Диверсификация бизнеса на базе текущей ИТ-инфраструктуры
- Заказчик:
- Магнит
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- Mail.ru Group
- Год завершения проекта
- 2020
- Сроки выполнения проекта
- Июль, 2020 - Август, 2020
- Масштаб проекта
- 6000000 абонентов
- Цели
-
«Магнит» - крупнейший российский ритейлер по количеству магазинов и географии их расположения. Компания насчитывает более 21 тысячи торговых точек в 65 регионах России. В рамках развития омниканального взаимодействия с покупателями в 2020 году компания запустила проект интеграции с сервисами экспресс-доставки Delivery Club, Яндекс.Еда, а также с собственным мобильным приложением.
Для подключения к сервисам ритейлеру была необходима онлайн-витрина с актуальным ассортиментом, доступным для заказа в работающих на доставку магазинах. Онлайн-витрина должна была объединить, структурировать и актуализировать данные о товарах и их наличии в магазинах из разных источников в режиме реального времени.
«Магниту» требовалось решение, которое обеспечило бы простую интеграцию магазинов и могло легко масштабироваться.
Уникальность проекта
Запуск цифрового канала продаж с нуля на технологиях Mail.ru Group: от инфраструктуры и операционного слоя, до фронтального сервиса и логистической системы.Решение нужно было запустить в сжатые сроки: пара месяцев от сбора бизнес-потребностей до продакшена. Еще одно важное требование - это масштабируемость. До конца 2020 года сервис должен был быть полностью готов к масштабированию в двух парадигмах: увеличение количества подключенных к доставке магазинов и подключение новых сервисов доставки, в том числе Delivery Club, Яндекс.Еда и собственное мобильное приложение «Магнита».
Решение разместили на облачной платформе Mail.ru Cloud Solutions. Решение Tarantool, которое легло в основу проекта, позволило избежать перестраивания ИТ-инфраструктуры «Магнита» и выстроить новый сервис на работающих информационных системах компании. Чтобы ускорить реализацию проекта, команда разработчиков выбрала реализацию Tarantool Data Grid, где «из коробки» решены вопросы развертывания и деплоя.
- Использованное ПО
- Tarantool Data Grid, облачная платформа Mail.ru Cloud Solutions, клиентские сервисы Delivery Club, Яндекс.Еда, мобильное приложение «Магнит».
- Сложность реализации
-
Для организации дистанционной торговли нужно, чтобы обмен данными об остатках происходил раз в пять минут. В противном случае существовала большая вероятность того, что на онлайн-витрине товар будет в наличии, а в конкретном магазине его не окажется. Это репутационные риски для сервиса, отвечающего за доставку.
Кроме того, в процессе выяснилось, что систему «Магнита» необходимо дополнить информацией о товарах и категориях, которая была нужна для корректной работы сервисов доставки. Отсутствовала квантовка товаров. Квант – это минимальная порция конкретного товара, которую можно купить в данном магазине (например, для арбузов квант — это 3 кг, для мяса – 400 г). Без этой информации организовать торговлю через сервисы доставки было невозможно. Требовалось обогащение, стандартизация и модификация имеющейся информации.
- Описание проекта
-
Подключение к сервисам экспресс-доставки позволило «Магниту» запустить новый канал продаж и диверсифицировать бизнес. Обычно подобные интеграции происходят по стандартной схеме. Сервис получает от ритейлера каталог с товарами, их описанием, количеством магазинов и создает онлайн-витрину, которая доступна пользователям приложения. В информационной среде «Магнит» не было точек интеграций для такой схемы. Задача была сделать программный интерфейс, с помощью которого можно отдавать сервисам доставки актуальную информацию.
В информационной среде «Магнит» каталог товаров и складские остатки находятся в разных системах: каталог товаров включает более миллиона позиций и хранится в центральной базе данных, а складские остатки и информация о чеках — в торговых точках. Информация об остатках и чеках обновляется несколько раз в сутки, когда происходит инвентаризация, учет прихода, учет расхода.
Таким образом, информацию об остатках из центральной базы можно получать раз в несколько часов. Но чтобы доставлять товары через приложение, нужно обновлять данные каждый час. Поэтому торговой сети понадобилась витрина, которая получает данные из магазинов и центральной БД, объединяет их и отдает в приложения актуальную информацию в режиме реального времени. Обычно подобные проекты в сопоставимых по размеру компаниях занимают от полугода, однако «Магнит» поставил амбициозную задачу: через месяц первые курьеры Delivery Club уже должны были доставлять продукты из магазинов.
В основу витрины данных легло решение Tarantool Data Grid, которое позволяло провести интеграцию в установленные сроки. Многие вопросы в бизнес-процессах определяли на ходу, например, какие данные есть в системах, что и откуда нужно брать, с какой периодичностью. Продуктовый каталог разработали за 30 дней. За пару месяцев решение пережило взрывное масштабирование. Если в начале сентября подключили 20 магазинов, то в октябре 2020 года оно работало уже для 200.
Все решение хостится на облачных серверах Mail Cloud Solutions. В «Магнит» достаточно строгие правила безопасности, и понадобился VPN-туннель. В рамках VPN идет два потока данных: 1) с централизованного сервера приходят карточки товаров и фотографии, 2) из каждого магазина с интервалом раз в пять минут приходит информация об остатках и ценах.
Таким образом, Tarantool собирает и структурирует каталог с товарами, ценами, остатками из информационных систем сети «Магнит» и передает в приложения сервисов доставки. Создание онлайн-витрины для интеграции с сервисами доставки позволило привлечь новых клиентов, повысить лояльность покупателей, частоту их контактов. На сегодняшний день через систему проведено более 50 000 заказов.
- География проекта
К ноябрю экспресс-доставка стала доступна из более чем 400 магазинов «Магнит» в Москве, Самаре, Краснодаре, Новосибирске, Ростове на Дону и других городах. До конца 2020 года ритейлер планирует подключить к сервисам более 2000 магазинов в 60 регионах России.