Цифровые технологии в нефтегазе – быстро и просто

1466

Компании российского нефтегазового сектора полны решимости и дальше развивать цифровые технологии, но подходы к внедрению стали двойственными. С одной стороны, пандемия коронавируса и вынужденная удаленная работа не оставили сомнений в необходимости такого развития даже у самых традиционных руководителей. Но с другой, - менеджеры высшего звена хотят точно знать, чем занимались сотрудники, работая из дома, требуя изучить их «цифровые следы» - и только после этого готовы сделать дистанционный или даже гибридный режим новой нормой рабочего процесса. Участники рынка не отказываются от стратегий цифровой трансформации, но в 2020 году готовы запускать только быстроокупаемые и высокомаржинальные проекты, а все остальные пока психологически отодвигают на 2021 год.

Таков один из выводов ежегодного федерального ИТ-форума нефтегазовой отрасли России «Smart Oil & Gas 2020», который организовала 17-18 сентября Информационная Группа ComNews - уже шестой год подряд, но впервые – в онлайн-формате.

Пандемия в большой степени повлияла на доходы компаний нефтяного и газового сектора, так как во всем мире одновременно понизились и цены, и спрос на углеводороды. Это приводит к секвестрованию корпоративных бюджетов нефтегазовых компаний, что затрудняет цифровую трансформацию, так как она требует немалых инвестиций. Поэтому участники рынка оказались на распутье: как сохранить, а то и увеличить темпы этого процесса в условиях сокращения доходов и бюджетов.

«В ближайшие три года в нефтегазовой отрасли в целом и у нас в «Газпром нефти» мы увидим существенное ускорение цифровизации и применения онлайн-инструментов. После первой волны COVID-19 структура тех, кто работает онлайн и офлайн, в нашей компании перевернулась: раньше первых было 25%, а сейчас - 75%. Это повысит продуктивность и сократит затраты», - сказал в начале пленарной сессии форума Smart Oil & Gas 2020 Кирилл Кравченко, член правления, заместитель генерального директора по организационным вопросам ПАО «Газпром нефть».

Директор по цифровым и информационным технологиям ООО «СИБУР» Алиса Мельникова говорит, что видение и цели ее компании в перспективе 3-5 лет не изменились. Однако «СИБУР» разделил все цифровые проекты на те, которые окупаются быстро и не быстро. «Наш приоритет в 2020 году – на быстром возврате инвестиций, - сказала Алиса Мельникова на форуме Smart Oil & Gas 2020. – В следующем году, надеюсь, мы сможем вернуться к проектам с более длительным сроком окупаемости».

С этим подходом соглашается директор по информационным технологиям ПАО «НОВАТЭК» Алексей Медведев. «Ситуация на рынке, к которой привел COVID-19, заставляет нас менять приоритет, но не стратегию цифровой трансформации», - отмечает он.

Начальник управления информационных технологий ПАО «Сургутнефтегаз» Ринат Гимранов также не видит необходимости в пересмотре стратегий цифровой трансформации, добавляя, что все, пережившие российский кризис 1998 года, уже не боятся новых экономических потрясений. «Где-то подрежем – и дальше поедем», - оптимистичен Ринат Гимранов.

По словам начальника Центра развития ИТО Департамента информационно-технологического обеспечения ПАО «ЛУКОЙЛ» Игоря Захарченко, его компания провела три этапа секвестирования, выбирая самые окупаемые и экономичные проекты. Тем не менее сейчас «ЛУКОЙЛ» реализует 90 цифровых инициатив. При этом принятие стратегии в области цифровизации эта компания отложила на 2021 год.

После всеобщего режимы вынужденной самоизоляции многие компании не спешат возвращать сотрудников в офисы, либо вводят гибридный режим работы, сочетающий дом и офис. Но появился новый тренд – руководители хотят убедиться в эффективности дистанционной работы.

Алексей Медведев из НОВАТЭК на форуме Smart Oil & Gas 2020 отметил, что в ходе удаленки в компании были выявлены две группы сотрудников (в частности, айтишников): многие показали высокую производительность и мотивацию, но были и те, кто активно «генерировал цифровой след, фонтанировал имитацией деятельности, инициировал бессмысленные совещания в Skype или Zoom, отвлекавшие большое количество людей». «Мы сейчас смотрим, каким образом с помощью новых инструментов или за счет корректировки уже внедренных решений отделять зерна от плевел и понимать, кто чем занимается, кто более производителен, а кто менее», - сказал Алексей Медведев.

Ценность анализа цифрового следа сотрудников во время удаленной работы отметила и Алиса Мельникова из «СИБУР», при этом она подчеркнула, что важно научиться измерять эффективность работы сотрудников – а положительных примеров такой деятельности на рынке пока нет.

Игорь Захарченко из «ЛУКОЙЛ» рассказал: «Прошло полтора месяца самоизоляции, мы выходим в офис, и все руководство начинает айтишников просить отчетность по электронному следу: как люди отработали, готовы ли мы к удаленной работе сотрудников. Мы собрали эту информацию, оказалось, например, что кто-то месяцами не открывал электронную почту. Но, как интерпретировать эти результаты? Наказать, разогнать и т.д.?».

Но как бы то ни было, компании отрасли ведут диалог не о том, нужны ли цифровые технологии, а о том, как их применять. Начальник Департамента ИТ, автоматизации и телекоммуникаций ПАО «Газпром нефть» Антон Думин начал свое выступление на Smart Oil & Gas 2020 именно с этого: «Форум в онлайн-формате – это респект технологиям, в том числе и отечественным».

