Трансформация государственной функции по установлению тарифов в государственный цифровой сервис
- Заказчик:
- Комитет по ценам и тарифам Московской области
- Поставщик
- Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области
- Сроки выполнения проекта
- Январь, 2019 - Август, 2020
- Масштаб проекта
- 90000 человеко-часов
- Цели
- Целью проекта являлась трансформация процессов Комитета по ценам и тарифам Московской области в качественный цифровой государственный сервис для регулируемых организаций, потребителей услуг (коммунальных) и Правительства Московской области:
- Для регулируемых организаций - тарифы получать просто и удобно, тарифные решения прозрачны и долгосрочны.
- Для Правительства Московской области - быстрая и качественная отчетность, аналитика и прогнозы по коммунальным отраслям с целью обеспечения социально-экономической эффективности тарифной политики.
- Для потребителей – прозрачно, обосновано, понятно, на что потрачен коммунальный платеж.
Уникальность проекта
В первый раз в Российской Федерации:1. Организована подача тарифной заявки онлайн
2. Автоматизирован процесса расчета тарифов, формирования типового экспертного заключения (юридически значимый документ – обоснование расчета тарифов) и распоряжения об утверждении тарифов, для чего было проведено 21 НИОКР по разработке и автоматизации уникальных алгоритмов расчета тарифов для разных видов деятельности.
3. Применено новое решение «1С: Аналитика».
- Использованное ПО
1. 1C Предприятие 8.3
2. 1С Аналитика
3. Pentaho BI
4. Портал государственных и муниципальных услуг Московской области
5. Системы заказной разработки
- Сложность реализации
- Проект реализовывался в ситуации противоречивости интересов стейкхолдеров и поддерживает улучшение баланса их интересов. Потребители хотят ниже тарифы сегодня, но при этом хорошее качество услуг. Регулируемые общества хотят долгосрочные, прогнозируемые и высокие тарифы. Правительство МО ставит своей целью обеспечение удовлетворенности граждан, финансовой устойчивости регулируемых организаций, роста качества услуг, опережающего развития инфраструктуры, при этом минимизации бюджетной потребности и строгого соответствия законодательству.Проект направлен на стандартизацию и автоматизацию сложных процессов и расчетов, где нет единой исчерпывающей методологии, участники процессов в значительной мере используют собственные экспертные знания и действуют в режиме неопределенности. Для преодоления этой сложности было проведено 21 НИОКР по разработке и автоматизации алгоритмов.Одной из самых сложных задач проекта стала разработка единой модели данных системы. Пришлось разработать методы объединения в едином хранилище данных из различных источников, получаемых в различных входных формах, предусмотреть возможности обработки данных с учетом методик, используемых в разных сферах регулирования.С этой точки зрения, могут значительно отличаться друг от друга показатели организаций, работающих в разных сферах деятельности, показатели уровня муниципальных образований, субъектов Российской Федерации, а также сфер деятельности (отраслей). Пришлось работать с очень большим количеством признаков показателей, а для того, чтобы успешно завершить работу по их формализации, пришлось разработать систему атрибутирования показателей, которая позволяет объединять данные системы.
- Описание проекта
- Ситуация до начала проектаНа момент запуска проекта в конце 2018 года в части ИТ в Комитете работали лишь средства межведомственного электронного документооборота и офисные программы. Не было хранилищ данных и быстрой отчетности (сводные отчеты собирались из разрозненных документов вручную), отсутствовал электронный архив (большая часть документов хранилась в коробках в бумаге). Представители организаций подавали документы лично, занимая очередь в коридорах Комитета. Расчеты и документы тарифного процесса были не стандартизированы, формировались вручную. Раскрытие информации о тарифах для граждан осуществлялось посредством размещения неструктурированных архивов сложных для понимания документов на сайте комитетаРезультаты проекта:Результаты для коммунальных организаций:
- Разработаны и размещены на сайте Комитета (бесплатное скачивание и использование) электронные формы тарифной заявки (расчета тарифов) программный комплекс «Умный шаблон. Версия организации»
- Заполненные электронные формы «Умный шаблон. Версия организации» и обосновывающие документы организации могут подать в Комитет электронно через личный кабинет на Портале государственных и муниципальных услуг Московской области. Через личные кабинет также может производиться весь документооборот (обмен запросами, документами, ознакомление с проектом тарифного решения перед утверждением, получение подписанного распоряжения об утверждении тарифов)
- Результат утверждения тарифов организация получает стандартизированный: распоряжение об утверждении тарифов и экспертное заключение. Экспертное заключение формируется автоматизировано по типовой форме из информационной системы Комитета, таким образом, ко всем организациям применены единая методология расчета тарифа, единый подход к обоснованию расчета, формат заключения стал более понятным и доступным для пользователей.
- Работает горячая линия в режиме «единого окна» по заполнению электронной формы заявки, подачи заявки через личный кабинет, разъяснения экспертного заключения.
Итоги:- 50% регулируемых услуг по установлению тарифов (самые популярные услуги) можно получить полностью в электронном виде (задача на 2021 год 100% услуг сделать доступными в электронном виде)
- в 2020 году электронными формами тарифной заявки «Умный шаблон. Версия организации» воспользовались 90% регулируемых организаций;
- в электронном виде в 2020 году Комитетом оказывается 1779 услуг (устанавливается тарифов) (84% от всех устанавливаемых тарифов на год), в 2019 году было оказано 1429 услуг в электронном виде.
