Не сервис, а партнеры: как меняется роль IT-подразделений в бизнесе
Знаете ли вы, что IT-департаменты превратились из сервисных подразделений в бизнес-партнеров, от которых во многом зависит успех компании? О том, как изменилась роль IT-команд, рассказывает Александр Климовский, руководитель ИТ-департамента SAS Россия/СНГ.
Когда-то слова «IT-департамент» в первую очередь вызывали ассоциацию с огромными серверными и службой технической поддержки. Между тем такое представление давно устарело. Технологии меняются, и многие компании отказываются от стеллажей с серверами в пользу облака и распределенных ЦОДов. Кроме того, роль технологий в бизнесе заметно возросла. Сегодня все более пристальное внимание уделяется мощным аналитическим решениям, которые выполняют самые разные бизнес-задачи: выстраивают маркетинговые компании, рассчитывают риски, обеспечивают индивидуальный подход к каждому клиенту и так далее.
Как следствие, IT-подразделения также меняются – теперь это не только и не столько технические специалисты, но и стратегические технологические консультанты, помогающие бизнесу получать максимальную отдачу от вложений в IT. Согласно недавнему опросу, проведенному SAS, в большинстве передовых компаний эти департаменты сейчас рассматривают как помощников, которые видят потребности бизнеса и помогают их удовлетворять. В таких компаниях IT-департаменты участвуют в общих процессах планирования, а решения по вопросам технологии и аналитики принимаются совместно.
Кроме того, несколько организаций отметили в опросе, что IT-департаменты помогают объединить команду в ходе работы над проектом. В таких компаниях ИТ-персонал всегда входил в проектные группы для работы с техническим или программным обеспечением. Впрочем, в России бизнес стоит в самом начале этого пути – в нашей стране пока еще нет достаточной доли доверия к облачным технологиям, а требования к безопасности, принятые в компаниях, как правило, очень строгие.
Несмотря на этот барьер, российский бизнес также переходит на новую модель взаимоотношений с IT, особенно если говорить о быстроразвивающихся компаниях в условиях конкурентного рынка. Бизнес должен понимать, какими техническими возможностями обладает компания на текущем этапе для внедрения тех или иных моделей, какие могут потребоваться инвестиции, каковы горизонты планирования и, главное, предполагаемая рентабельность. Для этого жизненно необходимо вовлечение ИТ-отдела практически на всех этапах, иначе ожидания будут сильно отличаться от результата.
Во многих компаниях, как российских, так и зарубежных, роль IT-подразделения – операционная: именно это слово часто использовали участники исследования. Тем не менее, смысл в него вкладывается разный. Где-то оно подразумевает, что IT-департамент помогает с исходными данными для удовлетворения потребностей бизнеса. В других случаях имеется в виду использование новых источников данных, а также подключение к облаку и управление безопасностью. У некоторых IT-отдел выбирает интегрированный подход DevOps, охватывающий весь цикл разработки и производства модели. В ряде случаев IT-подразделения становятся стратегическими партнерами и выбирают технологические решения, что придает отделу жизненно важную роль в операционализации инноваций. Результатом становятся более интегрированные взаимоотношения между ИТ и бизнесом.
Подводя итог, можно отметить, что сейчас к IT-специалистам предъявляются новые требования. От них сегодня требуются не только инженерный бэкграунд или широкий технический кругозор, но также бизнес-качества: в первую очередь, коммуникабельность и ответственность, умение продуктивно работать в быстро изменяющихся условиях.
Однако перемены не означают, что происходит полный отказ от традиционной модели – она остается важной для многих компаний. IT-департаменты все еще считаются, в том числе, и поставщиками инфраструктуры, и ответственными за кибербезопасность. Но там, где эти функции остаются единственными, IT-отделы скованы рамками устаревших ограничений, что вредит всему бизнесу в целом. Поэтому переход к новым взаимоотношениям необходим и, несомненно, в ближайшие годы большинство компаний придет к такому пониманию.