Кейс-чемпионат как способ тестирования ПО на рынке
Марат Немешев,
Директор Департамента цифровых решений ЛАНИТ-ТЕРКОМ
(входит в группу ЛАНИТ)
Кейс-чемпионат – соревнование, в котором участники объединяются в команды и решают практические бизнес-задачи. Участниками кейс-чемпионатов зачастую становятся не только студенты, но и опытные специалисты.
ЛАНИТ-ТЕРКОМ совместно с одним из наших партнеров организовали и провели кейс-чемпионат для специалистов из компаний нефтегазовой отрасли. Цель соревнования заключалась в командном решении кейса с помощью программного обеспечения (ПО) вендора. ПО –информационная геологическая система – позволяет изучать доступные показатели для построения моделей месторождений, выявления и детализации перспективных зон и пластов.
По функционалу система представляет собой аналог ПО Petrel, который является отраслевым стандартом в области геологического 3D-моделирования.
Основные задачи
Кейс-чемпионат был направлен на решение двух задач. Вендору было необходимо протестировать ПО и собрать обратную связь от участников для доработки информационной системы, а также продвинутьинформационную систему среди профильной аудитории. Ранее система тестировалась только внутри компании заказчика на собственной инфраструктуре.
На первом этапе мы определили основные направления работ для организации мероприятия. Рабочей группе, в которую входили специалисты ЛАНИТ-ТЕРКОМ и представители вендора, было необходимо:
- Определить сроки и бюджет кейс-чемпионата;
- Подготовить план проведения мероприятия;
- Разработать маркетинговые материалы (айдентика, нейминг, лендинг);
- Провести PR-кампанию и достичь договоренностей об информационном партнерстве с профильными СМИ;
- Подготовить сопроводительные материалы для участников (кейсы для команд, положение о кейс-чемпионате и т.д.);
- Привлечь к мероприятию представителей профессионального сообщества в качестве участников мероприятия и жюри;
- Разработать задачи, которые должны решить участники кейс-чемпионата;
- Развернуть информационную систему в облаке;
- Организовать и провести очную защиту проектов и церемонию награждения победителей.
Сроки и бюджет призового фонда
На организацию и проведение мероприятия суммарно было заложено восемь месяцев. Планировалось, что рабочие процессы по организации кейс-чемпионата будут идти параллельно.
Подготовка системы для использования в соревновании заняла семь месяцев. На разработку нейминга, айдентики и лендинга было отведено 1,5 месяца. PR-кампания, поиск и достижение договоренностей об информационном партнерстве с отраслевыми СМИ должны были занять два месяца. На проработку приглашений представителей профессионального сообщества на кейс-чемпионат в качестве жюри было отведено три месяца.
Рабочая группа решила провести кейс-чемпионат в онлайн-формате, а награждение победителей провести в очном формате на конференции ПроГРРесс.
Общий призовой фонд кейс-чемпионата составил 775 000 руб., из которых:
- Приз = 500 000 руб.
- Тревел-грант на конференцию = 100 000 руб.
- Налог = 175 000 руб.
Организацией мероприятия занималась рабочая группа из 12 человек, в которую входили специалисты ЛАНИТ-ТЕРКОМ и заказчика. Оргкомитет состоял из кураторов со стороны обеих компаний, продюсера конференции, контент-менеджера, двух дизайнеров, юриста. В рамках технической поддержки мероприятия были задействованы разработчики и аналитики.
Планирование кейс-чемпионата
Для участия в мероприятии участники должны были заполнить заявку. После модерации заявок и подтверждения участия команд планировалось провести стартовую сессию по геологоразведочной платформе в онлайн-формате.
По завершению стартовой сессии команды должны были получить задания кейс-чемпионата, на решение которых участникам давали 15 дней. На следующем этапе командам предстояла защита кейсов перед экспертным жюри. На подведение итогов по проектам отводилась одна неделя. После этого жюри должны были объявить команду победителей, которой предоставляется компенсация за трансфер на конференцию ПроГРРесс в Сочи. В рамках конференции победившая команда получала награду от организаторов кейс-чемпионата.
