Как ИТ-бизнесу сегодня не остаться без кадров
Автор: Директор по информационным технологиям EdgeЦентр Сергей Липов
Кадровый дефицит – является одной из важнейших проблем для развития бизнеса в наше время. Согласно статистике Росстата уровень безработицы в стране находится на низком уровне (3%), при этом наблюдается активный рост вакансий. Для бизнеса это является вызовом – поиск квалифицированных кадров для закрытия позиций на рынке или привлечение студентов без опыта, но с горящими глазами и фундаментальными знаниями, которых они смогут постепенно взрастить сами.
При этом нужно учитывать, что сегодня вчерашние студенты очень амбициозны – они ожидают сразу высокий уровень ЗП, и работу либо в дистанционном или смешанном формате, не обладая почти никакими практическими навыками. Да, у них может отличный опыт работе с цифровыми продуктами и средой Интернет, умение работать с большим количеством информации, но, когда требуется анализ или решение практических задач, это вызывает у них уже проблемы. В первую очередь, работу находят самые успешные, которые до дипломных работ искали возможность прохождения стажировок и налаживали контакты с потенциальными работодателями.
Описание проблемы
Копнем глубже, взглянем на источник проблем и текущий подход к решению задачи. Основной источник проблем – существующий разрыв между ожиданиями работодателей и тем уровнем компетенций, с которыми выходят на рынок труда выпускники колледжей и ВУЗов. Российские компании считают недостаточным текущий уровень студентов и необходимо повысить уровень практической подготовки студентов (85% работодателей говорят о необходимости улучшить практическую подготовку студентов).
Профессиональное образование сегодня не имеет права развиваться как закрытая экосистема, не оглядываясь на требования рынка и учета мнения работодателей, при этом важно учитывать, насколько быстро меняются тенденции и нужно быстро адаптироваться под изменения. С точки зрения бизнеса, они как Заказчики формулируют для системы образования заказ на кадры с определенными квалификациями и требованиями, со своей стороны система образования должна отвечать на запрос необходимыми образовательными программами, с упором на практику для подготовки выпускников.
Сегодня в России действует 1563 профессиональных стандарта (и перечень расширяется), которые охватывают тысячи специальностей (и речь идет не только про направления, что сейчас в тренде, а про все. Проблема разрыва касается всех). Для большинства организаций положения этих документов носят рекомендательный характер, но в некоторых случаях их несоблюдение может грозить привлечением к административной ответственности. Но, что важнее, со стороны бизнеса также идет активная работа в этом направлении, и работодатели формируют свои профстандарты и формируют ожидания/требования, чего ожидают от будущих выпускников.
Не все так плохо в нашем королевстве
Сказать, что проблема новая для нашего рынка или, что ничего не предпринимается будет, конечно же неверно, даже наоборот, в последние годы идет серьезное наращивание партнерства между образование и бизнес сегментом. Школы, колледжи, ВУЗы и компании сейчас активно работают совместно для реализации успешного партнерства. И для начала взглянем на ситуацию и предложения со стороны бизнеса.
Плотно работая с ведущими образовательными организациями страны, компании представляют широкой публике и будущим специалистам свою стратегию, ценности и социальную миссию, что в свою очередь помогает выстраивать корпоративную культуру, повышать лояльность, снижать текучесть кадров и привлекать новые таланты в компанию.
Но, перейдем от общих слов к конкретным примерам.
- Привлечение экспертов компании в образовательные организации в качестве менторов или обучения студентов
С одной для стороны для компаний это отличная возможность поработать с будущими специалистами и повысить их лояльность к своему бренду. Для самих специалистов это отличная возможность передать свои знания, получить признание и возможность показать себя как профессионала (вспомним пирамиду Маслоу). С другой стороны, для студентов это отличный шанс получить практические знания и навыки, не просто актуальные сейчас и в ближайшем будущем, но и поучаствовать в реальных задачах и почувствовать, как знания и опыт, которые они получают в рамках обучения, можно применить в реальной жизни.
- Стажировка в компаниях
Практически все крупные работодатели привлекают студентов и выпускников на практики и стажировки, но тут очень важна мотивация и желание со стороны самих студентов. Бизнес предоставляет широкие возможности и заинтересован в привлечении студентов в данные инициативы и предлагает различные варианты, включая оплату и гибкий подход (возможность проходить удаленно), главное сделать первый шаг, рассказать о себе и направить свой запрос.
