RPA: что происходит на рынке быстрой автоматизации бизнес-процессов
RPA все активнее внедряется как в крупных, так и в средних компаниях. Рост российского рынка программной роботизации не смог остановить даже уход западных платформ. Маргарита Конных, заместитель директора центра разработки, начальник управления программной роботизации «Гринатома», вендора и ИТ-интегратора атомной отрасли, рассказала об изменениях, происходящих на российском рынке RPA, о том, как внедрение роботизации помогает справляться с кадровым дефицитом и какие барьеры стоят на пути к успешной автоматизации бизнес-процессов.
Как развивается и меняется российский рынок RPA (Robotic Process Automation)?
В последние годы российский рынок RPA очень сильно поменялся — теперь рынок состоит по большей части из отечественных платформ с небольшой долей заказчиков, которые еще не мигрировали свои роботизированные процессы на российские решения. На текущий момент можно выделить пять ведущих платформ роботизации. Каждая из них имеет свои особенности. Например, Атом.РИТА делает акцент на надежность, безопасность и продуманный UX. Особое внимание уделяем механизмам мониторинга, контроля и аналитики.
Программная роботизация (RPA, Robotic Process Automation) — это технология, которая позволяет быстро автоматизировать рутинные, повторяющиеся бизнес-процессы. Роботы имитируют действия человека на рабочем месте: работа с приложениями, обработка документов и другие операции. Программные роботы не требуют сложной интеграции или доработки программного обеспечения. Внедрение RPA-решений зачастую дешевле, чем классическая автоматизация, а возврат инвестиций быстрее.
Чем роботизация отличается от классической автоматизации? Почему выбирают RPA?
При роботизации процессов не нужно «лезть» в код информационных систем, в которых протекают бизнес-процессы, в отличие от классической автоматизации. RPA автоматизирует процессы через визуальные интерфейсы систем, по сути нажимая на кнопки также, как это делал бы человек. Это помогает сократить количество и сроки согласований и значительно ускоряет внедрение.
Разница в более высокой скорости решения задачи и, как правило, меньшей стоимости разработки роботов по сравнению с доработкой систем. По этим параметрам часто заказчики предпочитают использовать RPA.
Распространено мнение, что роботизируемые процессы постепенно становятся сложнее. Вы с этим согласны?
Мы уже 8 лет развиваем программную роботизацию в Росатоме, а также и у внешних заказчиков, среди которых: Росгеология, Росагролизинг, X5 Group и другие.
Чем дольше мы занимаемся внедрением программных роботов, тем более сложные процессы требуется роботизировать. Довольно быстро мы поняли, что одними алгоритмами не обойтись, и начали развивать практику применения искусственного интеллекта в своих проектах, чтобы высвобождать больше времени людей и перекладывать задачи в том числе на умных роботов.
В атомной отрасли мы роботизируем процессы с 2017 года. Тогда роботы были, действительно, проще. На разработку уходило несколько дней, а робот чаще окупался в первый же месяц эксплуатации.
Эффект «низко висящих плодов» бывает коварен. Порой после старта роботизации становится сложнее искать новые процессы – и здесь требуется как большая экспертиза со стороны команды RPA, так и значительная вовлеченность со стороны бизнеса. Благодаря собственным ИИ-модулям наши роботы могут, например, распознавать сканы и классифицировать документы. С помощью NLP (natural language processing, обработка текстов на естественном языке) можно прорабатывать тексты глубже: выделять суть и основные идеи.
Сейчас есть активный спрос на распознавание и расшифровку аудиозаписей совещаний. Мы сделали робота, который подключается к онлайн-встрече, ведет запись, а потом один из модулей нашей платформы с помощью искусственного интеллекта делает стенограмму совещания и составляет протокол. ИИ может выявлять участников, повестку, поставленные задачи, ответственных за их выполнение и сроки.
Проекты с применением ИИ более длительные, зато позволяют роботизировать сложные процессы, которые классическому RPA не под силу.
Какие есть стимулы и барьеры роста рынка RPA?
Один из главных стимулов роста – кадровый дефицит на рынке труда России. Людей не хватает, и их становится все меньше.
Если раньше многие сотрудники «побаивались» роботизации процессов, и это было значимым барьером, то сегодня воспринимают ее как помощника в своей повседневной работе. Все больше типовых задач теперь перекладывается на роботов. Это дает возможность масштабировать процессы качественно, не набирая людей под рутинные задачи.
Еще один из самых существенных барьеров — организация процессов внедрения, поддержки и коммуникации со всеми службами в компании. Мы часто говорим, что RPA – это не только про технологию, но и про методологию. Процессы нужно выстраивать на самом старте внедрения. Есть множество базовых вопросов, на которые важно прописать понятные и четкие ответы, например:
- Кто отвечает за действия робота и его поддержку?
- Как согласовывать внедрение с владельцами систем и специалистами ИБ?
- Как считать эффекты от внедрения робота?
- Как собирать инициативы со стороны бизнеса?
Если компании подходят к роботизации «на лету», без выстраивания порядка действий, то разработка и внедрение роботов останавливается после двух-трех проектов. Чтобы процесс развивался и приносил значимые результаты, необходимо начинать с продуманной методологии. Один робот не сможет обеспечить необходимый эффект: требуется системный подход, позволяющий развивать роботизацию и получать выгоду от ее масштаба.
Когда мы приходим помогать компаниям роботизировать процессы, то прорабатываем с ними и методологию, и делимся своим опытом. Наша цель – чтобы все участники процесса роботизации понимали, что такое роботы, когда их нужно использовать, как они будут влиять на работу сотрудников и ИТ-ландшафт, как их внедрять действительно эффективно.
К чему привыкли современные заказчики RPA, какие у них ожидания?
Заказчики, впервые сталкивающиеся с роботизацией, обычно начинают с одного процесса. Это позволяет им оценить трудоемкость разработки и экономические эффекты. После успешного внедрения у них появляется желание не только увеличивать количество роботов, но и процент присутствия роботов в процессах, где они уже внедрены.
Нередко появляются запросы на тиражирование роботов — использование робота, созданного для одного подразделения или предприятия, на другом. Это позволяет получить еще больший эффект.
В компаниях, которые преуспели в роботизации, активно развивается практика гражданской роботизации. Это процесс, когда бизнес-пользователи (бухгалтеры, финансисты, логисты, сотрудники службы управления персоналом и казначейства) не только формируют инициативы для роботизации и участвуют в аналитике процесса, но и разрабатывают робота самостоятельно.
В последнем обновлении нашей платформы Атом.РИТА мы добавили модуль РИТА.Помощник, который позволяет сотруднику на рабочем месте запускать роботов по необходимости и расписанию.
Конечно, есть тренды, связанные с искусственным интеллектом. Мы используем ИИ в связке с роботами довольно давно. Сейчас активно развиваем возможности совместного применения технологий RPA и LLM (языковые модели, наподобие ChatGPT).
Реклама ЧУ «Центр коммуникаций» ИНН: 9705152344