Импортозамещение и интерес к Fixed Price – IT-тренды 2023 года
Российская IT-компания SimbirSoft проанализировала, как изменяются запросы отечественных компаний на заказную разработку. Руководитель направления бизнес-решений SimbirSoft Анна Шведова рассказала о трендах и самых частых запросах бизнеса, которые отмечались в 2022 году и перешли с нами в 2023 год.
В первую очередь, бизнес по-прежнему заинтересован в импортозамещении зарубежных IT-решений. Второй устойчивый тренд – это интерес к разработке по фиксированной стоимости (fixed price).
5 отраслей, которые чаще всего обращались к разработчикам с подобными запросами в ушедшем году, – промышленность, банки, страхование, логистика, фарма. Каждый второй запрос был связан с заменой текущего приложения или системы на аналог. В 2021 же году преобладали запросы на внедрение корпоративных сервисов и платформ для организации удаленной работы в целом и дистанционных цифровых процессов в частности.
«Уход зарубежных вендоров породил повышенное внимание к разработке среди компаний, имеющих дело с большим объемом данных и налаженные бизнес-процессы на основе определенных систем – ERP, CRM, WMS и подобных. Причем всё больше клиентов – 21% против 12% в 2021 году – хотели получить проект по фиксированной стоимости, в четкие сроки и за ограниченный бюджет. Хотя “фикса” только на первый взгляд кажется безопасной», – отмечает эксперт.
Кто не имел своей системы и/или работал на иностранном ПО, был вынужден в короткие сроки принимать решение:
-
Быстро перейти на готовое решение, которое более или менее подходит под нужды компании и ее процессы – чтобы закрыть основную потребность и не останавливать работу, а потом потихоньку силами вендора или своей IT-команды дорабатывать решение под реалии бизнеса.
-
Писать с нуля собственный аналог, чтобы больше ни от кого не зависеть, иметь уникальную информационную систему и не перестраивать процессы под то, что есть на IT-рынке. Этот вариант приемлем для компаний, у которых есть время для «перехода на новые рельсы».
Среди запросов топ-3 выглядит следующим образом:
-
разработка с нуля (41%), в том числе запросы на разработку собственных IT-систем или кастомизацию коробочного ПО
-
доработка текущего продукта (41%) – вариант, когда у клиента в запасе была собственная устаревшая система и в качестве импортозамещения они решили реанимировать её (1/3 из 41%) или вариант, когда под бизнес нужно было доработать готовое решение
-
аудит существующей системы (12%): кода, архитектуры, UX – для последующего обновления. Это снова история об IT-системах из «старых запасов», когда заказчику важно было понять, можно ли её реанимировать (3% от общего числа запросов на аудиты) или когда сменилась команда и надо понять, что досталось в наследство (9%)
По нашим наблюдениям, количество аутсорсинговых проектов за год не сократилось, даже немного выросло. В некоторых отраслях, переживающих трудные времена, до 30% клиенты готовы сократить расходы на цифровизацию или временно отложить проект. Однако, многие предприятия нацелены на решение конкретных бизнес-задач, они принимают решения о разработке быстро и взвешенно, готовы запустить проект буквально «на следующий день».
Крупные проекты с новыми подрядчиками в большинстве случаев (70%) начинаются с MVP или небольшого скоупа приоритетных задач (до 3000 часов). Эта схема начала сотрудничества позволяет сторонам проверить друг друга (как исполнителя, так и заказчика), а затем, если всё устраивает – продолжать сотрудничество и наращивать объем работ и состав команды на проекте.
«Проведенное исследование позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, спрос на IT-разработку сохраняется, но меняется и портрет клиента, так и портрет проекта. Во-вторых, все больше за аутсорсингом приходят заказчики не из IT-сферы – компании, которые далеки от технологий и не имеют IT-команды в штате. В связи с этим IT-аутсорсеры меняют внутренние процессы проработки запросов клиентов. В некоторых ситуациях требуется провести ликбез: объяснить заказчику, что “создать ERP с нуля или даже внедрить готовое решение” – это не равно “скопировать папку и запустить файл”, что это длительный процесс. При общении с клиентом всегда важно говорить на языке бизнеса, чтобы выявить реальную потребность и предложить несколько вариантов ее решения. Причем это решение должно коррелировать с бизнесом клиента, а не просто закрывать технические вопросы», – подчеркнула Анна Шведова.