- Корпоративные образовательные программы для преподавателей, бесплатные (и платные) курсы для всех или специальные программы для предоставления ПО
Различные крупные компании организуют корпоративные университеты или специализированные программы для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, организуют бесплатные курсы для вхождения в направление с нуля или повышение квалификации и реализуют различные мероприятия для вовлечения в направление, а также, на специальных условиях предоставляют свое программное обеспечение. Приведу несколько примеров:
- Бесплатные курсы от Beeline Cloud по направлениям: Cloud DevOps, Data Engeneer или Cloud Security
- Школа преподавателей кибербезопасности от Positive Technologies
- Yandex Practicum
- Финтех акаденимия by mts fintech
- Мой Офис Образование
и другие.
- Компании запускают различные программы поддержки и субсидирования\стипендиальные программы
В наше время мы наблюдаем значительный рост делового сектора в финансирование стипендий, что является очень важной составляющей поддержки образовательного процесса. Государство поддерживает этот шаг и реализует различные программы поддержки.
Примеры успешного сотрудничества включают стипендиальные фонды, предназначенные для студентов, а также стажировки и участие в реальных проектах.
Приведу несколько примеров:
- Теле 2 и стипендиальный фонд
- Стипендиальная программа "Система"
- Стипендия Тинькофф
- Стипендиальная программа РУСАЛ/ ЭН+
- Специальная программа фундаментальной и практической подготовки (Элитная подготовка) от РТУ МИРЭА
- Программы Корпоративного университет СИБУРа и проекты партнеров в рамках «Формулы хороших дел»
- Sberseasons
И другие.
Вам также может быть интересен материал Компас CIO:
Где искать и как удержать ИТ-специалистов
Обсуждаем актуальные стратегии привлечения и удержания ИТ-кадров в современных условиях. Рассматриваем вопросы финансовой мотивации, преимущества удаленной работы, методы взаимодействия с вузами для подготовки будущих специалистов, а также роль технологий в оптимизации HR-процессов.
Еще одним отличным примером сотрудничества сферы образования и бизнеса являются HUB – это колледжи или направления, сформированные на отраслевое партнерство.
Отдельно обращу внимание, что с точки зрения бизнеса, как раз в колледжах сейчас студенты активно работают с практическими задачами и стараются уже после первых курсов участвовать и направлять самых талантливых, с привлечением к себе в компанию, в отличии от ВУЗов, где больше идет проработка теоретических знаний и навыков, что также является обязательным условием, но в данном аспекте, колледжи более гибкие и адаптируются к изменениям и требованиям рынка.
- Хакатоны
Цель формата — дать студентам набор знаний, которые сложно получить в ходе обычного обучения. С одной стороны, это соревнования, с другой отличный шанс повысить свои навыки в сжатые сроки. Для успеха в работе помимо предметных навыков, будущим специалистам потребуются помимо hard skills, еще и soft skills, что в рамках данных мероприятий очень хорошо повышаются + отличный вариант пополнить свое портфолио, что будет оценено при поиске работы.
На хакатонах студенты развивают:
- критическое мышление
- умение работать в команде и в стрессовых ситуациях
- навык презентаций
- навыки product и project-менеджмента в IT-проектах
Подводим итоги со стороны бизнеса
С точки зрения бизнеса, все эти мероприятия помогают им решить ряд задач, а именно:
- сформировать кадровый резерв и поддержать кадровый потенциал
- получить свежий взгляд и выработать новые подходы с помощью стажеров и молодых специалистов
- привлечь кадры на новые места, модернизированные или расширенные производства, в новые регионы присутствия
- повысить узнаваемость бренда и лояльность среди молодежи: даже, если выпускник не пойдет работать в компанию, в будущем он может стать клиентом или партнером
А теперь взглянем на ситуацию со стороны образовательных организаций
- Вопрос повышения квалификации и отслеживания актуальных тенденций лежит на плечах преподавателей. ВУЗы взаимодействуют с бизнесом и участвуют в различных программах с предоставлением преподавателям бесплатного участия, но объективно – большая часть выполняется преподавателями самостоятельно. Они сами ищут варианты, сами оплачивают и тратят свое время на это.
