Будущее прямо сейчас: алгоритмы ИИ в корпоративной культуре

Текучесть кадров в российских компаниях в 2022 году, по данным Reward Gateway, составила 17,3%. Это усредненный показатель, среди высококвалифицированных специалистов, по отдельным отраслям его значение приближается к 30%. Частый поиск соискателей на быстро пустеющие вакансии, оформление, переподготовка и полная интеграция новых сотрудников увеличивают рабочую нагрузку на персонал, формируют критическую массу неизбежных ошибок, негативно сказываются на результатах труда и не явно, хотя ощутимо, обременяют бюджет.

О том, какие цифровые технологии в HR помогут снизить издержки и улучшить производительность, рассказывает Олег Демченко, директор по развитию и управляющий партнер цифрового интегратора QSOFT.

Успешность бизнеса напрямую зависит от умения работать с людьми. Цифровые инструменты помогают автоматизировать поиск нужных специалистов, прием и адаптацию. Здоровая рабочая атмосфера, в свою очередь, положительно влияет на рост производительности труда и прибыльность бизнеса.

Процессы адаптации принято декомпозировать на три составные части, внутри каждой из которых существует собственный диджитал-функционал.

Предварительная адаптация (пре-бординг) начинается с момента, когда соискателю вакансии работодатель готов сделать предложение о работе. На этой стадии контурируется зона ответственности, обсуждаются график и условия труда, карьерные ожидания, размер вознаграждения, льготы и преимущества. Параллельно решаются административные вопросы, оформляются документы, готовится рабочее место в физическом пространстве офиса. Регулярные коммуникации в это время играют роль анти-стресса: снижают тревожность, повышают вовлечённость и рождают радостное предвкушение с обеих сторон.

Функцию такого взаимодействия – предварительного неформального знакомства с компанией, командой, культурой – можно частично поручить чат-боту или корпоративной нейросети, работающим в режиме 24/7. Они покажут презентацию, посоветуют онлайн-платформы для самостоятельного изучения смежных тем перед выходом на работу, предложат подписаться на тематические или корпоративные группы в социальных сетях, ознакомят с текущей версией должностной инструкции, ответят на вопросы, учтут индивидуальные интересы и потребности будущего члена команды и направят приветственное письмо в первый день работы. И с днём рождения поздравят раньше всех, и даже приватно, если вы хронический интроверт. Считайте, один друг на новом месте точно есть.

Вводная адаптация (онбординг) стартует с первого рабочего дня и занимает пару-другую недель или даже месяцев. Это стадия корпоративной социализации, очного знакомства, налаживания связей с коллегами, погружения в цели, рабочие процессы и нюансы корпоративной культуры.

И здесь чат-боты, виртуальные помощники и ИИ могут автоматизировать многие аспекты адаптации: предоставить доступ к корпоративным ресурсам, календарю, трекерам задач, пользовательским инструкциям в кратком удобоваримом изложении, архивному диску, где собрана коллективная память по завершенным проектам. Пригласят на онлайн-встречу или виртуальный кофе-брейк, предупредят о корпоративных мероприятиях и представят возможности для развития. Умная система сама учтет совпадение интересов и подберет кандидатуру наставника на первое время.

Больше материалов на эту тему читайте в Компас CIO

Продолжающаяся адаптация (пост-бординг) условно длится около года, в течение которого примерно каждые три-четыре месяца случаются критические рецидивы. На этом этапе большую роль играют мониторинг продуктивности сотрудника и обратная связь. Сформулировать вопросы и узнать мнение новичка об опыте адаптации также можно поручить чат-ботам со встроенными алгоритмами искусственного интеллекта. Хорошо отлаженная обратная связь поможет донастроить рабочие процессы и извлечь уроки на будущее.

«Объединение тысячи сотрудников в единую цифровую платформу – важная задача в области управления человеческими ресурсами. Сейчас в незаменимые внутренние сервисы больших корпораций входит ряд инструментов: корпоративный портал, интуитивно понятное мобильное приложение, а также специальные HR-сервисы с элементами геймификации, облегчающие онбординг и многое другое.

