Как бизнесу решить проблему нехватки ИТ-кадров?
В этом году российский ИТ-рынок продолжает испытывать кадровый дефицит. Все чаще перед компаниями стоит выбор между развитием собственных специалистов и привлечением партнеров с готовыми командами. О форматах взаимодействия с современными ИТ-поставщиками и распространенных заблуждениях, связанных с их услугами, рассказывает директор по производству программного обеспечения компании IBS Игорь Столяров.
Уровень человекоцентричности
Когда возникает проблема кадрового голода, а собственный рекрутинг не справляется с поиском нужных специалистов, компании начинают присматриваться к внешним поставщикам ИТ-персонала. Однако с этим направлением связано немало стереотипов. Например, что в аутсорсинге сотрудники воспринимаются исключительно как ресурс, а их развитию и благополучию уделяется недостаточно внимания. На самом деле все иначе.
Современный ИТ-партнер – это полноценная технологическая компания, предлагающая официальное трудоустройство с достойной зарплатой, современным соцпакетом и выстроенными процессами для карьерного роста. У крупных игроков есть специализированные HR-службы, которые отвечают не только за подбор персонала, но и за его развитие. Многие компании создают собственные тренинг-центры с ИТ-курсами для сотрудников, предлагают программы внутренней ротации для смены технологического стека или получения новой ИТ-профессии.
Модели сотрудничества
Крупные компании предлагают различные модели сотрудничества – от T&M (Time and Materials, почасовая оплата) до Fixed Price (фиксированная стоимость). Они также могут собрать команду «под ключ» или создать выделенный центр разработки.
Однако классическая разработка с фиксированным объемом работ и стоимостью в условиях динамичного рынка не всегда применима. Длительные процессы подготовки и согласования техзадания, выбора поставщиков и ИТ-решения не всегда успевают за быстро меняющимися требованиями бизнеса. В итоге заказчики чаще выбирают модель с почасовой оплатой.
Возникает вопрос: за счет чего при таком подходе будет гарантирован результат? Опыт работы с компаниями из разных отраслей позволяет ИТ-поставщику использовать проверенные решения и лучшие практики для эффективного выполнения задач. Помимо этого, ИТ-партнер следит за качеством работ, прозрачностью процессов, анализирует удовлетворенность клиента и т.д.
Вопросы стоимости
Чаще всего о том, что привлечение внешних экспертов стоит дороже собственной команды, говорят менеджеры, которые не учитывают в структуре себестоимости статьи на административные и управленческие расходы.
Помимо прямых расходов, не стоит забывать про зарплаты руководителей, содержание бэк-офиса, включая бухгалтерию, HR, финансовую, планово-экономическую и другие службы. Также следует учитывать затраты на подбор персонала, компенсации при увольнении в случае сокращений, организацию тимбилдингов и спортивных мероприятий, банковские услуги и транзакционные издержки.
Если сложить все эти расходы, оказывается, что привлечение внешней ИТ-команды сопоставимо по стоимости с наймом сотрудников в штат, а в некоторых случаях даже выгоднее.
Отличия от рекрутингового агентства
За счет большого штата собственных сотрудников ИТ-партнер может оперативно сформировать команду нужной квалификации. Более того, некоторые крупные ИТ-поставщики могут привлекать ИТ-специалистов, которых невозможно найти через открытые площадки. Они уже трудоустроены в других компаниях, и единственный способ их привлечь – обратиться через сеть партнеров.
Рекрутинговое агентство занимается только подбором сотрудников. Их адаптация, обучение и удержание ложатся на плечи самой компании. ИТ-партнер же берет эти задачи на себя. Все этапы отбора также проходят на его стороне, что гарантирует высокую квалификацию специалистов. В случае сокращения объема задач ИТ-партнер обеспечивает занятость сотрудников на других проектах.
ИТ-партнеры на старте инвестируют свои ресурсы в выстраивание долгосрочных отношений с клиентами, поэтому заинтересованы в максимально эффективном взаимодействии, при котором заказчик остается доволен результатами и видит ценность в сотрудничестве.
Как выбрать надежного ИТ-партнера
Объективно оценить и сравнить предложения внешних поставщиков ИТ-услуг между собой не всегда просто. При проведении конкурса обычно запрашивается почасовая стоимость ИТ-персонала с указанием специализации и уровня квалификации. Большинство компаний в требованиях к квалификации также прописывают перечень необходимых технических навыков и опыт работы в годах.
На первый взгляд, все кажется логичным: квалификация и опыт четко очерчены и позволяют сопоставлять ценовые предложения, но на практике возникают сложности.
Уровень зрелости ИТ-партнера варьируется, поэтому они могут по-разному трактовать требования к квалификации. Некоторые компании с недостаточным опытом могут формировать команды, основываясь не на запрашиваемых компетенциях, а на имеющихся ресурсах. Например, они могут присваивать своим специалистам уровни Senior, Middle или Junior не по реальному уровню их знаний и навыков, а исходя из внутреннего распределения кадров. В результате при выборе такого ИТ-поставщика можно столкнуться с низким качеством услуг.
Проблема с отсутствием единого стандарта в оценке квалификации ИТ-специалистов хорошо известна, но пока не имеет общего решения. Однако есть ряд рекомендаций, которые помогут снизить риски:
- Проводить квалификационный отбор: собеседования специалистов подрядчика с сотрудниками заказчика для сопоставления уровней квалификации.
- Попросить участников конкурса предоставить рекомендации от предыдущих заказчиков.
- По результатам конкурса выбрать несколько победителей и в течение первого года взаимодействия регулярно оценивать результаты их работы. Если ИТ-партнер первого приоритета не справляется, передавать его обязанности компании второго приоритета. Дополнительным дисциплинирующим фактором могут быть штрафы на случай дисквалификации.
Такой взвешенный подход позволит найти надежного партнера и решить проблему с нехваткой ИТ-специалистов. Например, вы всегда можете обратиться в IBS для консультации и подбора оптимального решения для вашего бизнеса.