Как подготовиться к цифровой трансформации бизнеса? Ч.1
Какова реальная техническая база цифровой трансформации бизнеса? Какие инструменты необходимы для её практической реализации? Почему Low Code ECM платформа — это то, с чего надо начинать процесс цифровой трансформации? Об этом в материале для GlobalCIO|DigitalExperts рассказывает Президент компании «ДоксВижн» Владимир Андреев.
Что такое цифровая трансформация?
В последнее время о цифровой трансформации (ЦТ) говорят все и везде. Что это такое и чем она отличается от обычной автоматизации - чётко нигде не сформулировано. Ясно, что это не просто какая-то новая фаза автоматизации, а именно качественное изменение характера бизнеса или функционирования организации. Но в чём же оно заключается?
Комплекс ассоциаций, связанный с цифровой трансформацией, в первую очередь направлен на радикальное изменение самой сути бизнеса. Это прежде всего новые бизнес-модели, когда появляются бизнес-платформы.
Отличия новых бизнес-моделей в эпоху цифровой трансформации:
· свободное привлечение ресурсов из сети (Crowd);
· самоорганизация;
· нестандартные способы монетизации;
· минимизация управленческого оверхеда;
· радикальное сокращение персонала;
· оптимизация использования ресурсов за счёт экономии на масштабе и полной информационной прозрачности;
· максимально гибкое предложение за счёт очень чёткого таргетинга предложения и синергии разнообразных типов участников системы и пр.
Список отличий можно продолжать, но, очевидно, ключевое отличие – это рост значимости информационных технологий в реализации подобных платформ.
Например, бизнес Uber представляет собой комплекс программных сервисов, через которые организуется огромная инфраструктура реальных услуг по перевозке. При этом автомобили, водители, финансовые сервисы и прочее не являются частью бизнеса Uber, они аутсорсятся вовне. Ноу-хау и основное содержание бизнеса Uber – это информационная система и непрерывно накапливаемые в ней большие данные, которые позволяют оптимизировать предложение.
Мир перевернулся с ног на голову. Если ещё недавно IT были дополнением к основному материальному бизнесу и зачастую даже выводились за его пределы в виде аутсорсинга, то сейчас, в наиболее продвинутых бизнесах именно IT становятся их основным содержанием. Это касается самых различных отраслей — в первую очередь, сервисных компаний. Например, российские банки развиваются в последнее время скорее как IT-компании, формируют свою уникальную IT-экосистему, с помощью которой реализуются различные финансовые сервисы.
Рука об руку с цифровой трансформацией идут новые технологии: искусственный интеллект, машинное обучение, роботизация бизнес-процессов, большие данные, интернет вещей и даже блокчейн. Только не они определяют сути и сущности трансформации. Это всего лишь инструменты, которые необходимы для реализации второго главного тренда ЦТ — переход от традиционной островной автоматизации к тотальной.
В процессе ЦТ в организации должна быть сформирована определённая технологическая инфраструктура, которая обеспечивает тотальную автоматизацию всех бизнес-процессов. Инфраструктура должна включать средства накопления больших данных, средства искусственного интеллекта и другое.
Цифровая трансформация бизнеса – это формирование радикальных инновационных бизнес-моделей, опирающихся на качественную IT-инфраструктуру, которая обеспечивала бы тотальную автоматизацию всех процессов.
Цифровая трансформация выдвигает на первый план именно информационную систему. По моему мнению, для её реализации необходимо выстроить три параллельных процесса модификации бизнес-процессов и обеспечить соответствующую IT-инфраструктуру.
Необходимы следующие шаги для перехода к цифровой трансформации:
1. Ликвидация любого непроизводительного и нетворческого труда сотрудников организации. Всё, что может сделать компьютер в области обработки информации или робот в процессе материального производства, не должен делать человек. Сегодня в любой организации существует огромное количество непроизводительного труда. Для его устранения даже не требуется никакого искусственного интеллекта. Пусть человеку будет оставаться все меньше места в организационных процессах, но его работа будет становиться более творческой, которую не способен реализовать компьютер. В результате компания может оптимизировать издержки, так как технологии дешевле живых работников, и сделать труд более интересным.
2. Вторая задача, непосредственно дополняющая первую, – оптимизация структуры бизнес-процессов. Ликвидация любых задержек в ходе процессов, с одной стороны, и непрерывная оптимизация самой его структуры, с другой. В каком-то смысле ничего нового в этой парадигме нет, она развивает идеи, сформировавшиеся ещё в 70-х годах XX века концепций Just-in-time, бережливого производства и реинжиниринга бизнес-процессов. Однако появляются технологии для реализации уже классических концепций. Например, Low Code платформы, гибкие методы (Agile) поддержки процессов автоматизации, технологии искусственного интеллекта.
3. Третья задача обычно остаётся в тени хайповых технологий, но является необходимой основой для реализации сформулированных выше процессов. Это задача формирования инфраструктуры для накопления максимально детализированной информации о ходе всех корпоративных процессов как чисто информационных, так и материальных. Она не всегда требует специфических технологий по обработке больших данных. Если использовать простые журналы обработки процессов и информации, которые по мере автоматизации и структуризации процессов и данных будут становиться более детальными и комплексными, то они превратятся в «большие данные». Накопление информации позволяет получить данные, необходимые для оптимизации процессов с применением технологии искусственного интеллекта (process mining) и для формирования моделей машинного обучения тех задач, в которых мы планируем замещать ручной труд средствами искусственного интеллекта.
Таким образом, сам процесс цифровой трансформации – это формирование новой модели бизнеса за счёт постепенной, всё более глубокой оптимизации всех процессов организации, в частности, за счёт применений технологий искусственного интеллекта, на базе интеллектуальной обработки информации, накапливаемой в ходе этих процессов, которая приводит в итоге к качественному изменению в характере бизнеса.
Это процесс, естественно, не одноразовый, а непрерывный и итерационный. Мы получаем максимально детализированную, доступную на данной стадии автоматизации, информацию о ходе процесса, оптимизируем его, возможно, применяем ИИ для замещения непроизводительного труда. Изменённая структура процессов позволяет получить нам ещё более детализированную информацию, благодаря которой можно реализовать более глубокую оптимизацию, и так далее.
В отличие от традиционной автоматизации на каждом витке мы получаем не просто более оптимальные процессы, но и более качественную информацию для принятия решения по их дальнейшей оптимизации. В результате меняется сам характер бизнеса или способ предоставления услуг. Эффективность этого процесса напрямую зависит от используемых технологий и от креативности людей, принимающих решения о направлениях трансформации: возможности использования тех или иных моделей машинного обучения; более гибкой адаптации бизнес-модели и выбора стратегии этой адаптации; вовлечении разнообразных внешних ресурсов (Crowd) и пр. Но именно информационные технологии создают необходимую для принятия этих ключевых решений информацию.
Почему растет популярность платформ Low Code ECM, в чем их отличие от традиционных СЭД и как они помогают в цифровой трансформации бизнеса, Владимир Андреев расскажет во второй части материала. Продолжение следует!