Перевод Т2 на экосистему виртуализации «Базис»
Уход с зарубежных решений виртуализации – один из ключевых вызовов для российских компаний, особенно для субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). О том, как проходит этот процесс в Т2, какие сложности возникают и каких результатов удалось достичь, мы поговорили с Дмитрием Поповым, заместителем генерального директора по информационным технологиям Т2.

Спикер: Дмитрий Попов, заместитель генерального директора по информационным технологиям Т2.
Расскажите об основных целях перехода на экосистему виртуализации «Базис».
Основные цели проекта – это уход от зарубежного ПО VMware, которое с 2022 года осталось без поддержки: в первую очередь в части развития новых систем и систем, относящихся к критической информационной инфраструктуре.
То есть основная причина – регуляторные требования по импортозамещению?
Не только. Мы не можем обновлять текущие версии ПО, которые обеспечивали для нас виртуализацию. Это приводит к нарастающим технологическим рискам и критическому отставанию в области безопасности. Так как мы лишены доступа к регулярным обновлениям, содержащим исправления уязвимостей, а также к инфраструктурным улучшениям, например, для поддержки новых процессоров.
Как оператор и субъект КИИ, мы должны обеспечить непрерывность работы инфраструктуры, что требует перехода на решение с поддержкой и обновлениями, соответствующее требованиям импортозамещения и безопасности.
Как угроза кибератак повлияла на решение о переходе?
Угроза кибератак была ключевым драйвером. Даже если компания продолжает использовать лучшее в мире решение, которое не обновляется годами, – а ПО без ошибок не бывает, – рано или поздно хакеры находят эти ошибки и начинают их эксплуатировать.
Мы осознанно перешли на решение с качественной и эффективной поддержкой, в том числе в вопросе безопасности.
С какими основными трудностями вы столкнулись в процессе реализации проекта?
Основная сложность – необходимость привлечения специально обученных инженеров для развертывания и обслуживания системы. Зарубежные решения, которые разрабатывались десятками лет за счет крупных инвестиций, внедряются стандартным инсталлятором.
Для установки «Базиса» требуется специализированные знания. Поэтому мы обучили своих сотрудников и использовали инженеров вендора для развертывания решения.
На текущий момент уровень зрелости и продукта, и экосистемы вокруг обучения и внедрения стал существенно выше. Появились партнеры с опытом внедрения, которые понимают, как это делать. Если сравнивать с тем, как все начиналось в 2023 году и как сейчас, – мы видим существенный прогресс в доступности персонала и компетенций.
Каких ключевых показателей удалось достичь по итогам проекта?
Проект продолжается. Мы запустили очень большую инсталляцию – у нас больше 1000 серверов, которые работают в рамках экосистемы «Базиса». Мы планируем дойти до 4000.
Мы продолжаем наращивать объем инфраструктуры, которую переносим с существующих средств виртуализации. Сейчас все новое ПО запускается уже на импортозамещенном решении.
Рассматриваете ли вы возможности для дальнейшего развития?
Мы планируем существенно развивать инфраструктуру в части серверной виртуализации и расширять взаимодействие с «Базисом».
Какие рекомендации вы могли бы дать командам, которые внедряют похожие решения?
Первая рекомендация – обеспечить опытную команду инженеров, которые уже запускали похожие проекты и готовы поделиться компетенциями и лайфхаками. Вторая – быть последовательным и обеспечивать эффективный мониторинг процесса. Вы должны всегда понимать, что происходит с инфраструктурой и с самим проектом.
И третья – проводить регулярные встречи с командой вендора, чтобы в случае проблем максимально оперативно доводить их до команд разработки. Это помогает приоритизировать создание фич, которые могут существенно повлиять на успех проекта.