Автоматическое планирование рейсов городской автодоставки
- Заказчик:
- ГК «Деловые Линии»
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- BIA Technologies
- Год завершения проекта
- 2020
- Сроки выполнения проекта
- Январь, 2017 - Декабрь, 2020
- Масштаб проекта
- 90000 человеко-часов
- Цели
Снижение затрат транспортной компании за счёт внедрения технологии автоматического планирования рейсов городской автодоставки, обеспечивающей:
· построение рациональных рейсов для повышения производительности автотранспорта, позволяющее выполнять большее число заказов без расширения парка;
· снижение трудозатрат логистов;
· повышение лояльности клиентов, благодаря автоматическому учёту его требований при формировании рейсов и снижения влияния человеческого фактора.
Уникальность проекта
Разработанная система автодоставки позволяет планировать около двух тысяч рейсов ежедневно для экспедирования грузов клиентов во всех городах РФ. Математическая модель содержит порядка 400 различных параметров, позволяющих задавать особенности планирования и учитывать факторы важные для каждого города и каждого клиента. При этом модель способна быстро распределять заявки на сотни машин, повышая производительность логиста.Применение технологии автоматического планирования рейсов позволило повысить производительность использования автотранспорта, снизить нагрузку на логистов, сохранив при этом заданные показатели качества автодоставки. После внедрения системы, логист города-миллионника корректирует не более 10-15% рейсов, заменяя буквально считаные заказы, затрачивая на это 15-20 минут в конце рабочего дня.
- Использованное ПО
АРМ и учётная часть системы: 1С 8.3.10
Математический модуль:
JVM приложение (Ceylon, Kotlin с использованием Quarkus)
Шина - Apache Kafka
База данных - MongoDB
Логирование (отображение) - Kibana
Логирование (сбор) - Elasticsearch
Мониторинг (отображение) - Grafana
Мониторинг (сбор) - Prometheus
Оркестрация, поднятие расчётных под - Kubernetes
Контейнеры – Docker
Картографические сервисы: Google, Яндекс, СитиГид.- Сложность реализации
Для повышения производительности автотранспорта, при автоматическом планировании рейсов, использовались подходы, недоступные логистам. Но радикальное изменение логики планирования привело к построению слишком непривычных и по разным причинам неудобных рейсов, которые невозможно быстро скорректировать. Новая стратегия проекта потребовала сначала «научить» систему строить рейсы примерно так же как это делает логист, и после этого, с большей осторожностью изменять логику их формирования. Потребовалось расширить математическую модель, которая стала учитывать особенности планирования логистов, и позволила гибко применять политику качества планирования, в зависимости от особенностей режима работы логистов. Для решения задачи алгоритмизации, ранее не оцифрованных бизнес-правил планирования рейсов, потребовалось проведение множества исследований и учет огромного числа параметров.
Также мы столкнулись с ошибками в адресных данных, которые допускали клиенты, приводивших к неверному геокодированию и формированию некорректных рейсов. В системе были реализованы инструменты для быстрого поиска и исправления таких ошибок.
Начальное наполнение базы знаний, необходимой для полноценной работы математической модели, предполагает оцифровку опыта сотрудников, а это сложная и трудоёмкая задача, сдерживающая темпы внедрения всех возможностей системы. Для решения этой проблемы была подготовлена группа экспертов, которые помогают своим коллегам на местах справляться с наполнением базы знаний закрепленных за ними городов, и увеличивать их вовлеченность.- Описание проекта
В ходе проекта разработана новая TMS городской автодоставки, в которой потребовалось повторить все функциональные возможности и интеграции с другими системами и процессами, ранее использовавшиеся заказчиком, сделать их более технологичными и удобными. Все элементы системы разработаны самостоятельно, т.к. подходящих коробочных решений на рынке не существует.
Для реализации функциональности автоматического планирования потребовалось:
· разработать подсистему математического моделирования;
· сформировать базу знаний для хранения параметров, используемых при моделировании, а также модуль для её актуализации;
· выполнить интеграцию с сервисами прогноза пробок и геокодирования;
· модернизировать функциональность мобильного приложения для водителей;
· повысить уровень автоматизации многих процессов, чтобы изменения ситуаций фиксировались в системе для учёта при моделировании.
При автоматическом формировании рейсов система учитывает множество параметров:
· все требования каждого отдельного заказа (временные окна, ВГХ, услуги грузчиков, требования к транспорту, и др.);
· сведения об индивидуальных особенностях обслуживания клиентов, начиная с пропускного режима и наличия собственной погрузочной техники, заканчивая статистикой простоя в разные часы и запретом перевозки в одном кузове с грузами конкурентов (сетевые клиенты);
· оцифрованный опыт логистов и водителей о конкретных геозонах;
· данные о прогнозе дорожной ситуации (пробки);
· оценка опытности водителей по работе с конкретными клиентами и на определенных территориях;
· параметры автомобилей и установленного на них спецоборудования.
Система прогнозирует заказы, которые нужно будет доставить непосредственно в день их оформления клиентом. По факту появлении таких заказов, автоматически подбирается наиболее подходящий рейс, чтобы забрать груз у клиента.
АРМ логиста включает интерактивную карту и другие инструменты для быстрого и удобного анализа рейсов, их корректировки, или самостоятельного создания рейсов.
В проекте выполнен бесшовный переход во всех городах от ранее использовавшийся системы к новой.
Внедрение для каждого города проходит несколько стадий, при этом используется все больше возможностей заложенных в системе.
После завершения внедрения системы в нескольких крупных городах получено подтверждение достижения целевых показателей проекта. Кроме того, передача города от одного логиста к другому, больше не приводит к снижению производительности на длительный период, а обучение новых логистов упростилось и занимает меньше времени чем раньше.
В настоящее время продолжается этап масштабирования, для перехода от состояния «система планирует как логист» к повсеместному внедрению технологии автоматического формирования уплотнённых рейсов и достижения целевых эффектов проекта во всех городах.
- География проекта
- Российская Федерация (182 города)