Американский хайтек отвернулся от Китая. Свое будущее IT-гиганты теперь связывают с Индией

921
Американский хайтек отвернулся от Китая. Свое будущее IT-гиганты теперь связывают с Индией


За несколько месяцев крупнейший поставщик цифровых услуг в Индии, компания Jio Platforms, привлекла $20 млрд от зарубежных инвесторов. Среди них оказались Facebook и Google. Эксперты уверены, эти сделки — только начало стратегического маневра американского ИТ-сектора, решившего переключить внимание с Китая на Индию.

В начале 2020 года основатель Amazon Джефф Безос отправился в Нью-Дели. После поездки онлайн-ритейлер объявил, что вложит $1 млрд в малый бизнес Индии. Деньги должны помочь местным малым производителям, продавцам и брендам наладить экспорт индийских товаров через онлайн-платформу Amazon.

Вкладывая $1 млрд за пять лет, господин Безос рассчитывает привлечь на свою платформу около 10 млн новых продавцов из Индии, чей экспорт за этот срок должен достичь $10 млрд.
Через три месяца Facebook объявил, что покупает долю в быстрорастущей и уже лидирующей на индийском рынке цифровой компании Jio Platforms. Компания принадлежит холдингу Reliance Industries самого богатого человека Индии Мукеша Амбани. Facebook приобрела 9,9% акционерного капитала Jio, заплатив $5,7 млрд.

За корпорацией Марка Цукерберга последовали американские инвестфонды Silver Lake, Vista Equity Partners, General Atlantic и KKR, вложившие в Jio Platforms еще $4,3 млрд. В начале июня список инвесторов пополнил эмиратский государственный инвестфонд Mubadala, вложивший $1,2 млрд.

Наконец, пару недель назад в Индию на встречу с премьер-министром страны Нарендрой Моди отправился генеральный директор Alphabet Сундар Пичаи. После переговоров Google, входящая в Alphabet, объявила о создании «Фонда цифровизации Индии» на $10 млрд. Тогда сообщалось, что в течение ближайших пяти-семи лет эти средства будут использованы для создания партнерств с перспективными индийскими разработчиками, для развития ИТ-инфраструктуры в Индии, создания новых продуктов в сотрудничестве с индийскими ИТ-компаниями, развития стартапов и покупки долей в местных компаниях.

О первой покупке доли в индийской компании было объявлено уже через пару дней. Объектом инвестиции стала все та же Jio Platforms. Google выкупила в ней долю на 7,73% акций, заплатив $4,5 млрд.

Таким образом, с начала года только три технологических гиганта США — Amazon, Facebook и Google — объявили о намерении вложить в ИТ-сектор Индии уже $16,7 млрд.
Кроме того в прошлом году сообщалось, что Amazon готов выкупить 26% в еще одном подразделении Reliance Industries — крупнейшей сети магазинов Индии Reliance Retail. Эта сделка якобы рассматривалась Джеффом Безосом в качестве ответа Walmart. Последний еще в 2018 году заключил соглашение с другим местным гигантом онлайн-коммерции, компанией Flipkart, вложив в ту $16 млрд.

Желание занять свое место на ИТ-рынке Индии на первый взгляд абсолютно логично. Это все же второй по количеству потенциальных клиентов рынок в мире, вслед за Китаем. Однако еще несколько месяцев назад представить себе вереницу руководителей американских технологических корпораций, тянущихся в Индию для заключения многомиллиардных сделок, было невозможно.

Индийские власти еще в феврале готовили новые законы, которые жестко регулировали бы интернет-бизнес. Готовящиеся изменения в законодательстве вызывали недовольство у американских ИТ-корпораций.
Среди прочего правительство намерено законодательно обязать зарубежные компании хранить важные персональные данные пользователей в Индии. При этом компании будут обязаны оповещать клиентов о сборе информации о них. При этом само правительство оставляло за собой право собирать любые данные о населении, не спрашивая на то разрешения. А в довершении всего — требовать от зарубежных корпораций предоставлять собранные данные о пользователях властям.

В таком случае компаниям придется выбирать — подчиниться закону или встать на сторону пользователей, которым вряд ли понравится, что их данные передаются властям по первому же требованию.

Но с февраля произошло много важных событий. Эпидемия COVID-19 сильно ударила по индийской экономике и правительство больше не столь жестко относится к бизнесу. Дипломатические отношения между Индией и Китаем серьезно пострадали после столкновения военных двух стран в высокогорном регионе Ладакх. Не лучше складываются отношения у Китая и с администрацией Дональда Трампа. Наконец, гонконгские власти под давлением Пекина приняли закон о национальной безопасности. Google, Facebook и прочие американские ИТ-корпорации и так не могли работать в Китае свободно, новый же закон теперь ограничивает их свободу действий и в Гонконге.

«Вести бизнес с Китаем становится все труднее и труднее»,— цитирует CNN Марка Лемли, директора программы Стэнфордского университета в области права, науки и техники.— Кроме того, растет ощущение, что ведение бизнеса с Китаем сопряжено с тревожными моральными компромиссами».

Учитывая вышесказанное, хайтек-индустрия США решила переключить свое внимание со слишком проблемного Китая на менее проблемную Индию.

Тем более что речь идет о перспективном рынке с 700 млн интернет-пользователей и еще 500 млн человек, которые могут выйти в онлайн в ближайшем будущем.

«Люди уверены, что в долгосрочной перспективе Индия будет хорошим рынком, что в долгосрочной перспективе ее правила будут достаточно справедливыми и прозрачными,— считает Джей Галлиш из правозащитной организации US-India Business Council.— Я думаю, что это просто углубление корней, которые там уже существовали».

Кирилл Сарханянц

"Коммерсантъ" от 26.07.2020


Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление (роль)
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.