Если ты не вкладываешься в цифровизацию, тебя обгонят конкуренты
Дмитрий, вы являетесь номинантом рейтинга «Топ-100 ИТ-лидеров». Подскажите, кто такой лидер, на ваш взгляд?
Лидер – это тот, кто сохраняет рассудок при кризисных явлениях, мужество, чтобы снова подняться, честность перед идущими за тобой и желание обрести мудрость, чтобы различать путь, по которому идешь.
Как вы считаете, в чём сила команды?
Сила команды в единстве усилий для следования к общей цели при разнице мнений.
Как вы оцениваете важность цифровизации компаний в вашей нише бизнеса?
До сих пор часть автопарков задаются вопросом – нужно ли развивать цифровые сервисы? Важная составляющая любого бизнеса – постоянное внедрение электронных помощников и автоматизация процессов. Если ты не вкладываешься в цифровизацию, тебя обгонят конкуренты и компания перестанет существовать. Цифра твердо входит в управленческие навыки.
Каков на сегодня российский рынок телематики?
Сегодня на российском рынке транспортной телематики действуют около 2 000 игроков, начиная с АО «ГЛОНАСС» и заканчивая небольшими ИП. За 2023-24 годы количество компаний сократилось примерно на треть. На данный момент на рынке телематики 489 стабильных компаний с суммарной выручкой 70% от общего бюджета отрасли. Остальные организации (ООО и ИП) с выручкой менее 15 миллионов рублей.
Сфера телематических услуг демонстрирует устойчивый рост, несмотря на внешние ограничения. Согласно оценкам iMobility и J’son &Partners Consulting, на 2022 год рынок оценивался в 77,7 млрд рублей. В 2023 – 135,9 млрд, а в 2024 – 161,2 млрд рублей. По прогнозу к 2030 году объем отрасли может составить 300 млрд рублей.
Но уже в 2022 динамика рынка была снижена за счет введения санкций и сложностей с логистикой чипов и электроники в Россию. Мы оцениваем просадку рынка в 20%. Более полугода компании выстраивали новые цепочки движения денег и компонентов. Уже к окончанию 2022 года все игроки – производители рынка телематики обзавелись офисами в дружественных странах. ОАЭ, Армения, Казахстан – стали новой гаванью развития мониторинга и телематики на последующие 2 года, добавив неопределенности на местных рынках, всегда ориентированных на решения из России. Далее с середины 2023 года произошел пик продаж с учетом поставок телематики на ввозимые транспортные средства и спецтехнику (в-основном из Китая). Этот всплеск был обусловлен отложенным спросом на обновление автопарков и в целом выдохся к окончанию 2024 года вследствие увеличения базовой ставки и увеличения утильсборов. 2025 год начался резким спадом (-48% по данным агентства «Автостат») продаж как новых автомобилей, так и продаж телематики и видеоаналитики.
Общий парк оборудованных телематикой транспортных средств в России достиг более 8 миллионов автомобилей (с учетом каршеринга и физических лиц). Видеотелематика пока не может похвастаться серьезными результатами и оценивается в 25-30 тысяч установленных регистраторов. Большая часть из которых выполняет функции бытовых видеорегистраторов и не может предупреждать об аварийных ситуациях, вести статистику нарушений и банально передавать данные через сим-карту.
Распределение доли рынка на начало 2025 года выглядит следующим образом: более 55% рынка приходится на терминалы ГЛОНАСС/GPS, а 16% – на различные датчики контроля: топлива, температуры, веса, угла наклона и т. д.,12% – ремонты оборудования у заказчиков. Платформы мониторинга вместе с абонентскими платежами занимают скромные 10% рынка, а видеотелематика с ремонтами и дополнительными сервисами (например диспетчеризация, цифровизация и аналитика) занимают и вовсе скромные 6-7%. По нашим прогнозам, в 2025 году до 70% всех данных будут собираться и анализироваться в режиме реального времени.
Какую нишу в сфере цифровизации транспорта и мониторинга транспорта занимает ваша компания?
Группа компаний «МОНТРАНС» входит в топ-10 компаний, которые занимаются информационными транспортными системами, а также в топ-3 компаний, которые работают на рынке транспортной телематики. На днях министр транспорта РФ Роман Старовойт заявил, что российские компании в сфере цифровизации являются лидерами в мировом пространстве, и «МОНТРАНС» вполне соответствует этому утверждению.
