Участники исследования SAS не смогли ответить, что такое «искусственный интеллект», но твердо уверены в его перспективах

996
Участники исследования SAS не смогли ответить, что такое «искусственный интеллект», но твердо уверены в его перспективах

Компания SAS, ведущий игрок на рынке бизнес-аналитики, провела исследование, в результате которого выяснилось, насколько неоднозначно воспринимается одна из самых значимых  технологий современности – искусственный интеллект (ИИ). 

Сегодня решения на основе ИИ окружают нас повсюду: они используются в смартфонах, управляют голосовыми помощниками, формируют новостные ленты в соцсетях и направляют автомобили по нужным маршрутам. ИИ называют новым электричеством, но при этом он все равно остается не до конца оцененной и недостаточно эффективно используемой технологией современности. Отчасти это связано с ассоциациями, пришедшими из научной фантастики, отчасти – из-за недопонимания терминов «машинное обучение» и «глубинное обучение». В результате позиционирование и восприятие ИИ балансирует между двумя крайностями: его преподносят либо как источник безграничных возможностей, либо как угрозу и конкурента самим людям на рынке труда.

Чтобы отчетливее увидеть, как воспринимается ИИ, SAS собрала 12 фокус-групп. В них вошли ученые, бизнес-лидеры, дата-сайентисты, технические директора. Однако ни одна категория респондентов не дала четкого ответа на вопрос, что такое ИИ – все так или иначе от него уходили. Предлагались самые разные интерпретации: участники описывали широкий спектр технологий, в том числе таких, которые не имеют отношения к реальному ИИ.

Единственной группой, которая попыталась определить в ходе дискуссии, что же такое ИИ, были ученые, но даже они не достигли единогласия по поводу удовлетворительного определения. На удивление широкий разброс мнений оказался даже в группе дата-сайентистов, которые, казалось бы, должны быстрее находить общие точки зрения, поскольку работают с ИИ на практике. Однако и в этой категории были приверженцы самых разных мнений: для одних ИИ – это инструмент для анализа данных и принятия решений, для других – средство автоматизации, в перспективе способное вытеснить человека. Еще большая неоднородность мнений была в других категориях, но в целом наблюдалась следующая закономерность: чем большим опытом и знаниями в вопросе технологий обладает респондент, тем меньше он испытывает опасений по поводу ИИ.

Отсутствие единогласия касательно определения ИИ позволило сделать вывод, что необходимы детальные обсуждения перед запуском любого ИИ-проекта. Размытость значения термина «искусственный интеллект» создает вызовы для разработчиков, организаций и даже пользователей, и без четких объяснений он может восприниматься как угодно – от панацеи до угрозы.

По итогам исследования был сделан еще один важный вывод: решение ИИ-головоломки, вероятно, заключается в том, что нужно прекратить искать всеохватные определения. ИИ может соотноситься с широким спектром различных технологий и примеров практического применения, и его следует определять дифференцированно в каждом конкретном случае для каждого конкретного проекта. Признать, что та или иная ИИ-система состоит из тех или иных компонентов, честно и прозрачно донести это до аудитории – единственный путь избежать иррациональных страхов и завышенных ожиданий от ИИ.

Несмотря на разногласия по поводу того, что из себя представляет ИИ, во всех группах наблюдалось сильное воодушевление насчет его возможностей. Почти все участники уверены в положительном влиянии ИИ на экономику и считают, что он позволит повысить производительность. Респонденты из категорий дата-сайентистов и бизнес-лидеров говорили об этом, опираясь на собственный опыт. В частности, многие приводили примеры того, как ИИ уже сейчас избавляет сотрудников от рутинной монотонной работы, освобождая время на более важные задачи.

Респонденты уверены, что ИИ поможет нивелировать разрыв в технических знаниях, который сегодня существует в различных отраслях. Особенно живой интерес вызвал вопрос использования ИИ в здравоохранении, причем его активно обсуждали как те, кто работает в данной отрасли, так и те, кто не имеет к ней отношения. Участники сошлись на том, что службы здравоохранения остро нуждаются в ИИ-инструментах в долгосрочной перспективе. Главную роль респонденты отводят ИИ в области общей диагностики. Участники из категорий дата-сайентистов и бизнес-лидеров привели примеры из своей практики, когда врачи полагались на решение ИИ, даже если оно расходилось с их собственным мнением. Участники из категорий студентов и дата-сайентистов упомянули, что предпочли бы, чтобы медицинские процедуры и операции им проводил ИИ. По их мнению, это снизило бы влияние человеческого фактора. Однако они подчеркнули, что считают необходимым при таких процедурах присутствие квалифицированного медицинского специалиста.

В целом исследование говорит о том, что ИИ, по мнению его участников, ждет светлое будущее, а некоторые отрасли он особенно преобразит – в первую очередь здравоохранение и финансовый сектор. 

Вместе с тем, бизнес должен коммерчески подходить к использованию ИИ и четко обозначать задачи, которые он хочет решить с его помощью. Добившись таким образом экономического эффекта на проектах с небольшими инвестициями, будет проще убедить руководство высшего звена в необходимости более широкого внедрения.

Источник: пресс-релиз компании

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление (роль)
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.