Цифровизация ритейла: как меняются правила игры
Автор: Илья Абоимов, владелец продукта Grosa, ведущий руководитель продуктов Softline Digital (ГК Softline)
Ритейл в России переживает масштабную цифровую революцию. Такие технологии, как искусственный интеллект, большие языковые модели и компьютерное зрение, меняют подходы к продажам и взаимодействию с клиентами. В условиях жесткой конкуренции, рознице приходится адаптироваться к новым реалиям и делать ставку на инновации. Как это трансформирует рынок – рассказывает владелец продукта Grosa, ведущий руководитель продуктов Softline Digital (ГК Softline) Илья Абоимов.
Бизнес в поиске решений
Рынок ритейла все еще перестраивается после 2022 года. Иностранные вендоры уходят, и российские торговые компании вынуждены искать и интегрировать цифровые решения внутри страны. По данным Минцифры, в 2023-м доля отечественных ИТ-разработок составила более 50%, часть пришлась в том числе на ритейл.
Розница активно ищет замену зарубежному ПО, например, SAP. Хотя этот программный продукт окончательно ушел из России только в 2024 году, а ранее купленные лицензии на него еще действуют и будут поддерживаться профильными организациями. Тем не менее, рынок уже развернулся в сторону отечественных разработчиков и теперь ждет выхода полноценного российского решения, которое бы заменило SAP и которого пока нет. В то же время компании собирают большие комплексные решения с помощью синергии разных вендоров.
Ставка на цифровизацию
Меняется цифровой контур ритейла. Трансформация бизнеса и фокус на e-commerce влекут за собой стремительные и постоянные изменения рынка в целом. Чтобы разрабатывать и интегрировать цифровые платформы под внутренние нужды, крупные игроки, такие как X5 Group, «Магнит», «Лента», «Детский мир», Ozon, Wildberries и Lamoda, наращивают собственный штат ИТ-специалистов.
Другие оставляют небольшие команды разработчиков и отдают часть задач на аутстафф. Глобально российский ритейл сталкивается с тем, что для активной цифровизации отрасли не хватает специалистов. Работа простая, но большинство программистов занято в других направлениях. Поэтому малые и средние компании зачастую распределяют разные задачи между разными вендорами – так как количество внешних сервисов на одного ритейлера растет каждый год.
Вам также может быть интересен материал Компас CIO:
Эффективные инновации в Ритейле
Раскрываем практический опыт внедрения передовых технологий в розничной сети Tele2 из 3000 магазинов. От VR-обучения персонала до речевой аналитики и умной системы управления штатным расписанием - узнайте, как компании удалось повысить эффективность продаж и качество обслуживания клиентов. В статье разбираем конкретные технологические решения, которые привели к видимым результатам, и делимся практическими советами по защите сложных R&D-проектов в крупном ритейле.
Персонализация продаж
Многие в онлайн- и офлайн-торговле проявляют интерес к генеративному искусственному интеллекту. Согласно опросу «Яков и Партнеры», для 100% e-commerce внедрение ИИ – это ключевая стратегическая цель. В офлайн-ритейле об этом думают пока 10%, но с каждым годом это число будет расти.
Компании стремятся улучшить с помощью ИИ клиентский сервис, создают чат-ботов, запускают на базе ИИ рекламные и маркетинговые кампании. Искусственный интеллект позволяет оптимизировать разные бизнес-процессы: от обучения персонала до создания карточек товаров на маркетплейсах. Но, главное, его внедрение ведет к масштабной персонализации ритейла для клиента.
Алгоритмы ИИ обеспечивают покупателям индивидуальный подход с точки зрения сервиса и настройку персональных рекомендаций для наполнения корзины. Так, ИИ сначала обрабатывает информацию о клиентском опыте в онлайн-магазине, а потом «показывает» пользователю наиболее релевантные товары. Такой метод применения ИИ увеличивает продажи здесь и сейчас. По информации Statista, в 2023 году ритейлеры, использующие ИИ, увеличили свою прибыль на 8% по сравнению с конкурентами, которые не применяли инновационные технологии.
Больше технологий
Кроме персонализации продаж, генеративный ИИ в ритейле помогает создавать системы контроля персонала, цифровых двойников для магазинов и складов и другие сервисы. Одновременно с этим бизнес активно интегрирует в работу такие решения по оптимизации бизнес-процессов, как сервисы прогнозирования продаж и спроса на промо-товары, рекомендательные и WMS-системы.
Все эти технологии стали резко интересны бизнесу, потому что повысилась их доступность. Если раньше обосновать их применение было экономически невозможно, то сейчас цены на цифровые продукты ощутимо снизились, и теперь это не является проблемой для бизнеса.
При этом бюджеты на ИТ-решения в торговле не сильно увеличились с 2022 года. Неформальный опрос ИТ-директоров крупных ритейл-компаний показал, что за последние годы средний рост бюджетов составляет примерно 20% в год. Однако эти цифры только покрывают снижение бюджетов, некогда вызванное пандемией коронавируса.
Резюме
Цифровизация ритейла в России стремительно трансформирует отрасль. Технологии на базе искусственного интеллекта становятся ключом к конкурентоспособности, расширяя границы своего применения. Персонализация продаж, оптимизация бизнес-процессов и интеграция цифровых двойников – уже неотъемлемая часть стратегии успешных ритейлеров. Несмотря на меняющиеся рыночные условия, процесс цифровизации продолжает ускоряться и подталкивает отечественную розницу к поиску новых возможностей.