Развитие корпоративных мессенджеров в 2025 году
Несмотря на то, что бизнес уже несколько лет активно внедряет корпоративные мессенджеры, Telegram все еще остается одной из наиболее популярных платформ для рабочего общения, хотя это не устраивает ни компании, ни самих сотрудников.
Чтобы освоить рынок коммуникаций, разработчикам корпоративных сервисов необходимо дать пользователям привычный комфорт и обеспечить те функции, которых бизнесу недостает в обычных мессенджерах.
О трендах 2025 года в разработке сервисов для рабочего общения расскажет Федор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.
Пробежимся по цифрам: по данным исследования TGStat каждый второй пользователь использует Telegram для общения с коллегами, а каждый четвертый – с клиентами.
Источник: исследование TGStat.
При этом наметился явный курс перехода российского бизнеса из публичных (общедоступных) мессенджеров в специализированные корпоративные сервисы. Это подтверждает опрос TAdviser: в 2024 году переход на российские сервисы коммуникаций рассматривали 42% компаний:
Источник: TAdviser
Что не устраивает бизнес в Telegram
Причины использования Telegram и других публичных мессенджеров очевидны: они понятны, универсальны и уже установлены практически у каждого человека. Казалось бы, удобный инструмент для рабочего общения найден и можно все оставить как есть. Однако у бизнеса есть веские причины искать альтернативы:
- Риски утечки данных. Публичные мессенджеры не предоставляют прозрачных механизмов защиты конфиденциальной информации. Кроме того, их пользователи могут столкнуться с кибератаками и использованием социальной инженерии.
- Ограниченные возможности интеграции. Встроить публичный мессенджер в существующую IT-инфраструктуру компании возможно, только если другие рабочие сервисы сами предлагают для этого инструменты. А еще, сомнительно, что ИБ-департамент даст добро на интеграцию с мессенджером, который находится снаружи IT-инфраструктуры компании.
- Ограниченные возможности администрирования. Руководителям сложнее разграничивать уровни доступа сотрудников, а удаление бывших коллег из чатов возможно только вручную.
Рабочее общение в публичном мессенджере зачастую не устраивает и самих сотрудников:
- Нет разделения рабочей и личной жизни. Заходя в мессенджер вечером, чтобы пообщаться с друзьями, человек продолжает видеть уведомления рабочих чатов. Это хорошо для бизнеса, но может привести сотрудника к быстрому выгоранию.
- Рабочие чаты, развлекательные каналы и беседы с друзьями в течение дня постоянно перемешиваются, из-за чего сложнее искать информацию и, одновременно с тем, проще отвлечься от работы.
Эти проблемы побуждают компании искать специализированные корпоративные решения, которые удовлетворят их запросы и помогут сотрудникам работать эффективнее.
Что ищет бизнес в корпоративном мессенджере: основные тренды разработки на 2025 год
В исследовании TAdviser для большинства респондентов, заинтересованных в переходе на российские приложения, важными факторами выбора стали информационная безопасность и стабильность работы сервиса.
Источник: TAdviser
Рассмотрим 3 ключевых тренда, которые помогут закрыть эти потребности.
1. Информационная и финансовая безопасность в облаке
Весомый риск работы через публичные мессенджеры – утечки информации. Это связано даже не столько с хакерскими атаками на саму платформу, сколько с обилием злоумышленников, которые могут найти аккаунт любого зарегистрированного в сервисе пользователя.
По результатам опроса InfoWatch, по вине сотрудников происходит 51% утечек коммерческой информации – в результате неаккуратности, беспечности или умышленных действий.
Наиболее громкий случай произошел в Гонконге: в 2024 году сотрудник мультинациональной корпорации перевел мошенникам 25,6 миллионов долларов после видеоконференции с финансовым директором и другими коллегами, которые оказались дипфейками. Обман вскрылся, когда человек сам позвонил с уточнением в головной офис.
Российские компании тоже сталкиваются с подобным в публичных мессенджерах, правда пока без дипфейков. Мошенники создают фальшивый аккаунт руководителя и, запутав сотрудника, дают поручение перевести деньги на указанные реквизиты.
Пример подобной переписки.
Еще одна распространенная схема – фишинговые рассылки. Например, пользователю сообщают, что он получил в подарок премиум-подписку и предлагают перейти по ссылке. После перехода аккаунт человека оказывается у злоумышленников и может быть использован для кражи коммерческих данных или, опять же, попытки обманом вытянуть деньги у других сотрудников компании.