За время пандемии многие руководители основного бизнеса стали использовать различные информационные сервисы и осознали, что цифровая трансформация, о которой им твердили на протяжении нескольких лет, является предметом близким и осязаемым. Ринат Гимранов из «Сургутнефтегаза» отметил: «Новая тенденция – упрощение взгляда на цифровизацию: если раньше к ней приглядывались как к чему-то неведомому (цифровые двойники, цифровой след, виртуальная реальность и проч.), то теперь она ассоциируется со Skype, Zoom, Teams. И все менеджеры стали говорить, что цифровизация – это просто». Это, конечно, упрощенный взгляд, но он позволяет вовлекать в цифровые проекты даже тех, кто противился внедрению новых технологий вплоть до недавнего времени.

Красной нитью через два дня форума Smart Oil & Gas 2020 прошла мысль о том, что для компаний недостаточно внедрить технологии и запустить информационные системы – нужно, чтобы их использовали в бизнес-процессах, чтобы менеджеры бизнес-подразделений и конечные исполнители ими владели. В частности, эту мысль лаконично сформулировал руководитель центра стратегии и развития производства ООО «Газпромнефть-Нефтесервис» Владимир Чижиков: «Формула пользователя цифровых продуктов – «Я хочу, знаю, умею и применяю». И ни один из четырех пунктов не должен выпадать». Также представители нефтегазовых компаний буквально в один голос подчеркивали, что за последние несколько лет в них было внедрено так много цифровых систем и технологий, что нужно не гнаться за запуском новых, а добиться повсеместного и эффективного применения того, что уже имеется.

На протяжении двух дней онлайн-форума Smart Oil & Gas 2020 представители всех ключевых нефтяных и газовых компаний России и разработчики решений обсудили множество аспектов применения информационных и иных цифровых технологий в новых реалиях. Это профессиональное общение состояло из 10 тематических блоков. Наряду с пленарной дискуссией, тема которой была заявлена как «Цифровой ответ на пандемию COVID-19, снижение цен и сокращение спроса на углеводороды», в программе были сессии «Новые идеи и отраслевые предложения глобальных ИТ-компаний в ответ на радикальное изменение нефтегазового рынка», «Цифровое месторождение», «Цифровой завод», «Системы и услуги связи для нефтегазового сектора», «Искусственный интеллект и машинное обучение», «Рабочее место будущего» (в двух частях – практические идеи и панельная дискуссия), «Цифровые технологии для обеспечения растущих экологических требований и мониторинга», «Создание отраслевого ПО силами нефтегазовых компаний и профильных разработчиков» (также в двух частях – представление уникальных разработок и панельная дискуссия), «Будущее цифровых технологий в нефтегазовом секторе: скорректированные взгляды и прогнозы».

 В общей сложности форум Smart Oil & Gas 2020 собрал на своей площадке 575 профессионалов, количество докладчиков и участников дискуссий достигло 70 человек. Среди выступающих были представители всех основных компаний нефтегазовой отрасли – компаний группы «Газпром нефть» (включая ее сербскую дочернюю структуру NIS a.d.), «Сибур», «Лукойл», «Газпром» (включая не только головное ПАО, но также «Газпром недра», «Газпром экспорт», Gazprom EP International), НОВАТЭК, «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Зарубежнефть», «Татнефть». Среди зарубежных докладчиков были и два представителя корпоративного центра малайзийской нефтяной компании Petronas. В заключительной визионерской сессии, наряду с нефтяниками, участие приняли представители других отраслей из ГК «Металлоинвест» и ООО «Отраслевая Сервисная Компания «ИнфоТранс» (ГК РЖД), а также руководители глобальных консалтинговых компаний Gartner и Accenture.

Форум сопровождала виртуальная 3D-выставка, на которой, наряду с экспозициями компаний, были представлены стенды, посвященные отраслевому применению всех семи сквозных технологий, сформулированных в нацпрограмме «Цифровая экономика РФ». В отличие от физической выставки, традиционно сопровождающий форумы серии Smart Oil & Gas, виртуальная выставка не закрылась вместе с окончанием форума, а будет доступна для визитов в течение всего года – до форума Smart Oil & Gas 2021, который состоится в сентябре следующего года.

Как и в предыдущие пять лет, форум Smart Oil & Gas 2020 поддержали компании-разработчики, которым есть что показать нефтяникам и газовикам – как в части уникальных решений, так и в части успешных кейсов в отрасли. Инновационным партнером форума стала корпорация IBM, партнером цифровой трансформации - компания SAP, в качестве партнеров выступили ОАО "СУПЕРТЕЛ" и компания BellSoft, статус ВКС-партнера получила Poly. Cisco и Yandex.Cloud стали Серебряными спонсорами форума Smart Oil & Gas 2020, спонсорами сессий - «Открытая мобильная платформа», Ericsson, ITPS, Ricoh, Logitech, Commvault, Huawei, АО «Клинкманн СПб» (Wonderware Russia & CIS), МТС, Lenovo Data Center Group, VMware и АО «РОТЕК» («ПРАНА»), а Schneider Electric предпочла статус Спонсора. Форум Smart Oil & Gas 2020 состоялся при участии компаний AVEVA, SNH MeisterSoft, «Газинформсервис», «АйСиБиКом», «Терра Тех», Atos, ГК Astra Linux, а также сети фитнес-клубов World Class. Форум прошел при поддержке Hyundai MotorStudio и профессионального сообщества GlobalCIO | DigitalExperts, а его генеральным информационным партнером стал «Интерфакс».

7-й Федеральный ИТ-форум нефтегазовой отрасли России Smart Oil & Gas состоится в сентябре 2021 года – о дате будет объявлено чуть позднее, при этом организаторы намерены провести его в офлайн (физическом) формате.

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление (роль)
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.