Что мотивирует россиян повышать цифровую грамотность?
Чаще всего россияне готовы пройти обучение цифровым навыкам ради повышения зарплаты или карьерного роста (43%). Наименее значимый стимул – возможность больше общаться в соцсетях и мессенджерах (5%). Помимо позитивной мотивации россиянами движут страхи цифрового отставания, главный из них – зависимость от помощи других (25%).
МОСКВА, 22 мая 2025 года. Аналитический центр НАФИ с 2018 года регулярно проводит комплексную оценку цифровых компетенций россиян с использованием платформы «Цифровой гражданин». Согласно последнему замеру1, цифровая грамотность россиян остается высокой (71 п.п.), но не растет третий год подряд.
Успех инициатив по повышению цифровой грамотности россиян возможен только при адаптации рекламно-маркетинговых материалов к определенным социальным группам. Какими именно мотивами руководствуются разные группы россиян показало новое исследование Аналитического центра НАФИ2.
Повышение зарплаты – главный стимул
Главные стимулы к повышению цифровых компетенций среди россиян лежат в области профессионального развития.
Топ-3 главных мотива пройти обучение цифровым навыкам среди россиян:
-
повышение зарплаты или карьерный рост – 43% россиян,
-
возможности эффективнее работать, лучше справляться с задачами – 12%,
-
чувство уверенности, независимости – 10%.
Особенно сильно мотив повышения зарплаты и карьерного роста проявляется среди молодых людей в возрасте 25-34 лет (85%) – и по мере увеличения возраста эта мотивация значительно снижается, – а также среди мужчин (58% против 33% женщин).
У россиян старше 55 лет выше, чем у остальных возрастных групп, интерес к повышению цифровой грамотности ради чувства уверенности и независимости (16%) и большей уверенности в использовании цифровых сервисов (13%).
Женщины ориентированы скорее на эмоциональные и коммуникативные мотивы цифрового обучения, чем карьерные. Они чаще мужчин отвечали, что это придаст им больше уверенности, чувство независимости (12% против 6% мужчин), возможность больше общаться онлайн (7% против 2% мужчин).
Наименее значимой оказалась потребность в цифровой социализации, например для общения в мессенджерах и соцсетях, – ее назвали 5% опрошенных.
Цифровое отставание: страх зависимости и изоляции
Исследование показало, что страх цифрового отставания тоже многогранен и сильно зависит от пола, возраста и жизненного контекста.
Среди последствий технологического отставания наибольшее беспокойство жителей России вызывает зависимость от помощи других людей (25%).
Такой страх особенно выражен у мужчин (39% против 14% женщин), молодых людей в возрасте 25-34 лет (83%).
На втором месте среди опасений – чувство «выпадения из жизни» (21%). Оно особенно тревожит россиян старше 55 лет (31%), женщин (23%).
Люди, чаще сталкивающиеся с медобслуживанием и госуслугами, больше боятся потери доступа к ним. Данные показали, что страх не получить важные услуги особенно значим для женщин (17%) и россиян в возрасте 45-54 лет (до 21%).
Опасения стать жертвой мошенников наиболее ярко выражены у россиян старше 55 лет (13%), однако проявляются и в среднем и более младшем возрасте.
Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ: «Результаты нашего исследования показали, что мотивация к повышению цифровой грамотности зависит от социальных групп. Молодежь лучше реагирует на позитивные посылы о возможностях, россияне более старшего возраста – на предупреждения о рисках. Это требует разработки разных коммуникационных подходов. Мониторинг на платформе “Цифровой гражданин” показывает: рост цифровых навыков замедлился, достигнув плато. Хотя возрастных различий в уровне цифровой грамотности почти нет, у каждой группы свои уязвимости: у пожилых – риски мошенничества, у молодых – недостаток критического и аналитического мышления».
Ольга Франчук, заместитель председателя, ответственный секретарь Экспертного совета по цифровой грамотности и кибергигене при АНО «Цифровая экономика»: «Выступая главной в своей сфере площадкой взаимодействия бизнеса, государства и институтов развития, АНО "Цифровая экономика" плотно занимается вопросом повышения мотивации к обучению цифровым навыкам и в ближайшее время планирует проведение широкомасштабного исследования по этой теме. При этом, анализируя успех проекта "Цифровой ликбез", целевой аудиторией которого являются ученики, педагоги и родители по всей России, мы уверены, что одним их главных условий повышения мотивации граждан к обучению являются новые прорывные интерактивные форматы донесения контента».
Методология: всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ 28 апреля 2025 г. Опрошены 8126 человек в возрасте старше 14 лет. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 2%.


Аналитический центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса
Аналитический центр НАФИ – исследовательская компания широкого профиля, один из лидеров российского рынка. Центр предоставляет полный спектр исследовательских услуг: изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, такие как измерение и повышение лояльности клиентов (NPS), изучение потребностей и привычек потребителей (U&A) и другие, рыночный анализ и бизнес-консалтинг. Компания основана в 2006 году. География исследований охватывает российский рынок, большинство стран СНГ и Восточной Европы.
НАФИ входит в топ-3 самых цитируемых российских аналитических агентств и имеет более 200 упоминаний в РИНЦ. Результаты исследований – новые знания, точная и релевантная информация, на основе которой принимаются важные и обоснованные управленческие решения. Данные Аналитического центра НАФИ используются государственными ведомствами, российскими и иностранными компаниями, общественными организациями и СМИ.
1 Аналитический центр НАФИ, «Индекс цифровой грамотности-2024: цифровая грамотность россиян не растет третий год подряд», https://nafi.ru/analytics/indeks-tsifrovoy-gramotnosti-2024-tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-ne-rastet-tretiy-god-podryad-/
2 Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ 28 апреля 2025 г. Опрошены 8126 человек в возрасте старше 14 лет. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 2%.