Исследование: Что делали россияне на карантине. Тренды веб-трафика

1109
Компания NGENIX, российский провайдер облачных сервисов для обеспечения работы и безопасности веб-ресурсов, проанализировала тренды потребления веб-трафика за первый месяц, которые россияне провели дома с момента объявления режима самоизоляции. Анализ трафика за последний месяц демонстрирует, что с момента объявления в стране карантина пользователи существенно изменили многие, но не все привычки.

 Чтобы проследить, как карантин влияет на образ жизни россиян и формирует новые тренды потребления, NGENIX проанализировала, как изменялись средние показатели количества запросов в секунду и полосы пропускания данных в течение четырех недель самоизоляции (с 30 марта по 26 апреля) в сравнении с аналогичным периодом месяцем ранее в нескольких основных сегментах:
  • Видеосервисы (телеканалы, онлайн-кинотеатры, стриминговые платформы);
  • Продовольственная розница (покупка продуктов питания в интернете);
  • Непродовольственная розница (покупка прочих товаров в интернете);
  • Образование (дистанционное обучение, доступ к образовательному контенту);
  • Туризм и путешествия (бронирование авиа- и железнодорожных билетов и туров в интернете).

В качестве периодов для анализа выбраны ровно по 4 календарных недели в марте и апреле: с 2 по 29 марта и с 30 марта по 26 апреля. 

Динамика количества HTTP-запросов в секунду (RPS) со 2.03 по 26.04.20 и индекс самоизоляции

Ngenix_1.png


Видеосервисы на карантине: россияне смотрят обращение Президента и сериалы в рабочее время

Просмотр видео стал основным видом досуга для россиян: в течение четырех недель самоизоляции трафик видеосервисов вырос на 73 п.п. - однако на это показатель повлияла прямая трансляция обращения Президента РФ 2 апреля о продлении “нерабочих дней” до 30 апреля - в этот день трафик вырос втрое относительно показателя предыдущего дня и последующего дня.

Из-за режима самоизоляции пользователи начали смотреть видео в рабочее время: пики трафика в течение рабочих дней приходились в основном на вечер (около 21.00 - 23.00), но в аналогичные дни недели во время карантина такие же показатели запросов в секунду (rps) наблюдаются уже с 15.00 до 17.00. Трафик видеосервисов сохраняет свои значения на протяжении всего периода самоизоляции.

Образование на карантине: пользователи стали больше учиться

Во время карантина многие россияне решили потратить время с пользой: в течение четырех недель карантина трафик этого сегмента вырос на 34 п.п. Несмотря на то, что сегмент видеосервисов показывает самый впечатляющий рост в объемах трафика и демонстрирует самые высокие пиковые значения во время прямых трансляций, для сегмента образования тренд роста во время самоизоляции довольно стабилен. С 12 апреля россияне стали чаще покидать дом, но даже со снижением индекса самоизоляции количество обращений к образовательным ресурсам оставалось стабильно высоким.

Причина роста трафика образовательных сервисов, начавшегося уже с середины марта - акционные предложения от онлайн-платформ, стремление пользователей повысить конкурентосопособность на рынке труда за счет приобретения новых навыков, появление свободного времени у тех, кто потерял работу или отправился в принудительный отпуск, а также онлайн-курсы в дополнение к школьной программе. Трафик образовательных сервисов точно коррелирует с индексом самоизоляции: находясь дома, пользователи стабильно учатся и приобретают новые навыки.

Продовольственная розница на карантине: россияне попробовали онлайн-шопинг, но решили выбрать оффлайн-розницу 

Жесткие карантинные меры заставили россиян попробовать закупать продукты онлайн. Трафик ресурсов сегмента “Продуктовая розница” достиг пика в первую неделю апреля и был на 92% выше аналогичного периода марта. Однако с постепенным понижением индекса самоизоляции в течение последующих двух недель пользователи стали реже прибегать к онлайн-покупкам продуктов и, очевидно, вернулись в магазины шаговой доступности - на конец апреля трафик упал на 71 п.п. относительно пикового значения.

Очевидно, для людей, строго соблюдающих режим самоизоляции, поход в магазин стал единственным поводом покинуть квартиру, и пользователи вернулись к привычной оффлайн-рознице. 

Непродовольственная розница на карантине: жители РФ тратят консервативно и по выходным

В то же время в течение нескольких недель продолжает снижаться количество обращений к веб-ресурсам онлайн-магазинов, продающих непродовольственные товары. В последнюю неделю перед карантином трафик этих ресурсов уже упал на 18%, но до конца апреля показал рост.

В течение периода самоизоляции россияне предпочитают совершать покупки в выходные, хотя раньше, до карантина, этот тренд был не так заметен.

Туризм и путешествия: ожидаемый спад 

Падение количества трафика объяснимо для веб-ресурсов тревел-сегмента: с начала марта на фоне новостей об остановке авиаперевозок и закрытии границ к моменту объявления режима самоизоляции количество обращений в секунду снизилось на 22% и продолжает падать.

В сегменте “Путешествия” ожидаемый спад трафика веб-ресурсов. С 9 марта этот сегмент показал небольшой рост на 7% в сравнении с первой неделей марта, но к концу первого месяца карантина трафик сегмента уже был более чем на 47% ниже, чем значения начала марта. 

Вывод

Объявление режима самоизоляции изменило многие привычки пользователей. Попробовав покупку продуктов онлайн, они все-таки предпочли ходить в магазины, чтобы хотя бы иногда покидать дом. Столкнувшись с невозможностью проводить свободное время вне дома, они стали активнее заниматься самообразованием. Видео стало главным способом провести досуг. В период кризиса Covid-19 предсказуемо страдает сегмент непродовольственного ритейла, так как потребители, очевидно, предпочли отложить некоторые покупки до лучших времен. Закрытие границ и заморозка туристической отрасли не могла не сказаться на трафике ресурсов, связанных с путешествиями - их оживления стоит ожидать только после того, как кризис будет пройден.

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление (роль)
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.