По каким критериям компания отличается от конкурентов?
У компании «МОНТРАНС» есть компетенции, начиная от ИТ-разработки до производства и внедрения телематического оборудования. Аналитический центр, который занимается изучением вопросов эффективности и безопасности, а также развитием ИТ в транспортной сфере в целом. Это позволяет выявлять новые ключевые тренды в телематике и внедрять передовые решения в автопарках наших заказчиков. Применяемые ноу-хау помогают нам обходить конкурентов. Например, мы выполняем валидацию данных, проводим оценку работы подрядчиков, мониторим и анализируем работы в различных локациях, сверяем заправки транспорта, а также путевые листы с данными учетных систем. Глубокая экспертиза позволяет держать лидерство в интеграциях с ERP/CRM-системами и аналитикой Big Data на транспорте.
Кто ваши клиенты и почему обращаются именно к вам?
Основной пул наших заказчиков – коммерческие организации, готовые платить за эффективность. Наши решения и разработки позволяют увеличивать выручку и КПД автопарков на уже имеющейся базе. Мы предоставляем заказчикам полноценные ИТ-сервисы. Глубокая экспертиза и опыт позволяют выстроить всю цепочку, начиная от адаптации программных продуктов и заканчивая их внедрением и развитием под нужды клиентов. Заказчик получает финальный дашборд, будучи уверенным в данных, которые легли в основу такого отчета. Многосторонняя проверка и факт-чекинг стали отличительной чертой предлагаемого решения. В 2025 году в России стартовал нацпроект «Транспорт». Ключевую роль в этом деле играют цифровые технологии. ИТ-решения «МОНТРАНС» полностью соответствуют концепции национального проекта.
Какие тренды сегодня преобладают на рынке и куда дальше будет развиваться отрасль?
Транспорт в России входит в тройку отраслей, где технологии ИИ получат наибольшее распространение в силу низкой базы. Рынок мониторинга транспорта и логистики активно развивается. Интеграция с ERP/CRM-системами, а также использование Big Data становятся критически важными. Вот главные тренды отрасли:
- облачные платформы и IoT,
- автоматизация документооборота,
- оптимизация топливных расходов,
- CRM для клиентского сервиса,
- синхронизация с TMS (Transport Management Systems) для оптимизации маршрутов,
- предсказательная аналитика для прогноза износа запчастей,
- ИИ для управления рисками.
Например, коллектив «МОНТРАНС» сегодня сфокусирован на гибкой интеграции с популярными ERP (1С, SAP) и CRM, а также на облачных решениях с поддержкой IoТ и AI-аналитики.
В каких направлениях идет развитие компании?
Ключевой вектор для «МОНТРАНС» – развитие аналитики больших данных и повышении эффективности использования транспорта. Три года назад фокус в телематике начал смещаться на системы видеоаналитики. Автопарки с каждым днем все более заинтересованы в безопасности перевозок. Наше ИТ-решение – интеллектуальная видеосистема контроля и помощи водителю Montrans DVR – позволяет снизить количество происшествий на 90%. Есть примеры, когда в компаниях за год не произошло ни одного ДТП.
Какое будущее у видеоаналитики на транспорте?
Видеотелематика в последнее время становится ключевым трендом. Если в 2024 году оборот в этом сегменте составлял около 15 млрд рублей (17% от рынка телематики), то прогноз этого года – 22 млрд (26%). Такой рост обусловлен повышением спроса на безопасность и на создание доказательной базы при возникновении спорных ситуаций. Сегодня законодательство предписывает обязательное оснащение видеонаблюдением транспорта, задействованного в перевозках опасных грузов или при перевозках пассажиров. Кроме того, крупные компании вводят свои корпоративные стандарты, когда видеосистемы для контроля водителя устанавливают в обязательном порядке.
К сожалению, есть факторы, сдерживающие развитие видеоаналитики, это:
- относительно высокая стоимость самой системы,
- зависимость от импортных компонентов,
- сопротивление водителей.
Думаю, в течение 3-5 лет интеллектуальные видеосистемы станут стандартом для коммерческого парка, и кто быстрее внедрит ее в своем автопарке, будет иметь конкурентное преимущество.
Приглашаем поддержать кандидата и проголосовать: