Онлайн-встреча клуба: ИТ в сфере FMCG

20 октября 2020

Мы продолжаем встречи членов профессионального сообщества GlobalCIO|DigitalExperts. В этот раз прошла онлайн-встреча ИТ-руководителей сферы FMCG. Эксперты поговорили о том, с какими вызовами столкнулись производители потребительских товаров в период пандемии и как они на эти вызовы ответили.

В мероприятии приняли участие представители крупнейших компаний сферы FMCG, работающих на российском рынке. Так, Дмитрий Вьюнков, Директор службы управления бизнес- решениями Департамента ИТ и Цифровой трансформации ТД «Айсберри» рассказал о том, как менялся ИТ ландшафт компании Айсберри. В компании был совершен переход от моно-архитектуры к макро-сервисной архитектуре. Дмитрий Вьюнков описал ключевые проблемы, которые возникают с моно-архитектурой. В их числе, например, трудности с обслуживанием основной системы (работа 24х7), сложности с обновлением и переходом на новую версию, так как проект слишком масштабный, растущие риски в случае доработки системы, поскольку все слишком взаимосвязано и невозможно полностью понять все взаимодействия между блоками. Альтернативой может стать макро-сервисная архитектура. В ней системы выстраиваются из компонентов, выполняющих отдельные макро-функции, и взаимодействующие с использованием ESP (интеграционной шины). В числе плюсов – то, что модули можно легко заменить в любое время, они могут быть реализованы на различных платформах, под управлением различных OS. Такая архитектура симметричная, а не иерархическая: зависимости между макро-сервисами одноранговые, что облегчает процесс управления и модернизации системы. Дмитрий Вьюнков представил также подробную «Дорожную карту» перехода к макро-сервисной архитектуре, которая может быть полезна другим компаниям, планирующим подобные изменения.

Сергей Роскошный, Директор по развитию специализированных каналов продаж Mars Pet Nutrition в России в своем выступлении затронул актуальную тему развития электронной коммерции. Тщательно проанализировав эффективность различных каналов продаж кормов для домашних животных, в компании убедились, что e-commerce забирает на себя львиную долю покупателей у традиционных каналов, таких, как зоомагазины, традиционная розница, супермаркеты и т.д. После этого компания приняла стратегическое решение сосредоточиться на развитии направления электронной коммерции, обеспечить присутствие на крупнейших онлайн-площадках. Сергей Роскошный отметил, что компания совершенно сознательно отказалась от создания собственного онлайн-магазина. Причина – она производит продукцию масс-маркет сегмента, которая должна быть максимально доступна покупателям. При этом компания тщательно анализирует потребительское поведение своей целевой аудитории в интернете, для того, чтобы все время выдвигать для нее релевантное предложение. Большая работа связана с продуктовым контентом, очень тщательно разрабатывается активация конкретных брендов в сети.

Интересный кейс по внедрению роботов в сервисном центре крупного агрохолдинга представила Наталья Пастернак, менеджер по качеству ИТ-сервисов и внедрению централизованных ИТ-процессов РУСАГРО. Она объяснила, по каким причинам холдинг решил внедрить роботизированные системы. До этого шага в сервисном центре холдинга отсутствовал первая линия поддержки (был только портал), существовало очень маленькое количество точек входа для пользователей, у них не было возможности получить обратную связь, как следствие – росло количество ошибок в заявках. Работа ИТ-специалистов довольно дорогая, при этом они тратили свое время на решение рутинных задач по обработке заявок. По словам Натальи Пастернак, сейчас программный робот регистрирует обращения в сервисный центр (СЦ); все, поступающие по различным каналам заявки, своевременно обрабатываются. На 45% снизились прямые затраты на выполнение рутинной работы. На 20% выросла вовлеченность пользователей. Сегодня более 80% всех обращений в СЦ агрохолдинга обрабатывается автоматически, а роботы приступили к работе во всех специализированных производственных единицах «Русагро».

Об автоматизации складской логистики ПК «Балтика» на базе LEAD WMS рассказал Александр Чиж, руководитель группы развития и поддержки складских ИС пивоваренной компании «Балтика». Компания реализовала очень успешный кейс – внедрила WMS на 14 площадках всего лишь за 12 месяцев. Как подчеркнул Александр Чиж, на 80% площадок перевод на новую систему и выход на номинальную производительность составил от 48 до 72 часов. На площадках, где WMS ранее не было, выход на номинальную производительность произошел уже через 5 суток. «Балтике» удалось добиться следующих целей: снизить стоимость владения системой, сократить цикл разработки и установки обновлений, снизить требования к аппаратному обеспечению, повысить стабильность системы и скорость работы, а также разработать мультиязычный интерфейс. Александр Чиж рассказал и о перспективных планах компании по развитию этого проекта. В их числе - имитационное моделирование, создание системы оценки эффекта изменений топологии и\или правил товародвижения, оценка эффекта от внедрения WMS в реальных KPI, прогнозирование KPI и пропускной способности и другие задачи.

Вопрос эффективного использования данных остро стоит и перед сферой FMCG. Вадим Уланов, менеджер проекта создания озера данных компании Ferrero Руссия представил доклад «Внедрение системы полевого аудита: предпосылки, результаты и перспективы». К реализации этого проекта компанию подтолкнуло низкое качество данных из SFA системы, непрозрачный процесс определения приоритетов полевых задач, сложный процесс мотивации, построенной на качественных показателях присутствия на полке. Настораживали значительные и резкие отклонения в части корреляции качественных instore показателей и реальных продаж с касс. Компания решила провести аудит, после чего были проанализированы его итоги и определены задачи для каждого специалиста на текущую неделю. Что в результате? Оптимизация списка КПЭ/драйверов, оздоровление мастер данных (продуктовые матрицы, назначение POSM и пр.) и контроль за субъективными оценками результатов в полях.

Прогнозирование спроса становится ключевым элементом управления доходностью. Как это сделать при помощи современных ИТ-решений, рассказал Кирилл Кукаркин, IDS BORJOMI RUSSIA, IT Director Russia. Он представил систему NRM - Net Revenue Management. Эта система служит для управления доходностью и прибыльностью брендов и продуктового портфеля и эффективного управления ценой и промоактивностями. Среди задач «Боржоми» была разработка ИТ-решения «Промо-калькулятор», улучшение ML-движка и интеграция с внутренними системами компании. Реализацию осложняло отсутствие готового решения на рынке и ненормализованные данные в разных форматах. Тем не менее, к настоящему моменту, как пояснил Кирилл Кукаркин, завершено построение архитектуры, создан работающий инструмент, загружены основные справочники и завершено тестирование системы.

Партнером мероприятия выступила компания Commvault. Евгений Пухов, директор по развитию технологий Commvault представил доклад "Защищенность данных в условиях удалённой работы".

Презентации спикеров встречи «ИТ в сфере FMCG» доступны в «Отраслевом клубе» для зарегистрированных участников со статусом «Профессионал». 

336
Поделиться