Деньги ушли на алкоголь и рекламу: исследование трат компаний во время пандемии
В банке «Точка» задумались, на что и как компании тратили деньги во время пандемии. Провели исследование и выяснили ряд любопытных фактов. Единственной статьей расходов, которая не сократилась во время кризиса, стали траты на спиртное. Стабильный рост показывают расходы на рекламу.
В общем и целом
Выборка для опросов была довольно большой - в нее вошло 350 тыс. клиентов, открывших счет в «Точке» до октября 2019 включительно. Исследование показало, что бизнес быстро адаптировался к новым условиям. Если в апреле расходы компаний снизились на 36% от уровня марта, то уже к июню траты бизнеса вернулись на уровень до пандемии.
Есть и пить меньше не стали
Первыми попали под секвестр расходы на командировки – просто потому, что возможность передвижений была резко ограничена. В марте расходы на авиа и ж/д билеты, бронь гостиниц упали на 38% относительно уровня февраля. Интересно было бы узнать, а куда ездили в это время оставшиеся 62%? В апреле эта категория просела еще больше - на 84% от уровня марта. В мае ситуация начала выправляться, но до сих пор не достигла нормы. Интересно, вернется ли когда-нибудь бизнес к прежнему режиму командировок и рабочих встреч? Или онлайн-митингов будет вполне достаточно?
Похожая динамика и у представительских расходов. Траты в кафе и ресторанах наиболее заметно сократились в апреле (-67% от уровня марта). Правда, окончательно отказаться от бизнес-ланчей представители компаний все-таки не готовы – уже к июню эта статья расходов вышла на докарантинный уровень.
Что касается алкоголя, то даже в пик кризиса эта статья расходов оставалась практически неизменной. А к июню даже стала постепенно расти.
Офисы станут безопаснее
Многим компаниям поневоле пришлось увеличить расходы на траты в офисах после окончания карантина. Если в период карантина траты на вложения в офисные пространства резко упали, то затем столь же резко начали расти. Требования к безопасности усилились, и многим пришлось выделить дополнительный бюджет на переоборудование рабочих мест. Как минимум, это означает, что окончательный переход на «удаленку» нам не грозит!
Двигатель торговли
Обычно в кризис рекламные и маркетинговые расходы первыми идут «под нож», но пандемия оказалась исключением. Каналы офлайн-продаж у многих оказались перекрыты, и компаниям ничего не оставалось, кроме как начать осваивать интернет-пространство. В апреле представители бизнеса еще осторожничали и присматривались к интернет-рекламе – в этот период наблюдался небольшой спад. Но уже с мая затраты стали резко расти и превысили докарантинные значения. Скорее всего, эта тенденция будет только усиливаться в ожидании второй волны ограничений осенью.
Как вам результаты опроса, коллеги? Совпадают с вашим опытом? Какие траты у вас были сокращены, а какие - наоборот, выросли?