- Внедрение ИТ в учебные процессы происходит, в определенных ВУЗах даже очень активно, но не везде с достаточным проектированием и предпроектной работой, и тут все зависит от направления ВУЗа (классические направлены на преподавание и науку (МГУ или СПГУ), технические же на практику и реальные проекты). Взять, к примеру ИИ, мало просто внедрить его в образовательные процессы внутри, необходимо проводить исследования и определить, в какие сценарии возможно его будет применить, провести необходимое обучение персонала и объяснить эффект от внедрения. Получить обратную связь от преподавателей и на основе количественных результатов и тестов принимать решение о его полноценном внедрении, ведь ошибка будет стоить очень дорого (представьте ситуацию, что ИИ формирует для вас расписание занятий на семестр. В алгоритмах была допущена ошибка, что привело к наложению групп друг на друга по времени или несколько групп с разных потоков оказались в одном кабинете, когда у них занятия происходят в разных корпусах. А ведь учебный процесс уже идет, тут нельзя поставить на паузу или просто откатиться на предыдущую версию. В итоге, вместо положительного эффекта получаем негатив и проблемы со всех сторон).
Но такая оценка она не является объективной для всего сегмента. Возьмем 2 примера, первый будет МФТИ. На этом примере можно с уверенностью сказать, что сейчас программа выстроена с упором на развитие прикладных проектов и работа по ключевым направлениям, как новые поколения связи 5G и спутниковая связь, переход на новые виды транспорта (в частности – электротранспорт), широкое внедрение ИИ и все это с учетом взаимодействия с промышленными партнерами, что является одним из ключевых и базовых требований у ВУЗа к запуску таких проектов, которые не просто заинтересован, но и готов инвестировать свои средства не менее чем 50% от объема проекта (что является залогом их высокого качества и востребованности в реальной экономике).
Второй будет ИТМО – достаточно зайти на главную страницу ВУЗа и понимаешь, что идет активная работа с партнерами из бизнеса и образовательная программа выстроена с учетом требований рынка сейчас и долгосрочной стратегией.
- Ситуация на рынке создает завышенные ожидания со стороны студентов. Они думают, что после обучения (наличии диплома) могут сразу же претендовать на высокие ЗП (и определенный процент из них действительно заслуживает) и для преподавателей, понимая реальный рынок, сложно мотивировать студентов на активное участие в процессе.
- в сотрудничестве образовательных организаций и бизнеса, в первую очередь инициатива идет от компаний (хотя, правильно было бы, чтобы запрос шел с 2х сторон).
- Есть большая разница между корпоративными культурами компаний и образованием в части отношения сотрудников к рабочим проблемам (для обоих сторон требуется готовность к изменениям, т.к. формат взаимодействия будет отличен от того, что у каждой стороны реализован внутри).
- Особое внимание необходимо обращать внимание на soft skills, на приобретение этих навыков нужно достаточно времени.
- Ожидание и реальность не совпадает:
- Высшее образование учит находить анализировать, обрабатывать информацию и учит учиться, а это важно!
- У бизнеса ожидания получить специалиста, где период адаптации будет минимальный и не потребуется тратить серьезные ресурсы на его обучение.
- Или другой пример, в рамках партнерства было проведено исследование и для ВУЗа было бы хорошо произвести публикацию информации, а для бизнеса это может быть коммерческой информацией, и они против. Дилемма, впрочем, такие вопросы предварительно обсуждаются и фиксируются на уровне заключения партнерского соглашения.
Философия – Заключение
Важно помнить, что мы живем в условиях рыночной экономики. Это значит, что сотрудничество между бизнесом и сегментом образования будет эффективным, но только в случае, если это принесет экономический эффект обеим сторонам.
Долгосрочное сотрудничество имеет все шансы сократить компетентный разрыв. Объедение с бизнесом для построения единого вектора обучения и доступа студентов и преподавателей к ресурсам компаний, поможет обеим сторонам реализовать свои задачи, укрепить свою репутацию и позицию.
В конце хочется добавить, что так или иначе все зависит от нас, нашей позиции и вовлеченности в процесс:
- К студентам призыв быть вовлеченными, участвовать в различных мероприятиях и быть проактивными. Под лежачий камень вода не потечет, и это не просто метафора, вопрос мотивации стоит очень остро и во многом зависит от вас самих.
- К бизнесу, наращивать свое участие, продолжать искать различные варианты сотрудничества и наращивать инвестиции в отрасль, помогать образовательному сегменту с мотивацией студентов и ресурсами (очень помогает открытие образовательных кафедр от работодателя).
- К специалистам образовательного направления, расширять ваше взаимодействие с организациями, применять новые методологии обучения с учетом постоянного изменяемого рынка и искать новые подходы к студентам для активного вовлечения в процесс.