Не сервис, а партнеры: как меняется роль IT-подразделений в бизнесе

4
Не сервис, а партнеры: как меняется роль IT-подразделений в бизнесе

Знаете ли вы, что IT-департаменты превратились из сервисных подразделений в бизнес-партнеров, от которых во многом зависит успех компании? О том, как изменилась роль IT-команд, рассказывает Александр Климовский, руководитель ИТ-департамента SAS Россия/СНГ

Когда-то слова «IT-департамент» в первую очередь вызывали ассоциацию с огромными серверными и службой технической поддержки. Между тем такое представление давно устарело. Технологии меняются, и многие компании отказываются от стеллажей с серверами в пользу облака и распределенных ЦОДов. Кроме того, роль технологий в бизнесе заметно возросла. Сегодня все более пристальное внимание уделяется мощным аналитическим решениям, которые выполняют самые разные бизнес-задачи: выстраивают маркетинговые компании, рассчитывают риски, обеспечивают индивидуальный подход к каждому клиенту и так далее. 

Как следствие, IT-подразделения также меняются – теперь это не только и не столько технические специалисты, но и стратегические технологические консультанты, помогающие бизнесу получать максимальную отдачу от вложений в IT. Согласно недавнему опросу, проведенному SAS, в большинстве передовых компаний эти департаменты сейчас рассматривают как помощников, которые видят потребности бизнеса и помогают их удовлетворять. В таких компаниях IT-департаменты участвуют в общих процессах планирования, а решения по вопросам технологии и аналитики принимаются совместно. 

Кроме того, несколько организаций отметили в опросе, что IT-департаменты помогают объединить команду в ходе работы над проектом.  В таких компаниях ИТ-персонал всегда входил в проектные группы для работы с техническим или программным обеспечением. Впрочем, в России бизнес стоит в самом начале этого пути – в нашей стране пока еще нет достаточной доли доверия к облачным технологиям, а требования к безопасности, принятые в компаниях, как правило, очень строгие. 

Несмотря на этот барьер, российский бизнес также переходит на новую модель взаимоотношений с IT, особенно если говорить о быстроразвивающихся компаниях в условиях конкурентного рынка. Бизнес должен понимать, какими техническими возможностями обладает компания на текущем этапе для внедрения тех или иных моделей, какие могут потребоваться инвестиции, каковы горизонты планирования и, главное, предполагаемая рентабельность. Для этого жизненно необходимо вовлечение ИТ-отдела практически на всех этапах, иначе ожидания будут сильно отличаться от результата. 

Во многих компаниях, как российских, так и зарубежных, роль IT-подразделения – операционная: именно это слово часто использовали участники исследования. Тем не менее, смысл в него вкладывается разный. Где-то оно подразумевает, что IT-департамент помогает с исходными данными для удовлетворения потребностей бизнеса. В других случаях имеется в виду использование новых источников данных, а также подключение к облаку и управление безопасностью. У некоторых IT-отдел выбирает интегрированный подход DevOps, охватывающий весь цикл разработки и производства модели. В ряде случаев IT-подразделения становятся стратегическими партнерами и выбирают технологические решения, что придает отделу жизненно важную роль в операционализации инноваций. Результатом становятся более интегрированные взаимоотношения между ИТ и бизнесом.  

Подводя итог, можно отметить, что сейчас к IT-специалистам предъявляются новые требования. От них сегодня требуются не только инженерный бэкграунд или широкий технический кругозор, но также бизнес-качества: в первую очередь, коммуникабельность и ответственность, умение продуктивно работать в быстро изменяющихся условиях. 

Однако перемены не означают, что происходит полный отказ от традиционной модели – она остается важной для многих компаний. IT-департаменты все еще считаются, в том числе, и поставщиками инфраструктуры, и ответственными за кибербезопасность.  Но там, где эти функции остаются единственными, IT-отделы скованы рамками устаревших ограничений, что вредит всему бизнесу в целом. Поэтому переход к новым взаимоотношениям необходим и, несомненно, в ближайшие годы большинство компаний придет к такому пониманию. 


7569
Коментарии: 4

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

  • Виктор Федько
    Рейтинг: 367
    Независимый эксперт
    Эксперт
    25.02.2020 09:21

    Да. Мы об этом знаем.Что уже давно ИТ-департаменты превращаются в бизнес-партнеров, CIO в полноценных топ-менеджеров с большой долей ответственности и власти соответственно. Так же,знаем, что ИТ-подразделения уже давно во многих компаниях перешли с реактивной на проактивную позицию.

    Это я к тому, что года 4-5 назад ровно на эту тему здесь, на портале, был ряд дискуссий. И именно в таком ключе.
    Понимание пришло давно почти у всех. Другое дело - это понимание не всегда удается воплотить. И надо ли везде в равной степени? Есть бизнес , состоящий из ИТ, есть бизнес сильно зависящий от ИТ. И еще много вариаций.

    "От них сегодня требуются не только инженерный бэкграунд или широкий технический кругозор, но также бизнес-качества: в первую очередь, коммуникабельность и ответственность, умение продуктивно работать в быстро изменяющихся условиях. " - да не сегодня. А позавчера. Кто это понял, тот успел. кто нет - так нет. Доходит постепенно.

  • Екатерина Ляско
    Рейтинг: 931
    Global CIO
    Генеральный директор
    25.02.2020 10:59

    На мой взгляд, много зависит от отрасли и от самой компании. Есть масса больших компаний, где поддерживающая функция ИТ всех вполне устраивает

    • Виктор Федько Екатерина
      Рейтинг: 367
      Независимый эксперт
      Эксперт
      25.02.2020 11:11

      Именно так,Катя. Всегда об этом напоминаю. Говорим об ИТ, о развитии ИТ, о трендах - нельзя никогда обобщать. Только в контексте отрасли.

  • Григорий Аракелов
    Рейтинг: 227
    ООО "Проект-инжиниринг"
    Директор по ИТ
    26.02.2020 08:41

    Отношение к ИТ-департаменту (службе, отделу и т.д.) в первую очередь зависит от руководителя ИТ. Если руководитель, простите, сидит на попе ровно, то и отношение к департаменту будет ровным. И ни о каком развитии речи не будет. Пусть даже все остальные сотрудники будут семи пядей во лбу.
    А чтобы департамент стал по настоящему партнером для бизнеса, руководитель должен быть не столько ИТишником, сколько бизнесменом. Чтобы правильно преподнести бизнесу услуги ИТ.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.