Исследование НАФИ: «Россияне теряют цифровую настороженность»

За последние два года доля россиян, которые ощущают себя уязвимыми перед интернет-мошенниками, сократилась на 8 п.п. – с 47% до 39%. Однако на практике среди жителей России наблюдается устойчивый дефицит практической цифровой гигиены: к примеру, каждый пятый (20%) не защищает смартфон от постороннего доступа, каждый третий (31%) соглашается на использование cookies, не понимая, что это такое, четверть (24%) применяют на разных сайтах один и тот же пароль.

Аналитический центр НАФИ с 2018 года регулярно проводит комплексную оценку цифровых компетенций россиян с использованием платформы «Цифровой гражданин»

Последний замер показал, что развитие цифровой грамотности жителей России затормозилось – Индекс вышел на плато и третий год подряд составляет 71 п.п. из 100 возможных (Таблица 1), при этом наиболее серьезные пробелы наблюдаются сегодня в области осведомленности о кибербезопасности и основах кибергигиены.

Таблица 1. Индекс цифровой грамотности россиян, в п.п. от 0 (цифровая грамотность отсутствует) до 100 (абсолютное владение цифровыми компетенциями)

график 1.png

Несмотря на то, что цифровая грамотность населения страны не растет, россияне из года в год чувствуют себя в интернете все более защищенными. 

Таблица 2. «При пользовании интернетом чувствуете ли Вы себя уязвимым перед интернет-мошенниками или нет?»в % от всех опрошенных

Таблица 2.png

Однако разрыв между субъективной уверенностью и объективной уязвимостью продолжает расти. Результаты исследования показывают растущий дефицит цифровой гигиены:

  • 20% не защищают смартфоны паролем или биометрией – по сути, каждый пятый гаджет в стране остается полностью доступным посторонним, и доля людей, для которых характерно такое поведение, за два года выросла (на 6 п.п. с 14% в 2023 году),

  • 24% россиян используют один и тот же пароль на разных интернет-сайтах и в приложениях,

  • 25% никогда не делают резервные копии важной информации с компьютера и телефона на внешние носители (рост на 5 п.п. с 20% в 2023 году).

Осведомленность об основах кибергигиены

Еще один тревожный тренд касается отношения к приватности в интернете: почти каждый третий россиянин либо не осознает суть цифровых следов, либо автоматически соглашается на потенциально небезопасную обработку своих данных, и число таких людей также растет.

Таблица 3. «Часто при посещении интернет-сайтов появляется сообщение с запросом на использование cookies. Знаете ли Вы, что такое cookies»в % от всех опрошенных

Таблица 3.png

Исследование также выявило низкий уровень распространенности базовых мер безопасности:

  • 75% россиян делают резервное копирование, однако большая часть (41%) делают это изредка, что не гарантирует сохранность данных,

  • уменьшилась доля тех, кто, принимая важные решения, пользуются информацией из нескольких источников (на 5 п.п. с 68% в 2023 году до 63% в 2025 году).
Снижение критического мышления особенно значимо в контексте роста дезинформации и фейковых сервисов. Люди становятся менее осторожными, несмотря на объективно растущие риски.

Цифровое самоуспокоение – новый вызов для системы образования и госпрограмм

Исследование показало, что знания и практики россиян не соответствуют их уровню уверенности в собственной безопасности в интернете. Это создает эффект «цифрового самоуспокоения», который становится новым вызовом в области цифрового просвещения и начинает формировать патерналистские установки на перекладывание персональной ответственности за свою цифровую безопасность вовне – на государство или коммерческие компании.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора НАФИ: 

«Сегодня кибербезопасность –  это уже не только про технологии и антивирусы. Информационные угрозы становятся все более тонкими: важно не только уметь защищать данные, но и уметь защищаться от самой информации – манипуляций, фейков, утечки приватных данных. В этом контексте традиционные технические меры теряют эффективность, если за ними не стоит осознанное цифровое поведение.

Ключевую роль начинают играть не технологии, а человеческий фактор –  семья, школа, культура. Именно они формируют критическое мышление, чувство личной ответственности, понимание, где проходит граница между публичным и личным в цифровом мире. Эти навыки не устаревают и не зависят от платформ или устройств. Более того, именно через такие социальные институты человеку прививается внутренняя мотивация постоянно учиться, чтобы не отставать от все более сложной цифровой реальности».

Методология: Использованы данные серии всероссийских опросов, проведенных в разные периоды 2025 года. В каждом исследовании принимали участие от 1600 и более респондентов старше 14 лет. Выборки строились по данным официальной статистики (Росстат) и репрезентируют взрослое население России по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность не превышает 2% на уровне 95%- доверительного интервала.

Таблица 4. «Какое из следующих суждений лучше всего описывает то, как Вы используете пароли на разных интернет-сайтах, в приложениях?»в % от всех опрошенных

Таблица 4.png

Таблица 5. «Делаете ли Вы резервные копии важной информации с компьютера и телефона на внешние носители (на другие компьютеры, диски, флэш-карты, облачные сервисы)?», в % от всех опрошенных

таблица 5.png

Таблица 6. «Если Вы включаете ваш смартфон, он потребует разблокировку (например, по коду доступа, паролю, отпечатку пальца или иным образом)?», в % от всех опрошенных

таблица 6.png

Таблица 7. «С каким из суждений ниже Вы больше согласны?», в % от всех опрошенных

Таблица 7.png

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление (роль)
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.