Платформа Low Code ECM — необходимый инструмент цифровой трансформации. Ч.2
Согласно прогнозам Gartner, к 2024 году примерно 65% всех задач разработки программного обеспечения будут реализовываться средствами Low Code разработки. О том, какие преимущества дает использование таких инструментов при переходе бизнеса к цифровой трансформации, рассказывает Президент компании «ДоксВижн» Владимир Андреев.
Существенная доля информации в любой организации остаётся неструктурированной и даже обрабатывается в бумажном виде, то есть вообще не погружается в информационную систему. Процессы — аналогично.
Для реализации сформулированной в первой части материала парадигмы ЦТ важно максимально структурировать информацию - переходить от документов к структурированным электронным формам обработки, обеспечивать повторяемость процессов и формировать их модели, по которой можно строить статистические оценки качества. Первый необходимый этап цифровой трансформации – переход от неструктурированных и неформализованных документов и процессов к максимально структурированным и формализованным.
Конечно, в любой организации уже существуют контуры операционного управления, которые работают с хорошо структурированными процессами и данными (например, контур MRP2 -планирования и управления производством), но они неполные. Чтобы получить полную, прозрачную для анализа и использования инструментов ИИ картину работы организации, необходима высокая степень формализации во всех других процессах: в общем, стратегическом и оперативном контурах управления, в продажах и закупках, в управлении инвестиционными программами, в задачах бэк-офиса – IT, управления персоналом, финансового блока, маркетинга, вплоть до работы юристов и службы безопасности.
В большинстве процессов, как правило, используются неструктурированные документы и достаточно стихийные процессы. Основным инструментом автоматизации для документов и процессов работы с ними является СЭД/ECM система, на которую ложится основная нагрузка по структуризации документов и процессов.
Обозначим разницу между традиционной СЭД и современной ECM (Enterprise Content Management) или, правильнее, CSP (Content Service Platform) системами. Традиционная СЭД ориентирована на автоматизацию работы именно с неструктурированным контентом (сканами или текстовыми файлами документов) и неструктурированными процессами (делопроизводственными задачами и разного рода слабо структурированными процессами согласования). CSP системы включают в свой состав полноценные BPM-подсистемы и позволяют строить разнообразные процессы по обработке документов: от традиционных, которые работают со слабо структурированным контентом и нерегламентированными процессами, до управления структурированными формами документов и сколь угодно детально формализованными процессами. Такая гибкость в сравнении с другими классами систем делают CSP-платформы столь важными в реализации задач ЦТ. Используя инструменты CSP-платформы, вы можете постепенно увеличивать степень формализации как документов, так и процессов, начиная от полностью неструктурированных ad-hock процессов.
Благодаря наличию достаточно мощных инструментов BPM, на CSP-систему очень часто ложится задача «оркестровки» — организации взаимодействия отдельных приложений в информационной системе и обеспечение сплошного непрерывного процесса управления.
В CSP-системах часто реализована ещё одна уникальная функциональность — богатый набор высокоуровневых инструментов конструирования решений (Low Code), которые позволяют реализовывать относительно короткие итерации изменений в конкретных решениях.
Преимущества Low Code решений:
-
меньшая техническая квалификация персонала, требуемого для реализации решений;
-
возможность реализации большей части функциональности решений специалистами-аналитиками, хорошо понимающими предметную область и цели формализации процесса, а не программистами;
-
возможность раннего прототипирования решения для получения обратной связи от конечных пользователей;
-
разработка решения короткими итерациям, c быстрым вводом в эксплуатацию;
-
снижение сроков и стоимости разработки каждой конкретной итерации, получение ощутимого законченного результата на каждой итерации;
-
возможность одновременной работы нескольких версий решения;
-
увеличение на каждой итерации степени формализации процесса и увеличение данных, накапливаемых в системе для дальнейшего применения технологий машинного обучения;
-
возможности постепенного замещения отдельных этапов процессов, реализуемых пользователями системы, на работу программных агентов, базирующихся на технологиях RPA или специальных программных алгоритмах, построенных на базе алгоритмов машинного обучения.
