Встреча клуба: «ИТ-практики в банковской отрасли»

29 сентября 2021
Встреча клуба: «ИТ-практики в банковской отрасли»

Банковская сфера сейчас сталкивается с многочисленными вызовами. Это, к примеру, появление новых игроков на рынке из числа финтех-стартапов, внедрение современных платежных сервисов, переток клиентов в онлайн-каналы и т.д. Как на эти вызовы отвечают традиционные игроки? ИТ-руководители крупнейших российских банков поделились своим опытом на мероприятии GlobalCIO|DigitalExperts «ИТ-практики в банковской отрасли».

Технология блокчейн позволяет развивать инновационные платежные сервисы, в разы ускоряя скорость транзакций. Банк ВТБ одним из первых создал собственную систему расчетов на блокчейн. О том, как работает эта система, рассказал директор по управлению проектами Александр Ефремов.

А Ефремов.jpg

Расчетные сервисы сегодня сталкиваются с рядом вызовов, отметил спикер. Это, например,  неотложный спрос на более быстрые и дешевые платежи, особенно трансграничные. Нужно учесть и предпочтения молодых поколений, которые хотят осуществлять круглосуточные платежи со своих смартфонов и в соцсетях. Кроме того, компании хотят оптимизировать процессы оплаты и цепочки поставок.

Решением может стать создание цифровой децентрализованной расчетной системы на основе блокчейна. Пользователи получают множество преимуществ. Такая система позволяет проводить транзакции без комиссии и без посредников. Еще один плюс - мгновенное поступление денежных средств на счет. P2P транзакции совершаются вне периметра Банка, при этом существует полное доверие к обязательствам банков.

Еще одна технология, которая находит все большее применение в банковской сфере, - искусственный интеллект. Люди ошибаются: такова реальность. В отличие от искусственного интеллекта, который избавлен от «человеческого фактора» и эмоций, искажающих восприятие. Именно поэтому СБЕР активно встраивает ИИ в различные направления своей деятельности, в том числе, в сферу риск-менеджмента.

Способность моделей машинного обучения анализировать гигантские объемы как структурированных, так и неструктурированных данных увеличивает аналитические возможности риск-менеджмента, позволяет повысить эффективность принимаемых решений и снижать уровень риска, отметил руководитель центра моделирования рисков микро и малого бизнеса, директор по разработке моделей СБЕР Игорь Бархатов. По его словам, драйверами AI – трансформации в банках являются облачные вычисления, алгоритмы, большие данные и GPU.

Бархатов.jpg

Уже можно говорить о реальных эффектах для бизнеса. Применение ИИ в разы увеличило скорость одобрения кредитов бизнесу в СБЕРе: если в 2012 году заявка в среднем рассматривалась 3 дня, то сейчас получить одобрение можно за считанные минуты в режиме онлайн. Такую скорость обеспечивают алгоритмы на основе нейронной сети. Ежедневно ИИ рассчитывает и актуализирует предодобренные кредитные предложения для более чем 2 млн юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

На пути AI-трансформации есть свои сложности. По мнению Игоря Бархатова, это низкая квалификация сотрудников, высокая сложность обработки и доставки данных пользователям, высокая трудоемкость внедрения и сопровождения моделей. Однако несмотря на эти трудности, практика применения ИИ будет только расширяться, уверен эксперт.

ИТ-практики 5.jpg

Клиенты все больше погружаются в цифровой мир, а значит, для банков важно создать удобные онлайн-инструменты для общения с клиентом. При этом все они должны быть объединены в единую систему. Сергей Гаврилин, руководитель Департамента цифрового банкинга Уралсиб, рассказал о практике построения единой среды для клиентов.

В декабре 2019 в банке Ураслиб был успешно завершен проект смены платформы ДБО ЮЛ. Акцент был сделан на создании экосистемы. Философия в создании экосистемы предполагает стирание границ между разными устройствами, приложениями, продуктами, разными операционными системами и формирование единого информационного пространства для клиента.

Основной принцип – избавить пользователя от лишних сложностей, подчеркнул Сергей Гаврилин. Лучший клиентский опыт пользователь получает тогда, когда он остается в контексте одного интерфейса.

К настоящему времени в банке удалось создать единую среду для пользователя, куда входит сайт, Business Place, Интернет-Банк и Мобильный банк.

Внедрение инноваций – основа для развития любой компании. Как этот процесс строится в банковской сфере, рассказал Дмитрий Гришин, директор по инновациям.

Гришин.jpg

Инновации – это коммерциализация изменений, отметил Дмитрий Гришин. Каждое событие на рынке, будь то изменения в регулировании или появление новой технологии, это новая возможность или новая угроза. И задача дирекции по инновационному развитию – анализ этих событий и поиск решений, которые позволят использовать возможности или минимизировать угрозы. Если готовых решений не существует, значит, их необходимо разработать своими силами.

Важно, чтобы инновации давали измеримый эффект. «Первый вопрос, который мы задаем в инновационной деятельности, - что это даст Банку? Эффект должен качественно улучшать метрики Банка», - подчеркнул Дмитрий Гришин.

ИТ-практики 3.jpg

Среди тенденций, которые сейчас оказывают глобальное воздействие на банковскую сферу, он отметил рост государственного влияния, активность регулятора в лице ЦБ РФ, развитие экосистем, выход на рынок новых игроков, расширение цифрового опыта клиентов. Каждую из этих тенденций необходимо внимательно проанализировать и разработать ответные меры.

Уралсиб в настоящее время активно ищет стартапы, которые могут стать партнерами в решении таких задач, как привлечение новых клиентов, рост LTV, транзакционные сервисы, снижение OPEX. За 8 месяцев 2021 года было отсмотрено 500 проектов, 16 проектов утверждено к пилотированию. Если посчитать общую отдачу на инвестиции в пилотирование проектов, то она составит 156%, рассказал Дмитрий Гришин.

Разрешенные к публикации презентации спикеров встречи ИТ-руководителей промышленности доступны в «Отраслевом клубе» в разделе «Банки и страховые компании" для зарегистрированных участников со статусом «Профессионал».

256
Поделиться