Пример мошеннической рассылки: ссылка выглядит нормальной, но это лишь текст – внутри скрыта фишинговая ссылка.
Что делают разработчики: предлагают альтернативу – многие корпоративные мессенджеры можно установить on-premise (на своем сервере), интегрировать с DLP и SIEM-системами и тем самым обеспечить полный контроль над своими данными. Однако это подходит не всем: развертывание собственного сервера затратно, требует наличия специалистов, времени на настройку и тестирование.
Поэтому трендом 2025 года становится обеспечение такого же высокого уровня безопасности и в SaaS-модели (облачной версии), который вендоры реализуют за счет ролевых моделей, политик доступа к данным и настроек безопасности облачного рабочего пространства. Развитие этих функций позволит бизнесу легче и быстрее заменять публичные мессенджеры корпоративными сервисами.
2. Оптимизация видеоконференций
Все рабочие коммуникации пользователям удобнее вести в одном приложении, без переключения на разные сервисы. Так, к текстовому общению в корпоративном мессенджере добавляется еще и возможность проведения видеоконференций.
Что делают разработчики: активно внедряют эту функцию в свои сервисы, причем ориентируются не только на небольшие групповые созвоны, но и на потребности крупных корпораций – многие вендоры уже заявляют возможность проведения видеозвонков с сотнями участников.
Однако видеоконференции «весят» гораздо больше всех остальных функций, поэтому нередко случаются ситуации, когда созвоны в корпоративных мессенджерах начинают тормозить. Если это происходит постоянно, сотрудники по инерции возвращаются в Zoom, а затем и в Telegram.
Необходимым параметром для стабильной работы сервиса становится оптимизация видеоконференций. Это довольно трудоемкий процесс, так как их качество зависит от пропускной способности канала связи и мощности «железа», на котором установлено приложение – во многих случаях это локальный сервер клиента.
Задача вендора – обеспечить пользователям доступ к стабильным видеоконференциям, несмотря на возможные технические ограничения. Сделать это позволяют технологии компрессии и шифрования данных, а также алгоритмы динамического управления качеством видео. Еще часть разработчиков переходит на более производительные движки и дорабатывает их, что дает более качественную и стабильную картинку.
Основные параметры для рассмотрения ВКС-сервиса.
3. Интеграция с корпоративными сервисами и переход к Mini Apps
Еще один критерий хорошего корпоративного мессенджера – легкое встраивание в уже существующую IT-инфраструктуру компании. Интеграция с календарями, сервисами аналитики и таск-трекерами позволяет сотрудникам оптимизировать работу и не тратить время на переключение между приложениями.
В корпоративных мессенджерах большинство интеграций реализуется через API и чат-боты. Они решают широкий круг задач: от подачи заявок до управления документами и составления отчетности. Однако этот подход не так привычен, как классический интерфейс приложения с кнопками, кроме того, текстовые команды всегда занимают больше времени.
Пример работы чат-ботов.
Здесь задает тренды все тот же Telegram со своим масштабным развитием Mini Apps. Они постепенно входят в повседневный быт пользователей и формируют новые ожидания: функции сервисов должны стать еще проще и интуитивно понятнее.
Что делают разработчики: стремятся сократить количество действий, которые нужно совершить пользователю, чтобы выполнить работу. Нажимать на кнопки быстрее, чем задавать боту текстовые команды. Поэтому новым стандартом для корпоративных сервисов становятся встроенные мини-приложения с веб-интерфейсом, которые позволяют выполнить задачу за пару кликов.
Такой подход – переосмысление «сервисов-комбайнов» с сотнями функций, которые из-за нехватки ресурсов на разработку зачастую не работают так, как нужно. За счет технологии Mini Apps дополнительный функционал будет выполняться быстро и четко, что позволит разработчикам не рассеивать фокус внимания и сконцентрироваться на развитии своих сервисов.
Подведем итоги
Российские корпоративные мессенджеры за последние годы показали большой прогресс: они научились не только закрывать базовые потребности бизнеса, но и следовать трендам индустрии.
Однако, чтобы быть конкурентоспособными, им нужно суметь заменить не только ушедшие зарубежные продукты, но и стать полноценной альтернативой популярным публичным мессенджерам, которые, благодаря своему функционалу, все еще пользуются популярностью у компаний. Сделать это поможет:
- обеспечение безопасности на уровне локального сервера в облаке;
- улучшение стабильности видеоконференций;
- интеграция с IT-инфраструктурой клиентов и внедрение Mini Apps.