Как ИТ-руководителю оставаться востребованным в 2025 году: взгляд HR и ИТ-экспертов

Недавно проведенное исследование показало, что около 50% CIO опасаются за будущее своей функции в компаниях в связи с развитием искусственного интеллекта и трансформацией бизнес-процессов. В рамках этого же исследования были выделены три ключевых сегмента среди ИТ-руководителей: первый (50-55%) — специалисты, поддерживающие инфраструктуру; второй (5%) — топ-менеджеры уровня вице-президентов; третий (30-40%) — амбициозные руководители, нацеленные на карьерный рост и реализацию проектов цифровой трансформации. Именно третий сегмент — наиболее ориентированная на развитие аудитория, для которой создаются современные образовательные программы.
Сегодня от ИТ-лидеров требуется не просто следовать за технологическими трендами, но и уметь заранее оценивать их влияние на бизнес. Чтобы оставаться востребованными, им всё чаще необходимы навыки, выходящие за рамки технической экспертизы.
Как эффективно организовать обучение ИТ-руководителей в новых условиях? Какие компетенции наиболее важны для современного ИТ-руководителя? Какие форматы образовательных программ дают наилучший результат? Для обсуждения этих вопросов Global CIO собрала вместе экспертов из HR и ИТ-сферы.
Эксперты дискуссии
Со стороны HR:


Со стороны ИТ:


Модератор:

