Как аренда помогает бизнесу сохранить капитал в период пандемии
1 июня 2020
Что дешевле?
Если бы не экономическая выгода, то аренда вряд ли бы стала неотъемлемой частью жизни каждого человека. Мы очень быстро освоили каршеринг, активно берем во временное пользование спортинвентарь, инструменты, лодки, автомобили, даже фильмы в онлайн-кинотеатрах. О квартирах и домах можно даже не упоминать. В западных экономических моделях сервисам аренды уже несколько десятилетий отводится значительная роль. Такой подход связан с необходимостью получить нужный товар или услугу здесь и сейчас без капитальных затрат.
Непривычные к подобным сервисам российские предприниматели и крупные организации, стараясь минимизировать затраты, всегда сравнивают традиционную покупку с арендой по многим параметрам. И очень часто при сопоставлении делают вывод о том, что покупка позволяет экономить, что далеко не всегда так.
Используя арендную модель, компании переводят капитальные затраты в операционные, поэтому у них появляется редкая по нынешним временам возможность инвестировать в собственное развитие. Например, при сравнении стоимости традиционной закупки и долгосрочной аренды, удорожание при аренде составит в среднем 8-10 процентов в год, но сохраненный капитал позволит заработать гораздо больше, ведь высвободившиеся средства компания может направить на открытие дополнительных представительств, маркетинг, закупку сырья и много другое, что во времени даст дополнительный положительный синергетический эффект для бизнеса. Для приобретения необходимого оборудования не нужно выводить из оборота крупные суммы.
Конечно, расходы никто не отменял, и модель аренды подразумевает регулярные платежи. Но они легко поддаются контролю благодаря своей прозрачности. Более того, происходит облегчение налоговой нагрузки за счет оптимизации НДС (арендные платежи уже содержат НДС) и уменьшения базы по налогу на прибыль (арендные платежи являются затратами). Как правило, полное обслуживание систем хранения данных, серверов, коммутаторов и другого оборудования проводят специалисты сервис-провайдера. А раз так, то заказчик получает дополнительную возможность сэкономить не только на найме новых сотрудников и повышении квалификации действующих специалистов, но и на содержании серверной комнаты.
В долгосрочной перспективе (как правило, это 3-5 лет) стоимость владения оборудованием при выборе сервисной модели оказывается ниже в среднем 10-20%. При этом даже небольшая компания может получить качественное современное оборудование, покупка которого оказалась бы для нее неподъемной. К тому же долгосрочная модель аренды всегда позволяет с течением времени плавно модернизировать аппаратное обеспечение.
Случаи, когда организации выгоднее приобрести «железо», а не брать его в аренду, также бывают, но, по нашему опыту, они единичны. Так или иначе, задумавшись о необходимости расширения парка оборудования, лучше всего просчитать оба варианта, в идеале - вместе с экспертами ИТ-провайдера, имеющего большой опыт работы в вашей сфере.
На российском рынке наиболее активными пользователями услуг аренды ИТ-оборудования являются организации, которые ориентируются на использование передовых технологий, а также больше других заинтересованы в поисках средств для оптимизации затрат и повышении маржинальности. Как правило, это производственные (особенно FMCG, фармацевтика и добывающая промышленность) и розничные компании, представители финансового сектора, e-commerce и телекоммуникаций.
«Удаленка» как катализатор
Непростая ситуация, сложившаяся сегодня в стране и мире, уже не стимулирует, а буквально заставляет бизнес искать новые формы организации труда сотрудников. Об удаленной работе в последние месяцы сказано и написано немало. Казалось бы, добавить нечего. Но на повестке по-прежнему остается вопрос, как выстроить этот процесс наиболее эффективно. И каждая компания отвечает на него по-своему, исходя из собственных ресурсов и анализа трендов рынка. Но в одном бизнес-сообщество едино: без современного отказоустойчивого оборудования все разговоры и рассуждения о необходимости дистанционной работы останутся на уровне нереализованных проектов.
В начале этой весны в связи с массовым переходом российских организаций на удаленную работу ситуация с дефицитом оборудования едва не вышла из-под контроля: организациям потребовалась срочная модернизация ИТ-инфраструктуры, приобретение рабочих станций и увеличение серверных мощностей, связанное с ростом числа дистанционных подключений. Потребность в аппаратном обеспечении превысила предложение, и даже наиболее консервативный бизнес оказался вынужден задуматься об облачных сервисах и аренде оборудования. Кроме того, в кризисной ситуации компании не всегда могут выделить крупные суммы на закупку «железа», особенно если речь идет о временной потребности (именно так большая часть заказчиков рассматривает переход на home-office). Сервисная модель потребления позволяет российским компаниям оптимизировать расходы, что важно в условиях неопределенности, вызванной экономическим спадом.
Кризис стал определенного рода катализатором развития отрасли, заставив бизнес более серьезно относиться к вопросам приобретения оборудования. Проанализировав последние запросы и предпочтения клиентов, специалисты Softline отметили, что только за апрель спрос на аренду вырос на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сильнее всего вырос спрос на серверное оборудование (серверы, СХД, сетевое оборудование) – его покупка гораздо дороже, чем приобретение ноутбуков и рабочих станций, при этом не очевидно, сохранится ли потребность в увеличенных мощностях после окончания пандемии и возвращения к привычному ритму работы.
Аренда смягчает кризис
Вряд ли сегодня кто-то возьмет на себя смелость называть конкретные сроки окончания эпидемии и начала восстановления экономики. Точно так же никто не может гарантировать, что нынешний сценарий не повторится. Поэтому компании, которым требуются аппаратные мощности, будут очень взвешенно подходить к формированию ИТ-бюджета. Как уже показала нынешняя ситуация, оборудование, приобретенное до введения ограничительных мер, сейчас для многих компаний превратилось по сути в замороженные деньги. Финансово-хозяйственная деятельность временно приостановлена, прибыли нет, зато есть обязательства, расходы. Если бы предприятие получило необходимые мощности на условиях аренды, платить бы все равно пришлось, но небольшими частями.
Еще одно важное преимущество модели аренды, о котором стали серьезно говорить еще в 2014 году, помогает заказчику избежать рисков, связанных с колебанием курсов валют. Какой бы шторм не разыгрался на рынке, у клиента на руках всегда будет договор с сервис-провайдером, где размер платежей зафиксирован, а значит, останется неизменным при любых обстоятельствах. И не стоит забывать еще о том, что в последние годы стоимость аренды значительно снизилась.
Кризис пройдет, экономика начнет восстанавливаться. И на первый план обязательно выйдут многофункциональные сервисы, позволяющие минимизировать расходы без потери качества. Текущий год может стать годом расцвета для рынка аутсорсинга ИТ-инфраструктуры. Большая часть заказчиков, опробовав аренду оборудования в экстремальных условиях, оценят ее преимущества и в дальнейшем перейдут к сервисной модели на постоянной основе. По нашим оценкам, по итогам 2020 года рынок аренды может вырасти на 50% по сравнению с прошлым годом.