В пределе возможно применение технологий ИИ не только для выполнения отдельных операций процессов, но и для поиска возможных оптимизаций в ходе самого бизнес-процесса (process mining).
Поддержка всех типов информации и процессов от полностью неструктурированных до строго структурированных и развитые инструменты Low Code делают именно CSP платформы наиболее критичным элементом процесса цифровой трансформации. Такие системы будут накапливать данные о действиях сотрудников, на основании которых, с помощью алгоритмов машинного обучения, можно формировать программные средства ИИ для замещения ручного труда машинами. Именно в процессах обработки документов сегодня наиболее применимы технологии RPA.
Согласно прогнозам Gartner, к 2024 году примерно 65% всех задач разработки программного обеспечения будут реализовываться средствами Low Code разработки.
Функции Low Code, которые должна поддерживать CSP система, для реализации задач цифровой трансформации:
-
Поддержка инструментов для визуального создания различных приложений (No Code – не требующего написания кода). Стандартный набор такого рода инструментов включает возможность моделировать документы и электронные формы для взаимодействия с данными – их модель данных, жизненный цикл, варианты визуального представления в различных контекстах и те или иные механизмы описания этих контекстов; справочники; бизнес-процессы; события и стандартные способы реакции на них; средства навигации; групповые представления информации и отчёты. Конкретный набор средств визуального моделирования может отличаться в зависимости от реализуемой конкретной платформой структуры приложения в системе.
-
Простые средства программного расширения путём написания скриптов, не требующих компиляции и распространения. Эти средства обычно используются для обработки нетиповых и несложных сценариев обработки информации и не требуют серьёзной квалификации.
-
Возможность создания сложных программных расширений и способов изменения стандартного поведения, реализованного конструкторами, например, создание новых визуальных контролов, функций бизнес-процессов и средств расширения стандартной бизнес-логики. Для реализации подобных расширений требуется уже более существенная квалификация разработчиков.
-
Возможность коллективной работы над решением с учётом различной компетенции и сложности кастомизации для различных участников процесса. Бизнес-аналитики используют исключительно визуальные инструменты, низкоквалифицированные разработчики – скрипты, а высококвалифицированные — дополнительные программные компоненты и расширения.
-
Средства отладки и тестирования решений. Поддержку работы в гетерогенном окружении – среда разработки, среда тестирования, промышленная среда.
-
Средства развёртывания приложений из тестовой в промышленную среду и инструменты создания инсталляций для распространения тиражируемых решений.
-
Возможность одновременной работы в единой среди нескольких версий решения.
-
Компоненты интеграции для создания решений для «оркестровки» корпоративных бизнес-процессов.
Важнейшим компонентом платформы является инструмент настройки журналов, которые протоколируют действия пользователей в системе и форматов их представления. На основе этих данных будет строиться актуальная модель процессов обработки и генерироваться оптимизированная модель улучшенного процесса.
Каждый конкретный производитель реализует собственные оригинальные идеи по упрощению создания решений и обеспечению их гибкости и соответственно предлагает собственный набор инструментов по их реализации. Важно, чтобы платформа обеспечивала главную идею – обеспечить максимальную утилизацию компетенций всех типов сотрудников организации при реализации законченных решений, не ограничивая возможность функциональности законченного решения; максимально сократить цикл внедрения инноваций и оперативно реагировать на необходимые изменения, тем самым обеспечивать готовность бизнеса реализовывать реальную цифровую трансформацию.
Платформы CSP (ECM), в отличие от традиционных СЭД, переживают период бурного развития. Уже сегодня на рынке имеется богатое разнообразие систем с достаточно развитыми инструментами для реализации сформулированной выше задачи.