Ключевые компетенции современного ИТ-руководителя
Эксперты начали с обсуждения навыков, которые критически важны для успешных ИТ-руководителей сегодня. И сошлись во мнении, что чисто технических компетенций уже недостаточно.
Управление командой и лидерство
Современный ИТ-руководитель должен сочетать глубокое понимание технологий с гибким подходом к управлению командой.
Татьяна Вавилова подчеркнула важность гибкого руководства ИТ-командами:
«Руководителям очень важно развивать навыки коммуникации и взаимодействия с людьми, особенно в сфере ИТ. В ИТ-командах очень сильно чувствуется, что они тебя постоянно проверяют на понимание, насколько ты вообще в предмете».
Оксана Чернышова отметила формирование нового стиля лидерства. По ее словам, «то, что было отдельной спецификой кризис-менеджмента раньше, сейчас это базовая настройка абсолютно любого менеджера». Она подчеркнула роль современного ИТ-руководителя как «архитектора смыслов», способного формировать ясные цели для команды и вести её в рамках ценностей компании.
Стратегическое мышление и бизнес-интеграция
Для эффективного руководства ИТ-подразделением недостаточно фокусироваться только на технологических решениях.
Борис Фролов акцентировал внимание на важности стратегического мышления:
«Руководитель должен видеть полную картину – не только куда движется ИТ, но и вся компания. Его задача – связать стратегические цели бизнеса с повседневными задачами своей команды».
Такой подход позволяет не только правильно расставлять приоритеты в работе ИТ-департамента, но и эффективнее обосновывать необходимость технологических решений перед бизнес-подразделениями.
Коммуникация с бизнесом
Особое внимание эксперты уделили навыку коммуникации с бизнесом. Если Борис Фролов кратко сформулировал этот навык как «умение объяснять айтишные вещи не айтишникам», то Александр Царёв показал его критическую роль в современных условиях:
Александр Царёв:
«Объяснять сложные вещи простым и понятным бизнесу языком — это ключевая компетенция. На некоторых моих последних проектах мне как CDO пришлось уделять этому больше 50% времени».
Критическое мышление и адаптивность
Александр выделил критическое мышление как важнейший навык. Эта компетенция становится особенно актуальной в эпоху стремительного развития искусственного интеллекта и других прорывных технологий, когда важно уметь отделять действительно перспективные решения от временных трендов.
Единое видение необходимых компетенций
Эксперты сошлись во мнении, что именно комплексное развитие этих компетенций позволяет современным ИТ-руководителям не только сохранять свою востребованность, но и оказывать существенное влияние на развитие бизнеса в целом.
Чек-лист ключевых компетенций ИТ-руководителя, которые выделили эксперты дискуссии:
✓ Лидерство и управление командой
- Создание ясных целей для команды
- Баланс между контролем и доверием
- Понимание специфики ИТ-специалистов
✓ Стратегическое мышление
- Понимание общей стратегии компании
- Связь ИТ-целей с бизнес-задачами
- Долгосрочное планирование
✓ Коммуникация с бизнесом
- Объяснение сложных концепций простым языком
- Аргументация ИТ-решений в бизнес-терминах
- Эффективные презентации для руководства
✓ Критическое мышление
- Быстрая оценка новых технологий
- Отделение полезных инноваций от хайпа
- Адаптация к быстро меняющимся условиям
В ходе дискуссии профессиональное сообщество Global CIO также представило свои наработки в области обучения ИТ-руководителей — Летнюю академию, образовательную программу, созданную на основе многолетнего опыта взаимодействия с технологическими лидерами, направленную именно на развитие этих критически важных управленческих и коммуникационных компетенций. Все преподаватели академии — действующие эксперты с многолетним практическим опытом. Программа помогает ИТ-руководителям не только структурировать имеющиеся знания, но и увидеть, какие подходы к решению схожих задач используют коллеги в других компаниях.
Эффективные подходы к обучению ИТ-руководителей
Следующим важным аспектом обсуждения стал вопрос: как организовать обучение для ИТ-руководителей, чтобы оно давало максимальный эффект без отрыва от работы? Участники рассмотрели различные форматы обучения:
Формат | Преимущества | Недостатки | Для кого подходит |
---|---|---|---|
Внутреннее обучение | Точное соответствие потребностям компании, экономия бюджета | Ограниченный взгляд, отсутствие свежих идей | Для начинающих руководителей и специфических потребностей компании |
MBA и длительные программы | Комплексное образование, престижный сертификат | Высокая стоимость, большие временные затраты | Для топ-менеджеров с достаточным бюджетом и временем |
Микрообучение | Гибкость, точечное развитие нужных компетенций | Фрагментарность знаний | Для руководителей с конкретными задачами и ограниченным временем |
Нетворкинг и обмен опытом | Доступ к проверенным идеям и решениям, расширение контактов | Требует организации и модерации | Для опытных ИТ-руководителей, нуждающихся в свежих идеях |
Анализируя эти форматы, эксперты особо отметили проблему нехватки времени у ИТ-руководителей. Микрообучение и точечное развитие компетенций были признаны наиболее эффективными подходами для занятых профессионалов.
Татьяна Вавилова о гибком подходе к обучению:
«Я сторонник микроленинг, когда под задачу берёшь ту компетенцию, которая тебе потребуется в компании»
В ходе дискуссии была подчеркнута практическая ценность микрообучения для современных руководителей:
Для опытных ИТ-руководителей ключевым фактором развития становится общение с коллегами и обмен практическим опытом:
В результате дискуссии эксперты пришли к выводу, что сбалансированное сочетание разных форматов обеспечивает наилучшие результаты при разумном использовании ресурсов.
Измерение результатов образовательных программ
Как компании могут оценить эффективность вложений в обучение ИТ-руководителей?
Метод оценки | Подход | На что обратить внимание |
---|---|---|
Измерение до и после | Оценка результатов участника на входе (KPI, зоны роста) и такая же оценка через 3-6 месяцев после обучения | Обязательная отложенная оценка — не сразу после курса, а спустя время |
Проектный подход | Участники предлагают проекты в начале обучения и реализуют их к концу программы | Эффективность реализации проекта как главный критерий оценки |
Связь с бизнес-результатами | Отслеживание конкретных бизнес-показателей, на которые должно повлиять обучение | Выполнение задач в срок, в рамках ресурсов, с гарантированным результатом |
Индивидуальные треки | Карты развития с профессиональными целями и связанными с обучением задачами | Постановка конкретных профессиональных целей на следующий квартал |
Практическая ценность | Оценка использования полученных знаний в реальной работе | Начали ли участники применять техники через 2-3 дня после обучения |
Оксана Чернышова рассказала о комплексном подходе к измерению результатов в своей компании, где оценка проводится и до, и после обучения, а также с отложенной обратной связью для оценки долгосрочного эффекта.
Александр Царёв предложил простой и эффективный метод оценки:
«Простой и точный показатель эффективности обучения — когда через два-три дня люди уже применяют полученные знания в работе. Это значит, что материал был действительно полезен и хорошо усвоен».
Обсуждение показало, что измерение эффективности образовательных программ должно быть многогранным и включать как количественные метрики, так и качественные показатели. Важно отслеживать долгосрочное влияние на результаты работы.
Эти принципы легли в основу образовательной программы, разработанной сообществом Global CIO.
Летняя академия Global CIO: программа для современных ИТ-руководителей
Летняя академия Global CIO представляет структурированную программу, направленную на развитие ключевых компетенций современного ИТ-руководителя:
- Тренды информационных технологий и практика их применения
- ИТ-стратегия и цифровая трансформация
- Управление ИТ и личная эффективность
Программа объединяет 17 экспертов-практиков с реальным опытом управления ИТ-департаментами в крупных компаниях. Обучение проходит в формате онлайн-занятий (3 июня — 14 августа 2025) с двумя очными встречами и завершается выдачей удостоверения о повышении квалификации.
Особенность академии — оптимальный формат для занятых руководителей (2-4 часа в неделю без домашних заданий) и пространство для профессионального общения, где преподаватели делятся практическими инструментами для немедленного внедрения.
В программе предусмотрены дискуссионные клубы по обмену лучшими практиками, воркшопы для решения конкретных задач, а также обсуждение личных увлечений и хобби как источников дополнительной энергии и мотивации для руководителей.
Летняя академия проходит только раз в год, количество мест ограничено. Прием заявок идет до конца мая 2025 года.
Для получения подробной программы свяжитесь с нами: study@globalcio.ru
Полное видео дискуссии
Здесь вы найдете дополнительные инсайты от экспертов и более глубокое обсуждение каждой из затронутых тем.