ТОП-3 мифа о цифровизации малого и среднего бизнеса

Долго, дорого, в новинку… До сих пор малый и средний бизнес смотрит в сторону цифровизации с опаской.

Взглянуть на цифру под другим углом поможет гость подкаста Владимира и Татьяны Морозовых «Собрались и разобрались» Мария Бар-Бирюкова, основатель и генеральный директор платформы Sellty, заместитель генерального директора и партнер группы компаний «КОРУС Консалтинг».

Как отличить автоматизацию от цифровизации?

Цифровизация касается изменений внутренних процессов компании и предполагает наличие стратегической цели, создание инновационного, продвинутого продукта. Она модернизирует и улучшает клиентский путь через внедрение дополнительных сервисов, поэтому невозможна без реновации алгоритмов и действий.

Например, если небольшая ретейловая сеть, лидирующая в нише детских товаров, решит стать маркетплейсом – одной автоматизации будет недостаточно:

«Ты должен много вопросов изучить, начиная от логистики до размещения конкурентов на твоей площадке. Какое у тебя конкурентное преимущество? Каким образом будешь начислять комиссию? Какие условия будут у этого подключения? В таких случаях мы говорим: «Ребята, инструмента недостаточно, потому что это другой бизнес»‎. И вот это про цифровизацию».

Лишь после анализа внутренних процессов подбираются инструменты автоматизации, ведь:

«Цифровизация не может быть в хаосе».

К инновационным историям цифровизации бизнеса можно отнести агрегатор вызова такси («Яндекс Такси», Uber) или доставки продуктов («Самокат», «Яндекс Лавка»). Сокращение времени ожидания машины или срока доставки еды запустило абсолютно новый покупательский опыт.

Цифровизация: миф 1. «Я много лет работаю по старинке, процессы работают стабильно, значит ничего менять не нужно»

20 лет назад покупательские поведение и спрос менялись в течение нескольких лет. Сегодня подобные процессы происходят практически каждый день, поэтому компании, привыкшие работать по старинке, однажды останутся за бортом. Почему? Конкуренты не дремлют и уже идут по пути оптимизации своих процессов:

«Если ты не подумал об этом сегодня, то завтра, скорее всего, будет уже поздно. Изменения начинаются именно сегодня, а лучше вчера».

Стагнация негативна как для крупного, так и для малого бизнеса. Со временем она приводит к неизбежным убыткам, поэтому продать даже хороший продукт становится невозможно.

Миф № 2. Цифровизация – это дорого

Сегодня для малых и средних компаний открываются совершенно новые возможности – бесплатные или недорогие сервисы. Стоимость приложений может не превышать 5-15 тыс. рублей в месяц, однако одно их грамотное применение уже приносит ощутимые результаты.

Например, ИИ-технологии доступны практически всем. Они помогают в описании карточек товара, ответах на отзывы, работе с документооборотом. Многочисленные боты – недорогая технология,  которая эффективно влияет на изменения процессов:

«Это просто волшебство, когда у тебя клиент огромное количество данных может получить без участия человека, без этого постоянного уточнения. И получает он релевантную, адекватную информацию и по заявке, и по заказу, и по отгрузке, и по специальным условиям».

Существенно оптимизировать производство помогают плановые заявки, входящие в функционал многих сервисов. Такие площадки легко вписываются в бюджет компании даже с оборотом 50 млн рублей, не требуя при этом участия IT-отдела.

Руководитель бизнеса должен следить за тенденциями, находиться в постоянном поиске инструментов, которые уже сейчас применимы для внутренней деятельности. С помощью недорогих или условно бесплатных CRM он может получить подробную аналитику: узнать о ситуации с точки зрения сделок и выручки, оценить динамику отдельных сегментов продаж. И все это без привлечения отдельных специалистов.

Выстраивание бизнес-процессов подобным образом – определенная инвестиция в уверенное положение на рынке.

Вставка для статьи о цифровизации Preview Code

Вам также может быть интересен материал Компас CIO:

Особенности построения и реализации ИТ-стратегии в малых и средних компаниях

Как согласовать ИТ-стратегию с целями бизнеса, даже если они не формализованы? В дискуссии ИТ-директора ведущих компаний раскрывают три типа стратегий для оптимизации затрат и захвата рынка, делятся подходами к балансу между инновациями и поддержкой существующих систем, а также анализируют риски и ключевые технологии для развития бизнеса на ближайшие 2-3 года, включая искусственный интеллект и информационную безопасность.

Миф №3. «Если я решил пойти в цифровизацию, нужно заниматься этим по всем фронтам»

«Когда за все хватаешься, скорее всего, ничего не получается»

Цифровизация – поэтапный процесс, требующий всесторонней оценки. Важно понять ваше положение на рынке среди конкурентов, описать клиентский путь, оценить финансовые показатели и определить свою конечную точку. После пошагового анализа структуры становятся очевидны болевые точки бизнеса, которые нуждаются в оптимизации:

«Исходя из этого, мы говорим: «Ага, все понятно. А какие у нас есть возможности для того, чтобы не просто прикрыть эту дырочку, её замазать, сверху лаком покрыть, потом она у нас взорвется? А все-таки для того, чтобы процесс комплексно улучшить?»… И поверьте, это можно сделать очень недорого. Для небольших компаний, конечно».

Какие преимущества дает цифровизация?

В долгосрочной перспективе цифровизация позволяет и отстроиться от конкурентов, и осознать свое место на рынке, определить необходимые инструменты для целевого назначения:

«Это позволит осуществить не просто мечту, а сделать реализованную стратегию, которая есть у собственника. Если она есть, конечно, это тоже важный момент».

Помимо этого, вы сможете увидеть реальную эффективность своих сотрудников. Самый быстрый результат цифровизации и автоматизации – обнаружение неприятных фактов о непорядочном исполнении обязанностей. Возникла проблема с продажами? Ищите её корень в отделе продаж. Но учтите, в ручном режиме отследить подобное не получится:

«У нас был клиент, который решил внедрить CRM-систему. И поднялся бунт на корабле, очень жесткое сопротивление… Но собственник был молодец и давно понял, что что-то не так. Оказалось, некоторое количество менеджеров просто выводит клиентов за периметр компании и выполняет свои корыстные заказы».

Именно цифровизация помогает сэкономить от десятков до сотен млн рублей на простых операциях.


787

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.