В результате, все вышеперечисленное позволяет значительно сократить время на выполнение рутинных задач, улучшить коммуникацию между работниками и руководством, а также повысить уровень пользовательского комфорта и удовлетворенности», – отметил Олег Демченко, директор по развитию и управляющий партнер цифрового интегратора QSOFT.

Можно утверждать, что инвестиции в адаптацию улучшают ключевые показатели эффективности бизнеса. В список плюсов войдут следующие аргументы и цифры:

Низкая текучесть кадров: Пройдя полный цикл адаптации, сотрудники с большей долей вероятности останутся в компании. Это обеспечит значительную экономию средств, связанных с подбором персонала и переподготовкой. По данным Общества по управлению человеческими ресурсами (SHRM), стоимость замены штатного сотрудника может составлять до 200% его годовой зарплаты.

Активная вовлеченность: Вовлеченным может быть только тот специалист, который создает результат и осознает свою ценность. Такой человек испытывает удовлетворенность от работы, что служит источником сильной внутренней мотивации. Gallup утверждает, что команды с высоким уровнем вовлеченности демонстрируют производительность труда на 17% выше средней и обеспечивают рост рентабельности на 21%.

Корпоративный портал позволяет внести элементы геймификации в рабочие процессы – вести свою колонку вопросов-ответов или блог-страницу, или принять участие в акции или конкурсе – таким образом обеспечивая разнообразие форм активного участия сотрудников в жизнедеятельности компании и повышая их вовлеченность.

Устойчивая репутация работодателя: Положительный опыт онбординга способствует формированию устойчивой позитивной репутации работодателя. Довольные сотрудники становятся самыми сильными сторонниками компании, косвенно работая на развитие бренда.

Высокая удовлетворенность клиентов: Мотивированные сотрудники скорее обеспечат высокое качество клиентского сервиса. Исследования Temkin Group показывают, что довольных покупателей у компаний с активными вовлеченными командами на 12% больше, чем у конкурентов, не уделяющих внимание мотивации персонала.

Культура инноваций: Команда, с готовностью принимающая изменения, потому что любит новое, усложняющееся, нескучное и нерутинное, культивирует инновации изнутри.

Исследования показывают, что пре-бординг на 20% снижает вероятность ухода новых сотрудников после испытательного срока, а сильный онбординг поможет удержать на 50% больше новых сотрудников в первый год их работы.

Итак, адаптация сотрудников выходит за рамки заполнения вакансий, это непрерывный процесс принятия и освоения изменений: новых людей, новых программ, новых компетенций и сопряженных функций. Как ни парадоксально это звучит, но именно цифровые инструменты адаптации обеспечивают человекоориентированность без тяжелого психологизма.

По прогнозам экспертов в области рекрутинга и развития человеческого капитала, использование технологий искусственного интеллекта и машинного обучения для оптимизации HR-процессов получит широкое распространение в ближайшие годы. К такому положению вещей надо готовиться.

Уже сегодня алгоритмы ИИ способны автоматизировать производство контента для интрасети, предлагая релевантную информацию на основе поведения пользователей, оптимизируя макет для того, чтобы пользователям было интуитивно проще с ним взаимодействовать. ИИ может обеспечить интеллектуальную поддержку с помощью чат-ботов, проанализировать взаимодействие с пользователем для выявления потенциальных проблем, обеспечить централизованное хранение корпоративного знания, а также обнаружить и проактивно отреагировать на угрозы безопасности, защитив конфиденциальные данные.

Компаниям придется прикладывать усилия, чтобы привлечь и удержать лучших специалистов, разрабатывая менее иерархичные бизнес-модели, проявляя внимание к каждому сотруднику. Поэтому в широком контексте внедрение цифровых инструментов в практику HR – это не роскошь, а способ адаптации к изменениям. Вопрос на самом деле звучит вот так: раньше или позже конкурентов вы успеете это сделать.

1121

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.