги 360», но, конечно, не единственные. В проекте задействован уникальный комплекс решений ведущих российских компаний, среди которых - «Лаборатория Касперского», InfoWatch, Group-IB, НИИ СОКБ, «ИнфоТеКС», «Код безопасности», а также оборудование отечественной компании Kraftway, модемы и роутеры Yota. Большую роль в разработке РУСТЭК сыграл центр компетенции «Ай-Теко» в Иннополисе. Основной задачей при переходе на новую платформу стала оптимизация работы пользователей с информационными системами. Выбор в пользу «РУСТЭК» - полностью российской разработки, созданной компанией «Сервионика» (ГК «Ай-Теко») в 2013 году на базе платформы OpenStack, был сделан по ряду причин: • Наличие готового отечественного решения от лидера рынка: ГК «Ай-Теко», на базе современного оборудования Huawei; • Независимость от санкций; • Возросший уровень зрелости open source решений, позволяющий реализовать на открытом коде масштабные высокозащищенные инфраструктурные проекты; • Опыт «Сервионики» как разработчика, системного интегратора и сервис-провайдера, гарантирующий качество решения и его поддержки, а также подтвержденные компетенции в работе с OpenStack; • «РУСТЭК» разработана на платформе OpenStack, одной из самых динамично развивающихся и популярных платформ с открытым кодом. В случае необходимости – например, при возникновении новых бизнес-задач или потребности в масштабировании – платформа может быть оперативно расширена путем добавления новых функциональных модулей. Это делается на портале администрирования, где администратор может выбрать из каталога необходимые модули и добавить их через единую централизованную консоль. Администрирование сервисов в «РУСТЭК» также осуществляется централизованно: в консоли администратора выведены и консолидированы по группам основные элементы управления, что позволяет управлять всеми необходимыми компонентами и платформой в целом. Решение «Сервионики» позволило изменить принципы организации работы с корпоративными системами ГК «Ростех». В результате проведенного аудита ИТ-инфраструктуры и бизнес-процессов заказчика был разработан новый подход к организации работы пользователей. Достигнутые результаты можно распределить по трем направлениям: 1. Оптимизация ИТ-инфраструктуры • Создано 2 комплекса программно-аппаратных средств Huawei с установленными на них средами виртуализации «РУСТЭК». Между комплексами реализована сетевая связность с обеспечением повышенных мер защиты и контроля проходящего трафика. • Использованы сертифицированные во ФСТЭК и ФСБ решения по обеспечению информационной безопасности. Подключение пользователей к системам происходит с терминальных станций Kraftway, на них реализована единая среда для работы с информационными системами. 2. Создание удобной рабочей среды для пользователей Теперь пользователь, работая на одной терминальной станции, видит сразувсе информационные системы , отображенные на едином рабочем столе: • все ярлыки приложений • все уведомления и события • удобная визулизация Внедренное в ходе проекта решение на базе Microsoft Lync позволило: • обеспечить конечных пользователей средствами видеоконференцсвязи и телефонии, • предоставить широкий спектр функциональных возможностей для коллективной работы с документами. 3. Оптимизация использования принтеров и подготовки документов Предложенная «Сервионикой» концепция Follow Me Printing позволила сотрудникам компании получить более удобный и быстрый доступ к печатающим устройствам при сохранении контроля за эффективностью использования техники и сохранностью данных. Теперь пользователь при печати документа выбирает команду «Печать на принтере», сам принтер выбирать не нужно: документ можно получить на любом офисном принтере, используя в качестве идентификатора обычный офисный пропуск. Это открывает новые возможности для учета использования ресурсов и офисной техники, а также позволяет пресекать злоупотребления: например, если пользователь не входил в офис, то и печать по его пропуску будет невозможна. Такое решение возможно благодаря интеграции с системой СКУД. Модульная архитектура платформы «РУСТЭК» позволяет, в зависимости от потребностей заказчика, задействовать набор необходимых компонентов, выбирать – и оплачивать – только необходимый функционал. Поэтому суммарная стоимость владения решением оказывается ниже стоимости владения платформ, созданных на базе проприетарных решений.
- География проекта
- Москва и регионы РФ