Исследование: более 80% россиян положительно относятся к предпринимательству

1622

РВК и Институт национальных проектов представляют результаты исследования «Социокультурные факторы инновационной активности населения». Согласно результатам, 83% россиян считают, что предпринимательство — хороший карьерный выбор, а 63% посоветовали бы своему ребенку развивать собственное дело, а не работать по найму. Кроме того, исследование показало, что для развития предпринимательства важно формирование в обществе «толерантности к неудачам», которая позволит смириться с возможным провалом и начать новый проект, который сможет принести успех.

Социокультурные особенности населения оказывают значимое влияние на инновационный потенциал государств. Цель исследования — оценить влияние социокультурных особенностей населения на инновационный потенциал России, включая реализацию Национальной технологической инициативы, проектным офисом которой является РВК.

Образ предпринимателя – «лучше, чем кажется»

Важнейшим результатом исследования стал вывод о том, что, вопреки распространенному мнению, 83% россиян считают предпринимательство хорошим карьерным выбором. Это соответствует уровню ведущих инновационных экономик мира. При этом примечательно, что люди полагают, что окружающие относятся к предпринимателям негативней, чем они сами: лишь 66% согласны с тем, что столь же позитивного мнения о предпринимателях придерживаются другие россияне. 

В ходе исследования также были выявлены ключевые характеристики, которые используются для описания предпринимателей. Они преимущественно позитивные. Три наиболее часто встречающихся ответа — «умный», «целеустремленный», «честный». Лишь 5% респондентов при описании предпринимателя использовали хотя бы одно слово с негативной коннотацией.

В среднем 30% опрошенных заявили о том, что в ближайшие три года планируют открыть новый бизнес, а 63% посоветовали бы своему ребенку развивать собственное дело, а не работать по найму. Возможное объяснение столь позитивного отношения граждан — предпринимательство рассматривается как способ заработка, доход от которого зависит преимущественно от собственных усилий, а риск увольнения отсутствует. Другое объяснение — связь предпринимательства в общественном сознании с богатством и независимостью. 

«Терпимость к неудачам» – фактор инновационного роста 

В ходе исследования были выявлены основные ограничения, которые, по мнению респондентов, мешают им начать собственный бизнес. 74% предсказуемо отметили, что проблема заключается в недостатке финансовых ресурсов, 65% — в сложных административных процедурах, 63% — в недостатке знаний и умений. 

Не менее важными являются социокультурные ограничения. Опрос показал, что 54% россиян считают, что не стоит начинать свой бизнес, если есть риск провала. Для сравнения, в США этот показатель составляет всего 28%. В исследовании делаются предположения о возможностях преодоления таких барьеров с помощью образовательной и экосистемной работы. 

Традиционно считается, что наибольшим предпринимательским и инновационным потенциалом обладают так называемые «высокоресурсные» группы населения — более обеспеченные и более образованные жители крупных городов. В целом, исследование подтверждает эту гипотезу: именно образованная молодежь в возрасте 18-30 лет, проживающая в крупных городах, демонстрирует наиболее проинновационные установки. Например, 86% жителей России в возрасте 18-30 лет считают, что избегать новых ситуаций не следует, 92% из них считают, что предпринимательство — хороший карьерный выбор.

В то же время, есть и значимые различия на уровне отдельных регионов. Так, в национальных республиках наблюдается более позитивное отношение к предпринимательской деятельности и, главное, к успеху в ней. По данным исследования, 34% жителей Республики Татарстан, 36% жителей Республики Саха (Якутия) и 41% жителей Республики Северной Осетии – Алания планируют открыть свой бизнес в течение трех лет. Кроме того, жители Татарстана и Якутии демонстрируют в рамках опроса более низкую дистанцию власти, чем жители регионов, где родным языком является преимущественно русский. Этот фактор также может стать одной из точек опоры для инновационного развития.

«В стратегии РВК зафиксированы основные разрывы в условиях развития российского и зарубежных венчурных рынков. Один из таких разрывов — различия социокультурной среды, которая включает такие фундаментальные установки, как, например, терпимость к неудачам и уровень социального одобрения предпринимательской деятельности. Работа по преодолению таких социокультурных разрывов является важной задачей для любого института развития, заинтересованного в расширении воронки технологических проектов в России», — отметил заместитель генерального директора – директор по развитию инновационной инфраструктуры РВК Михаил Антонов.

«Основной вывод исследования состоит в том, что субъектам инновационной политики — органам исполнительной власти, институтам развития, бизнесу, университетам, исследовательским центрам — необходимо принимать во внимание не только количественные социально-экономические параметры, отражаемые в официальной статистике и в различных индексах, но и социокультурные особенности — доминирующие ценности и установки населения», — прокомментировал декан экономического факультета МГУ и член Совета Директоров РВК Александр Аузан.

Исследование базируется на данных всероссийского репрезентативного опроса (2 тыс. респондентов) и регионального опроса, репрезентативного для 10 регионов исследования (6 тыс. респондентов), проведенных в конце 2018 г. Выводы были также верифицированы качественным исследованием: фокус-группами и экспертными интервью.



Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление (роль)
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.