Корпоративный архитектор как партнер бизнеса


Роль корпоративного архитектора стремительно меняется: он уже не просто проектировщик систем, а стратегический партнер, который связывает бизнес и технологии, помогает компании адаптироваться к переменам и быстрее внедрять изменения.

На встрече Клуба ИТ-лидеров Компас CIO эксперты из ВТБ, “Газпром нефти”, Райффайзена, MWS и Петрович Тех обсудили, чего бизнес сегодня ждет от архитекторов и какие компетенции становятся ключевыми.

Чем ценен архитектор для бизнеса и как встроить архитектурную функцию в управление изменениями – читайте в полном материале на Компас CIO.

Модератор встречи:

  • Александр Войновский, Лидер функции корпоративной архитектуры, “Газпром нефть”

Участники:

  • Дмитрий Клецких, Райффайзен, Chief Enterprise architect
  • Алексей Северов, ВТБ, Директор по ИТ-архитектуре
  • Павел Галямичев, Корпоративный архитектор, Петрович Тех
  • Алексей Бондарев, MWS, Ведущий архитектор

Партнерство архитектора и бизнеса: как договориться

Архитектор сегодня – это не только стратег и фасилитатор, но и инженер, который выстраивает рабочие процессы и помогает командам масштабироваться через автоматизацию.

Партнерство архитектора и бизнеса – это не равенство ролей, а договоренность о целях и правилах. Буквального партнерства нет: ответственность CIO и архитектора несопоставима.

Среди основных навыков корпоративного архитектора эксперты отметили способность задавать вопрос: «Зачем?». Чтобы это не вызывало напряженности внутри компании, узнавать необходимую информацию можно не у руководства, а на уровнях «борд −1/−2»: восстанавливать контекст, предлагать варианты, показывать риски. По сути, это предпринимательская деятельность внутри корпорации.

Какими компетенциями должен обладать корпоративный архитектор и как его роль понимают в разных компаниях – читайте в полном материале на Компас CIO.

Пять трендов в корпоративной архитектуре

Александр Войновский представил пять ключевых трендов и в процессе обсуждения, они были переформулированы следующим образом:

  1. ИИ ускоряет рутинные процессы, но стратегические решения и ответственность остаются за архитектором.
  2. Устойчивость бизнеса важна – бизнес все сильнее зависит от ИТ.
  3. Цифровые двойники окупаются не везде: при коротком горизонте (ритейл, B2C, e-commerce) процессы меняются слишком быстро.
  4. Business Capability Map упорядочивает ландшафт – продукты собираются быстро, при этом соблюдаются корпоративные правила.
  5. Архитектура должна быть удобной и интуитивной для людей.

Как архитекторы встроены в структуру компаний

Архитектурная функция может быть централизованной или децентрализованной – распределена по продуктовым командам. Может использоваться и комбинированная модель.

Дмитрий Клецких рассказал, как это устроено в Райффайзенбанке и какие уровни ответственности есть в иерархии архитекторов. А Алексей Бондарев отметил, что в MWS контекст иной: в экосистеме фокус смещен на продукт, а архитектор – партнер бизнеса, который знает, как с помощью ИТ решать задачи максимально эффективно.

Алексей Бондарев поднял также вопрос: архитектор – это выделенный человек или распределенная роль?

При этом сами компании тоже могут быть разными:

  • традиционные корпорации (нефть, газ, промышленность) меняются предсказуемо;
  • в продуктовых Agile-организациях другие приоритеты, и автономные команды не всегда видят ценность архитектора либо эти функции выполняют тимлиды, инженеры и продукт-оунеры.

Архитектура появляется эволюционно – когда растет сложность и нужно договариваться, стандартизировать и управлять развитием.

Дмитрий Клецких рассказал, что в Райффайзене к выстраиванию архитектуры шли десять лет:

***

Роль корпоративного архитектора меняется, а значит, меняется и профиль компетенций. В его зоне ответственности, в том числе, выбор тех трендов и инструментов, которые применимы в конкретной компании: то, что подходит банковской структуре или традиционной корпорации, не будет работать в ритейле или agile-организации.

Человекоцентричность современных архитектурных подходов должна сочетаться с курсом на автоматизацию и инженерной инфраструктурой. Но главное: корпоративная архитектура появляется по мере роста сложности бизнеса, ее нельзя насадить извне. Миссия архитектора – обеспечить скорость и устойчивость через согласование интересов с бизнесом и автоматизацию решений.

В полной версии материала в Компас CIO – система компетенций по методологии TOGAF, организационная модель Райффайзена с пятью ролями архитекторов, конкретные инструменты автоматизации (Тинькофф, Авито, собственная разработка Райффайзена), применение Process Mining для поиска точек роста, а также примеры компаний (Яндекс, Wildberries, Озон-банк), где архитектурой занимаются тимлиды без централизованной функции, и путь Райффайзена к выстраиванию архитектуры за 10 лет.


564

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.