- Сократилось количество отказов в приеме документов на установление тарифов в 5 раз (с 25% до 4%) – качество подаваемых документов кратно возросло и снизилось административное давление
- В три раза сократилось количество запрашиваемых документов
- В шесть раз сократилось количество случаев нарушения сроков предоставления услуг со стороны Комитета
- 100% организаций, получающие услуги в электронном виде, гарантированно ознакомлены с проектом решения до утверждения и получили возможность заявить разногласия, пройти процедуру урегулирования и получить необходимые разъяснения на уровне Комитета до утверждения тарифов (ранее были неоднократные жалобы, что не было произведено ознакомление с проектом решения до утверждения тарифов и не рассмотрены разногласия, в случае несогласия организации с установленным тарифом разногласия рассматриваются в суде или ФАС России). Это существенно снизило количество судебных разбирательств с регулируемыми организациями.
- Согласно опросу организации довольны электронными формами, личным кабинетом и типовым экспертным заключением.
Результаты для потребителей (бизнеса и населения):- Размещены калькуляторы расчета стоимости коммунальных услуг на сайте Комитета (что позволяет в течение нескольких секунд проверить правильность платежки)
- Работает сервис «вопрос-ответ», который помогает за несколько секунд найти ответы на наиболее распространённые вопросы
- Работает поиск по организациям обосновывающих документов на сайте - любой потребитель может легко найти экспертное заключение по расчету тарифа и разобраться на что потрачены средства ( задача на 2021 год сделать раскрытие в понятной инфографике)
Результаты для Правительства Московской области и Комитета по ценам и тарифам:- Возможность формирования быстрой сводной отчетности и любых аналитических показателей для оценки эффективности тарифной политики Московской области, за несколько минут (ранее занимало от нескольких часов до нескольких дней)
- Возможность прогнозирования результатов влияния тарифного регулирования в разрезе организаций на уровень платы граждан за коммунальные услуги с точностью до 0.1% (ранее было недоступно)
- Снижение рисков технических и методологических ошибок при расчете тарифа и уменьшение рисков человеческого фактора
- Появление стандарта качества экспертизы и обеспечение ему соответствия при расчете тарифов, что значительно повысило прозрачность формирования тарифов
- Рост производительности труда
Реализованная ИТ-система состоит из следующих крупных взаимосвязанных модулей:- Программный комплекс «Умный шаблон. Версия организации» - программный комплекс, предоставляемый бесплатно организациям для расчета тарифов .
- Программный комплекс «Умный шаблон. Версия регулятора» программный комплекс, используемый сотрудниками Комитета для экспертизы и расчета тарифов
- Личный кабинет регулируемой организации на Портале государственных и муниципальных услуг Московской области.
- АИС «Тариф» - ядро информационной системы Комитета, включающая хранилище данных, электронный архив, модули, отвечающие за автоматизацию ключевых процессов Комитета (включая формирование типовых документов), развитые средства формирования отчетности и бизнес-аналитики.
- Официальный сайт Комитета.
В личном кабинете на Портале госуслуг Московской области разработана функциональность для: подачи интерактивной формы заявления на установление тарифов, контроля сроков предоставления государственной услуг, обмена документами, отображение информации об изменении статуса рассмотрения заявки, получение проекта решения на ознакомление и итогового решения. Реализована возможность задать вопрос представителю Комитета и получить ответ.АИС «Тариф» - ядро информационной системы Комитета, включающая хранилище данных, электронный архив, развитые средства формирования отчетности и бизнес-аналитики. АИС «Тариф» интегрирован с Порталом госуслуг МО, обеими частями программного комплекса «Умный шаблон».АИС «Тариф» состоит из двух подсистем: «Автоматизация расчета цен (тарифов) и отчетности» и «Электронный архив». Подсистема «Автоматизация расчета цен (тарифов) и отчетности» включает модули для работы с тарифными заявками, инвестиционными программами, осуществления контрольно-надзорной деятельности, формирования аналитических отчетов.АИС «Тариф» разработана на базе платформы «1С: Предприятие», «1С: Документооборот» и нового продукта для рынка – BI-инструмента «1С: Аналитика».АИС «Тариф», программный комплекс «Умный шаблон» и личный кабинет регулируемой организации на Портале госуслуг Московской области обеспечивают автоматизированный неразрывный процесс от учетных АС и представителей регулируемых организаций до финальной документации в Комитете с возможностью итерационного взаимодействия.
Видеоролик «Клиентская часть проекта «Трансформация государственной функции по установлению тарифов в государственный цифровой сервис» - https://www.youtube.com/watch?v=b6CwbycfvNQ
Кейс для слушателей Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС - https://cdto.ranepa.ru/case2 - География проекта
- Московская область
- Дополнительные презентации:
- 01. КЦТ_Тарифное регулирование - трансформация в государственный цифровой сервис.pdf02. КЦТ_Презентация процедуры подачи заявки через портал.pdf03. КЦТ_Архитектура цифрового сервиса.pdf04. Кейс для слушателей Центра подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.pdf