Виртуальная химлаборатория: опыт создания
VR-технологии в промышленности – перспективный тренд, который только начинает развиваться. Практика показывает, что совсем необязательно сразу замахиваться на масштабные проекты, которые затрагивают все производство. Иногда, чтобы «распробовать» новую технологию, стоит начать с малого. Например, со школьных экскурсий, как это сделал производитель химической продукции ПАО «Пигмент» (г. Тамбов). Руководитель группы развития цифровых технологий ОАО «Пигмент» Иван Углов рассказал о деталях проекта виртуальной химической лаборатории специально для GlobalCIO|DigitalExperts.
Как пришла идея реализовать такой проект? Какие задачи он преследовал?
У меня возникла идея внедрить на предприятии VR-проект по виртуальной химической лаборатории, так как у нас проходят занятия со школьниками в рамках профориентационной работы, что способствует популяризации науки и профессий химического профиля. Этот программный продукт позволил расширить возможности учебной лаборатории-экспериментариума. Мне хотелось сделать интересный проект, а самое главное безопасный. Многие химические реактивы опасны для человека, а в виртуальной лаборатории нет необходимости взаимодействовать с химическими реактивами и в то же время все химические реакции являются достоверными. Также многие элементы очень дорогие, например, литий, а в виртуальной реальности они бесплатны и бесконечны.
В какие сроки была создана виртуальная химическая лаборатория?
Проект был реализован примерно за 3 месяца. Закуплено оборудование: шлем VR HTC VIVE PRO, беспроводной модуль и игровой компьютер. Было протестировано оборудование, его возможности и общее впечатление от погружения в виртуальную реальность. Параллельно велись переговоры с ООО «СТЭМ-ИГРЫ», которое предоставило демо-версии программного продукта. Протестировали и заключили договор. Особых трудностей не возникало, руководство предприятия очень положительно отнеслось к внедрению технологии виртуальной реальности. На базе нашего Информационно-выставочного центра внедрялось много проектов и с дополненной реальностью: макет предприятия в дополненной реальности и технологические процессы на стендах промышленного оборудования. Работники центральной лаборатории очень быстро адаптировались к проведению опытов в виртуальной реальности, всем очень понравилась виртуальная химическая лаборатория, отметили достоверность проводимых реакций и то, что не нужно после опытов мыть колбы и пробирки.
Как сейчас школьники воспринимают посещение такой лаборатории?
Да, им очень понравилось работать в виртуальной реальности. Процесс обучения стал более интересным и повысился интерес к проводимым опытам. Ребята более вовлечено проводят химические реакции и смешивают реактивы с большим удовольствием.
Планируете ли дальнейшую реализацию VR-проектов на предприятии, в каких-то других направлениях?
Планируем развитие VR/AR технологий, создание тренажеров по промышленной безопасности, пожарной безопасности, обучению проведения технологического процесса и ремонту оборудования.
Как в целом относитесь к технологиям VR в промышленности?
Считаю, что VR/AR технологии необходимы повсеместно, так как помогают человеку осваивать большой объем информации в интересной форме, с полным вовлечением в процесс, но без риска для жизни. В сфере обучения виртуальная реальность существенно сокращает сроки обучения и повышает само качество обучения, так как учащиеся лучше осваивают информацию. Возможно также создание цифровых двойников оборудования, что значительно экономит бюджет предприятия на обучение сотрудников или отработку конкретного технологического процесса.