Внедрение корпоративной платформы управления данными (RHD) «Газпром нефти»
- Заказчик:
- ПАО "Газпром нефть"
- Руководитель проекта со стороны заказчика
- Поставщик
- ООО "Газпромнефть - Цифровые решения", ЗАО "Крок инкорпорейтед"
- Год завершения проекта
- 2020
- Сроки выполнения проекта
- Сентябрь, 2018 - Декабрь, 2020
- Масштаб проекта
- 82000 человеко-часов
- Цели
- Стратегия «Газпром нефти» предполагает трансформацию в компанию, управляемую на основе данных и цифровых двойников, что требует внедрения эффективных процессов Data Governance. В рамках проекта RHD реализуется комплекс инструментов DG/DM, обеспечивающих:
- Прозрачность данных за счет создание единого источника информации и правил управления данными группы «Газпром нефть», быстрого поиска по данным;
- Единое понимание данных (терминологии, взаимосвязей между бизнес-терминами/показателями и источниками данных, методологии расчетов/трансформаций, формирование data lineage);
- Быстрый доступ к данным и data- сервисам за счет реализации единой точки доступа к глоссарию, каталогу данных, аналитической отчетности, порталу самообслуживания;
- Доверие к данным за счет внедрения средств контроля качества данных, инцидент- и проблем-менеджмента;
- Цифровое представление бизнес-процессов за счет внедрения моделей данных;
- Повышение аналитичности данных за счет внедрения инструментов self-service BI.
Уникальность проекта
Общекорпоративный уровень проекта. Задачей проекта является обеспечение бизнесу оперативного доступа к данным всей группы компаний, включая исчерпывающую информацию по всем бизнес-блокам и функциональным направлениям компании.Внедрение инструментов работы с данными в производственной компании со сложным, разнородным ИТ ландшафтом. Реализуется интеграция как с аналитическими платформами и системами класса RDM/MDM, хранилищами/озерами данных и BI, так и со всем спектром исходных систем ГК, которые содержат критичные для бизнеса данные. Это обеспечит максимально широкий охват описываемых данных и потоков.
Уникальная ролевая модель доступа к данным на базе доменной модели ответственности за данные. На базе полученного описания всего спектра данных будут в последующем предоставляться права доступа.
Модульная, расширяемая по функциональности архитектура по принципу «best in class», в перспективе позволяет масштабировать функционал и реализовывать стратегию импортозамещения.
- Использованное ПО
Store and Compute, DBMS: Arenadata DB, Arenadata Hadoop, PostgresPro, MS SQL Server
Интеграция: Informatica PowerCenter
Data Quality: Informatica DQ
Metadata Management: Informatica Enterprise Data Catalog
Моделирование данных: SAP PowerDesigner, ARIS
Business Intelligence: Qlik
Бизнес-глоссарий, каталог данных: Alteryx Connect
In-house разработка: Java, Spring, Angular
- Сложность реализации
- Необходимость детальной проработки единой методологической базы компании по процессам управления данными, автоматизация которых реализуется средствами программного комплекса. В рамках проекта разработаны регламенты и методические указания по процессам управления данными, на базе них сформированы требования к объектам системы-артефактам, настроены процессы и роли участников как в рамках проектной, так и сервисной деятельности УпД.
- Сложности в технической реализации интеграций с информационными системами, которых в целом в группе компаний насчитывается более тысячи, необходимость учета специфики информационных систем (вплоть до версии платформы).
- Организационный масштаб предполагает тиражирование проекта в большое количество бизнес-подразделений и функций, обучение пользователей, интеграцию в операционные и ИТ процессы компании.
- Описание проекта
В соответствии с целями стратегии 2030 «Газпром нефть» стремится стать мировым лидером по эффективности, безопасности, технологичности. Для этого внедряются передовые цифровые технологии, позволяющие работать с колоссальными объемами информации, извлекать максимальную ценность из данных как стратегического актива, критичность которого для принятия бизнес решений и реализации цифровых программ растет с каждым годом.
Ключевую роль в достижении этих целей выполняет внедряемая корпоративная платформа управления данными (RHD). Reporting HelpDesk является программным комплексом, состоящим из нескольких компонентов, обеспечивающих основные процессы управления данными: описание/каталогизацию, оценку качества, моделирование, анализ данных (включая self- service BI). Frontend комплекса - система Alteryx – в интеграции с другими модулями сводит воедино описание используемых в компании данных как на бизнес, так и на техническом уровне по таким разделам, как:
- Домены данных (определяют структуру ответственности за данные в организации);
- Бизнес-глоссарий (унифицирует бизнес-терминологию данных);
- Критичные элементы данных (фиксируют спрос на данные, максимально раскрывают связи между элементами для облегчения поиска);
- Отчеты/аналитические приложения и справочники (определяют аналитический потенциал данных);
- Каталог технических метаданных и потоки (data lineage) (формирует полное понимание потоков данных и их трансформации);
- Мониторинг качества данных (определяет уровень ценности данных и возможности использования для целей бизнес-, продвинутой аналитики и моделей искусственного интеллекта).
Реализация механизма самостоятельного построения аналитических приложений в связке с поиском по данным каталога и моделям данных позволяет существенно сократить время на принятие решений на основе данных. Бизнес- и технический каталог данных также обеспечивает быструю скорость разработки моделей ИИ, при этом обеспечив фундамент в виде достоверных данных.
Поддержка функционала инцидент- и проблем- менеджмента качества данных позволяет технологически и организационно существенно повысить потенциал использования данных в принятии решений. Реализованный в системе функционал моделирования данных в дальнейшем предполагается развить до интегрированной общекорпоративной модели данных; в интеграции с корпоративным поиском он является базисом для формирования цифровых двойников процессов и эффективного внедрения «цифровых помощников аналитиков (ЦПА)» (обеспечение быстрого поиска и доступа по неструктурированному запросу).
В перспективе платформа Управления данными позволит дополнительно внедрить автоматизированные алгоритмы анализа ситуаций и принятия решений.
Таким образом, платформа поможет бизнесу упростить доступ к информации для принятия управленческих решений, повысить ее качество, создаст единое понимание и методологию работы с данными, обеспечит поддержку цифровой трансформации компании.
- География проекта
- Пользователями программного комплекса RHD являются потенциально все сотрудники компании, выполняющие бизнес-задачи в корпоративных автоматизированных системах. Поэтому география проекта охватывает все регионы присутствия ПАО «Газпром нефть» в Российской Федерации и ряде иностранных государств.
- Дополнительные презентации:
- GlobalCIO_Проект года_2020_ГПН_RHD_детальная презентация_v3.1.pdf