Как создать свою ИТ-инфраструктуру с помощью частного облака
Очередной уход иностранных сервисов из-за сентябрьского пакета санкций снова вынуждает российский бизнес искать замену привычным решениям. Помимо выбора нового сервиса, компаниям предстоит определиться, на чьих серверах он будет размещен: собственных, вендора или арендных.
О том, что такое частное облако, и о случаях, когда целесообразнее его выбрать, расскажет Федор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.
Что натворили новые санкции
12 сентября вступил в силу еще один пакет санкций: разработчики из США получили запрет на оказание ИТ-услуг любым пользователям на территории России. Это касается:
- консультационных и проектных услуги в области ИТ;
- поддержки и облачных услуг в сферах ПО для производства, проектирования и управления предприятиями.
Это повлекло за собой потерю или ограничение доступа к ряду привычных сервисов. Среди них – Google, BigQuery, Notion, Miro, Wix, Hubspot. Они пополнили ряды ушедших ранее Autodesk, CAD, Oracle, Slack, облачных сервисов Microsoft и других решений, без которых многие компании не представляли свою работу.
Новые санкции призваны полностью отрезать бизнесу и частным лицам возможность использования коммерческого ПО, но стараются сохранить публичный доступ к информационным технологиям для обычных людей. Поэтому веб-хостинги, браузеры, переводчики, почта, онлайн-карты и другие сервисы повседневного пользования продолжают работать.
– «Как будто ничего нового!»
Не совсем. Если раньше ограничения касались только корпоративных клиентов с платными подписками, то теперь они направлены против всех аккаунтов, в которые заходят с IP-адресов России. Часть вендоров, например, те же Notion и Miro, решили не разбираться в тонкостях формулировок и полностью ушли из России. Сервисы обхода блокировок пока помогают, но не являются гарантией, – с ними активно борется уже российская сторона.
Таким образом, облачные аккаунты массово блокируются, а компании, не успевшие заранее подготовиться, сталкиваются с потерей данных и нарушениями в работе. Так или иначе, российскому бизнесу приходится искать замену очередным иностранным сервисам.
Выбрать новый сервис – это еще не все
После ухода западных продуктов компаниям предстоит выбрать не только новый сервис, но и способ его размещения. Есть два основных пути:
- Использовать облачную версию (SaaS) – самый быстрый. Достаточно установить нужное приложение или открыть его в браузере, оплатить подписку, создать аккаунты пользователей и начать работать. За безопасность, доступы, бесперебойность работы и обновление отвечает разработчик. Устранение любых проблем сервиса – это его работа.
- Установить на собственный сервер (on-premise) – более безопасен, но требует больше усилий. Перед установкой приложения нужно сделать еще несколько шагов: купить, настроить и запустить собственные сервера. С этой схемой все данные остаются внутри компании, и работоспособность сервиса не зависит от разработчика, но бизнес сам отвечает за его поддержку и обновление.
Обжегшись на случаях, когда вендор в одностороннем порядке может за секунду «выключить» любого клиента, российский бизнес теперь все больше предпочитает self-hosted сервисы. Согласно опросу Selectel, самый популярный формат размещения инструментов для работы – гибридный:
Источник: статья «Тренды IT-инфраструктуры в 2024 году».
Использование собственных серверов полностью оправдано с точки зрения безопасности и возможностей самостоятельного управления, но имеет свои нюансы.
Плюсы и минусы on-premise
К плюсам создания собственных серверов прежде всего относятся полный контроль над данными и информационная безопасность – параметры, которые сейчас очень важны для многих компаний, особенно средних и крупных.
Основные недостатки on-premise можно описать двумя словами: долго и дорого. Точнее, дольше и дороже, чем облачная версия разработчика. Для того, чтобы развернуть приложение на собственном сервере, необходимо:
- сразу предусмотреть покупку мощного серверного оборудования, и чем крупнее компания – тем дороже это выйдет;
- заложить дополнительное время на установку ПО, его настройку и пилотирование;
- поэтапно вводить сотрудников в сервис;
- назначить или нанять сотрудников, которые будут поддерживать инфраструктуру.
