Игры в образовании: что действительно работает, а что – красивый миф

Автор: Вячеслав Богаткин, генеральный директор студии разработки AppFox

Последние 10 лет геймификация и игровые подходы уверенно вошли в образовательную повестку. И если раньше они воспринимались как нечто экспериментальное, то сегодня ни одна конференция по EdTech не обходится без докладов о «вовлечении через игру». В школах внедряют цифровые платформы с бейджами, в вузах – симуляторы командной работы, а корпорации соревнуются, кто обучит персонал через интерактив быстрее и веселее.

Но вопрос остаётся: действительно ли игры работают в обучении или это очередной модный миф? Как специалист, который больше 10 лет занимается гейм разработкой в том числе для сферы образования, я вижу как успехи, так и провалы. И сегодня хочу честно поговорить о том, где игра помогает, а где только отвлекает.

Что мы вообще называем «игрой» в образовании?

Сначала разберёмся в терминах. Потому что под «игрой» в образовании часто скрываются совсем разные форматы:

  • Геймификация – внедрение игровых механик (баллы, уровни, рейтинги) в неигровой контекст. Пример: дневник с системой достижений.
  • Образовательная игра – самостоятельный продукт с целью обучения. Например, игра по химии, где ученик собирает молекулы.
  • Serious games – «серьёзные» игры для отработки навыков, часто в профессиональной среде. Пример: игра для оттачивания навыка переговоров для сотрудников.
  • Симуляторы – приближённые к реальности среды с интерактивом. Используются в вузах и корпорациях.

Смешивать их – ошибка. Игровые форматы, успешно применяемые для взрослых сотрудников, не всегда находят отклик у школьников: у разных возрастных групп разные мотивации, уровень абстрактного мышления и даже ожидания от обучения.

Что пока действительно работает

  • В школьном образовании: микроигры и мотивационные механики

В младших и средних классах хорошо работают короткие игровые задания, которые встраиваются в урок. Платформы вроде «Учиру», «ЯКласс» и «Лекториума» используют систему баллов, прогресса, соревнования между учениками. Это помогает удерживать внимание и делает повторение материала менее скучным.

Но фокус именно на краткости. Дети устают от сложных правил и перегруза. Пример хорошей реализации – встроенные мини-игры в Яндекс Учебнике, где за правильные ответы ребенок получает монетки и кормит виртуального питомца. Примитивно? Зато работает.

  • В вузах: симуляторы и командные кейсы

Здесь наиболее эффективны деловые и ситуационные игры, особенно там, где надо развивать критическое мышление.

Например: симулятор дебатов на юридическом факультете, управление виртуальной компанией на экономе, имитация командной работы в ИТ-командах.

В НИУ ВШЭ, ИТМО и УрФУ подобные игры уже стали частью учебного процесса. Они работают, когда есть чёткие цели, игровая логика и встроенная обратная связь.

  • В корпорациях: serious games и обучение в потоке

Корпоративный сектор – чемпион по геймификации. Компании типа Сбера, Яндекса, Росатома и Альфа-Банка внедряют игровые симуляторы продаж, общения с клиентом, переговоров; игры-«квесты», где обучающийся проходит путь новичка в компании; обучающие платформы с рейтингами, миссиями и бейджами.

Что не работает: мифы и провалы

  1. Игровые механики без смысла. Просто добавить бейджи – не значит создать мотивацию. Если за наградами ничего не стоит, игрок их игнорирует.
  2. Сложные правила. В школе или при массовом онлайн-обучении перегруз интерфейса и длинный туториал – смерть проекта.
  3. Соревнование, которое демотивирует. Не все любят быть в хвосте таблицы. Особенно это критично в школьной среде – возникают комплексы и страхи.
  4. Ожидания заказчика выше реальности. Часто думают: «Сделаем как в Fortnite, и всё пойдёт!» Но хороший serious game стоит как два курса вуза. И требует методиста, сценариста, геймдизайнера.

Почему в России всё так неоднородно?

В школах часто не хватает ресурсов и компетенций. Учителя не умеют создавать игры, а готовых решений немного.

В вузах многое зависит от конкретных преподавателей. Прогрессивные – тянут геймификацию, остальные игнорируют.

В корпоративном секторе есть бюджеты и цели, но часто нет методического сопровождения.

Свою роль играет и культурный фактор: отношение к играм в обучении всё ещё скептичное. Особенно у старшего поколения управленцев.

Выводы

Игровые подходы в образовании работают. Но при соблюдении нескольких условий:

  1. Игра встроена в методику, а не прилеплена сверху.
  2. Есть цель, фидбэк и вызов. Без этого мотивация не появится.
  3. Возраст и контекст учитываются.
  4. Результат можно измерить. Любая игра – это инструмент обучения.
  • Если вы заказчик

Задайте себе вопрос: что должно измениться у обучающегося? Знания? Навыки? Поведение?

Не верьте обещаниям «игры за месяц». Настоящие обучающие игры требуют времени, ресурсов и командной работы.

  • Если вы разработчик

Не пытайтесь «впарить» классический платформер под видом EdTech.

Изучайте методику. Работайте в связке с педагогами.

Игровое обучение – мощный инструмент. Но только тогда, когда игра становится не заменой обучению, а его формой.

5

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.