Бенчмаркинг в ИТ/ИБ: применение инструментов
- Для чего нужен бенчмаркинг?
- Инструменты бенчмаркинга и источники данных
- Что умеет «Маяк»?
- Пример бенчмаркинга численности ИТ-сотрудников
- Применение инструментов бенчмаркинга: вопросы и ответы
Важную роль в развитии ИТ играет бенчмаркинг. Он помогает организациям оставаться конкурентоспособными и улучшать свою деятельность. Применение этого метода позволяет компаниям учиться на опыте лидеров отрасли, внедрять передовые практики и достигать высоких результатов.
Бенчмаркинг – процесс сравнительного анализа показателей с целью выявления, понимания и адаптации успешных примеров функционирования организаций для совершенствования собственной деятельности. С его помощью решаются задачи улучшения показателей, корректировка стратегии для укрепления позиций на рынке и повышения операционной эффективности, выявления точек роста и возможностей для развития инноваций.
Максим Иванов, директор технологической практики компании «Технологии Доверия», рассказал о целях и задачах, инструментах бенчмаркинга и особенностях их применения, оценках эффективности, а также привел практические примеры.По итогам выступления можно выделить четыре ключевых вывода:
- Бенчмаркинг не должен использоваться как единственный инструмент - это лишь один из методов анализа, который эффективен в сочетании с экспертными оценками и анализом специфики компании
- Современный российский IT-рынок становится все более специфичным, что требует пересмотра подходов к международным бенчмаркам в пользу локальных сравнений
- При оценке эффективности IT важно разделять эксплуатацию (Run) и развитие (Change), требующие разных подходов к измерению
- Качественный анализ IT-процессов часто дает лучшие результаты, чем количественные оценки по формальным моделям зрелости
Для чего нужен бенчмаркинг?
Цели бенчмаркинга — исследование собственных показателей компании, их сравнение с ключевыми показателями лидеров рынка, определение областей для развития и разработка плана перехода к целевому состоянию. “В своих проектах мы так или иначе применяем бенчмаркинг, — отметил Максим Иванов. — Однако не стоит опираться только на него — это лишь один из углов зрения. Нужно ориентироваться на разные инструменты, такие как экспертные мнения. Бенчмаркинг входит в их число”.
Применение бенчмаркинга предполагает целеполагание (определение целей и метрик для анализа), планирование (с какими компаниями сравниваются показатели деятельности), определение инструментария и источников данных, сбор и первоначальную проверку данных, их анализ и интерпретацию, в том числе анализ метрик в разрезе ключевых показателей и подготовку отчетов. Наконец, проводится обсуждение результатов с экспертами и с заинтересованными сторонами, определяются цели изменений, составляется план действий.
В бенчмаркинге учитывают особенности компании. Не стоит ограничиваться лишь количественными показателями, иногда важны и качественные. Большое значение имеет надежность источников данных, вовлечение заинтересованных сторон. Ориентироваться следует на лучшие отраслевые практики, а постепенные изменения позволяют получить максимальный эффект с минимальными затратами.
При проведении бенчмаркинга нередки ошибки:
- Анализ на основе неконсистентных данных.
- Формирование результатов без учета отраслевых особенностей и специфики компании.
- Неправильный выбор метрик, методов сбора и анализа данных. Метрики должны соответствовать целям и задачам бенчмаркинга.
- Недостаточный учет ограничений, допущений при интерпретации результатов.
- Недостаточное вовлечение сотрудников в процесс исследования.
“Можно ли считать бенчмаркинг способом снятия ответственности при принятии решений? Определенно нет, — считает Максим Иванов. — Он лишь дает ориентиры”.