Подготовка маркетинговых материалов
Помимо логотипа, лендинга и презентаций были разработаны электронные и печатные материалы, такие как постеры, листовки и баннеры для социальных сетей. Над разработкой этих элементов работали два дизайнера в течение трех недель.
Кроме того, была реализована e-mail-рассылка, которая помогала поддерживать осведомленность о чемпионате на протяжении всего периода проведения, а также обеспечивала информирование участников о ключевых этапах чемпионата. На разработку и реализацию этой стратегии ушло около двух месяцев.
Рис. 1. Логотип кейс-чемпионата
Рис. 2. Лендинг кейс-чемпионата (https://digitalexploration.ru/)
Рис. 3. Рекламный баннер

Рис. 4-5. Призовые чеки
PR-кампания и информационное партнерство
Наша команда провела информационную кампанию, которая заняла два месяца. Основное внимание было уделено расширению информационного охвата и повышению осведомленности о мероприятии среди целевой аудитории. Были заключены соглашения об информационном партнерстве с отраслевыми СМИ («Нефтяное хозяйство», «Недропользование XXI век», Cyber Media), профильными ассоциациями, телеграм-каналами («Газ-Батюшка», «Нефтебаза»).

Рис. 6. Инфопартнеры
Подготовка сопроводительных материалов для участников
Важной частью подготовки к кейс-чемпионату стало создание сопроводительных материалов для участников, которые обеспечивали понятность и доступность всей необходимой информации о мероприятии. Основное внимание уделялось разработке задания для команд, положению о кейс-чемпионате и других вспомогательных документах, необходимых для участия в мероприятии.
Рабочая группа разработала инструкции по использованию информационной системы и предоставила методические рекомендации для решения задач, что помогло устранить возможные затруднения у участников на начальном этапе. Работа над этими материалами заняла около трёх недель, включая согласование и утверждение с представителями партнера в нефтегазовой отрасли.
Было также обеспечено их размещение в удобных для доступа форматах на онлайн-платформах, чтобы максимально упростить процесс получения информации.
Привлечение экспертов
На данном этапе рабочая группа сосредоточилась на формировании пула экспертов из отрасли геологоразведки, а также специалистов в области программного обеспечения.
В рамках подготовки были проведены переговоры с 15 представителями ведущих нефтегазовых компаний и научных институтов, которые согласились участвовать в качестве членов жюри. На организаторские мероприятия по привлечению экспертов было отведено четыре месяца. Особое внимание уделялось созданию условий для активного участия экспертов. Это позволило создать экспертный совет, готовый обеспечить объективность и качество оценок представленных решений.
Результаты проведения кейс-чемпионата
На старте кейс-чемпионата в оргкомитет поступило 250 заявок из 22 российских городов. С информационной системой вендора ознакомились специалисты по геологоразведке всех крупнейших нефтегазовых и нефтесервисных компаний, НИИ и профильных вузов.
В финал соревнования вышло 10 команд, сумевших решить задачу в информационной системе. Очная защита состоялась на конференции ПроГРРесс, посвященной геологоразведке.
За время проведения соревнования с учетом информационного партнерства мы получили около 100 публикаций в СМИ, среди которых более 80% – на бесплатной основе. Суммарно опубликованные материалы о кейс-чемпионате получили охват порядка 500 тыс. человек.
Заказчику проведение кейс-чемпионата позволило протестировать многопользовательский режим работы с информационной системой. Пиковая нагрузка составила 70–80%. На основном стенде приходило до 9000 вызовов в минуту, на резервном – до 15 000.
Помимо этого, мы изучили спрос рынка, познакомились с представителями ключевых компаний и научных организаций, а также с непосредственными пользователями систем, которые используются в рамках цифровизации нефтегазовой отрасли.
Подобные мероприятия могут стать дополнительным способом тестирования решений заказной разработки, которые внедряются в крупном бизнесе или госкорпорациях. Участники могут помочь выявить альтернативные сценарии использования программного обеспечения, которые могли бы быть упущены командой разработчиков, а также дать критическую оценку по таким критериям качества ПО, как функциональность, надежность и юзабилити.
Помимо этого, кейс-чемпионат может стать частью тестирования программного обеспечения перед его внедрением у заказчика. Некоторые компании уже проявили интерес к этому способу тестирования ПО.