Как показывает практика, полноценное внедрение нового сервиса в формате on-premise занимает от 3 месяцев и больше. Кроме того, даже найти и доставить необходимое оборудование – не самая простая задача в условиях санкций. Сложности с логистикой и поставками могут непредсказуемо увеличить все сроки.
Однако, задача остается актуальной: то же исследование Selectel показывает, что основными вызовами, которые встают перед компаниями, стали обеспечение безопасности данных, при необходимости поддерживать работоспособность и доступность выбранного сервиса:
Источник: статья «Тренды IT-инфраструктуры в 2024 году».
Если по каким-то причинам во время перехода сотрудники не могут использовать прошлый сервис, это скажется на эффективности работы. В случае необходимости быстрой замены западных продуктов, у компании может просто не быть на это времени.
Частные облака, как золотая середина
Частное облако (IaaS) – это арендованное готовое «железо» в data-центре, доступ к которому есть только у компании-заказчика.
Это делает его компромиссным вариантом между облачным сервисом, где вы зависите от вендора, и размещением on-premise, где вы обязаны самостоятельно поддерживать всю инфраструктуру. Частное облако полностью решает запрос бизнеса на безопасность и производительность, исключая необходимость приобретать и обслуживать дорогостоящее оборудование.
Использование публичного облака можно сравнить с квартирой в 45 этажном доме, использование частного облака – с коттеджем в поселке из 45 таких домов. Аренда коттеджа, конечно же, будет дороже, чем квартиры, но быстрее и дешевле, чем строительство личного замка на частном острове.
В последнее время спрос стремительно растет: объем российского рынка услуг аренды серверов за 2023 год вырос почти на 80% благодаря компаниям, которые занимаются обучением моделей искусственного интеллекта.
Бизнес осознает, что такое решение может стать выгодной альтернативой традиционному on-premise, позволяя сохранить контроль над данными при уменьшении затрат на развертывание сервисов.
Плюсы и минусы частного облака
Использование частного облака решает сразу несколько проблем, с которыми сталкиваются компании при внедрении on-premise:
- отпадает необходимость искать и закупать мощные сервера, – достаточно оплатить подписку у поставщика IaaS, и выделенные ресурсы будут готовы к использованию;
- не нужно выделять или нанимать специалиста для поддержки и постоянного мониторинга оборудования, – это задача поставщика инфраструктуры;
- не нужно выделять специалистов на развертывание продуктов, – все сделают вендор и поставщик частного облака.
Все это экономит и деньги, и ресурсы компании: переход на новое ПО занимает примерно в 2 раза меньше времени. При этом клиент получает то, что ищет в on-premise – безопасность и полный контроль над данными.
К минусам IaaS решений можно отнести то, что аренда сервера тоже стоит денег – меньше, чем нужно на строительство собственной инфраструктуры, но значительно дороже, чем обычное облачное решение от вендора.
К тому же, точно так же, как и у вендора, оборудование data-центра может выйти из строя ввиду каких-либо непредвиденных обстоятельств. Это значит, что задача бизнеса – найти не только надежный сервис, но и надежного облачного провайдера, чтобы все было доступно, бесперебойно и не мешало сотрудникам эффективно работать.
Подведем итог
Постоянные волны санкций заставили российский бизнес пересмотреть свои стратегии работы с ИТ-инфраструктурой, стать адаптивнее и, вместе с тем, научиться уделять больше внимания безопасности новых сервисов.
На фоне этого on-premise решения становятся более очевидным выбором, но они подходят не всем: их внедрение требует значительных временных и финансовых ресурсов прямо на старте.
Альтернативой могут стать IaaS-решения – частные облака, которые предлагают бизнесу тот же контроль над данными, приватность и безопасность, но убирают необходимость в покупке и обслуживании своего оборудования. Этот компромиссный способ может помочь ускорить переход на новые сервисы и адаптироваться к новым условиям с минимальными потерями.