Скоринговые модели оценки надежности поставщиков


Правильный выбор делового партнёра - одна из главных задач любого бизнеса. От надёжности поставщика зависит качество товаров или услуг, которые получает компания, а также репутация. Чтобы сделать процесс прозрачным и удобным, на помощь приходят скоринговые модели оценки надежности.

Традиционный подход к оценке поставщиков

В средних и крупных компаниях функцию проверки потенциальных контрагентов выполняет служба информационной безопасности. Специалисты этого подразделения проводят комплексный анализ каждого участника, который заявился на участие к закупке, оценивая различные аспекты его деятельности и потенциальные риски взаимодействия. В результате служба безопасности предоставляет заключение о возможности сотрудничества с данным контрагентом.

Несмотря на высокую эффективность такого подхода, он имеет существенный недостаток - проверка одного контрагента может длиться несколько дней и требует ощутимый ресурс.

Оптимизация оценки поставщиков с помощью скоринговых моделей

Оптимизация затрат частично возможна, если к участию в закупке допускаются только компании, еще на этапе анализа рынка прошедшие фильтр предварительных автоматизированных проверок. Этот подход основан на использовании скоринговых моделей оценки, которые, несмотря на современную ассоциацию с искусственным интеллектом, имеют полувековую историю.

Scoring (скоринг) – это подсчет очков. Очки начисляются за положительные признаки и снимаются за негативные. Для скоринговой модели подбирается необходимый и достаточный набор данных для проверки. Каждому виду данных присваивается определенный весовой коэффициент, что позволяет ранжировать факторы по степени их значимости.

Ключевые группы признаков в оценке надежности поставщиков

Как правило, для оценки надежности коммерческой компании выделяют следующие группы признаков:

1. Репутация поставщика. В эту группу признаков обычно включают факторы, прямо или косвенно характеризующие статус компании, ее основательность, известность и добропорядочность:

  • Срок работы на рынке
  • Суммы текущих и исторических судебных разбирательств
  • Оценка капиталов и резервов
  • Платежная и налоговая дисциплина
  • Кредитный рейтинг
  • Факты отзыва лицензий
  • Обратная связь от заказчиков


Особое внимание уделяется стоп-факторам, при выявлении которых сервис оценки надежности выдает рекомендацию –о нежелательном сотрудничестве с данной компанией:

  • Включение в Реестр недобросовестных поставщиков
  • Прохождение процедуры банкротства
  • Приостановка операций по счету
  • Нахождение руководителя в реестре дисквалифицированных лиц
  • Превышение суммы судебных разбирательств над выручкой

Больше материалов на эту тему читайте в Компас CIO

2. Данные о финансовой устойчивости компании

Согласно законодательству РФ, все компании обязаны вести бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В отношении этой отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. Таким образом, обеспечивается возможность контроля финансового здоровья компании на основе расчета и анализа следующих показателей:

  • Масштаб деятельности (выручка, активы)
  • Динамика выручки
  • Устойчивость бизнеса
  • Доходы будущих периодов
  • Процентная нагрузка
  • Прибыль и рентабельность

Отсутствие финансовой отчетности будет являться серьезным поводом для беспокойства.


3. Признаки мошенничества. Иногда происходит так, что компании создаются не для ведения реального бизнеса, а для реализации разного рода мошеннических схем, например, получения от заказчика аванса и последующей ликвидации. Вот на что стоит обратить внимание:

  • Анализ выручки и активов
  • Наличие основных и оборотных средств
  • Среднесписочная численность сотрудников
  • Проверка по различным реестрам (массовый адрес, массовый руководитель, директор и учредитель, черные списки, задолженности по налогам)
  • Срок работы на рынке
  • Признаки реальной деятельности (СРО, наличие контрактов и лицензий)
  • Оценка надежности аффилированных компаний

В качестве предупреждающих сигналов можно, например, отметить отсутствие налоговой отчетности, вхождение в так называемые «черные» списки.

4. Опыт компании. Лучшим доказательством качества работы поставщика является количество заключенных с ним договоров, а также ряд дополнительных признаков, которые можно рассчитать на основе данных о ведении договорной деятельности поставщика:

  • Количество и динамика выполненных контрактов
  • Зависимость от одного заказчика или контракта
  • Опыт выступления в качестве заказчика


Отсутствие информации о выполненных контрактах или включение в реестр недобросовестных поставщиков — серьезные стоп-факторы, характеризующие возможное отсутствие опыта или негативный опыт ведения договорной деятельности поставщиком.

Качество данных – основа эффективной скоринговой модели

Для оценки поставщиков наиболее важны следующие характеристики качества исходных данных, от которых зависит эффективность скоринговой модели:

Актуальность Данные должны отражать фактическое состояние компании на момент оценки
Доступность Данные должны быть доступны для сбора и быть «юридически чистыми», исключать возможность судебного преследования за разглашение государственной или коммерческой тайны
Достоверность Данные должны быть получены из официальных источников
Необходимость В модель нужно включить максимальное количество наиболее важных признаков оценки надежности
Достаточность В модель не нужно включать малозначимые признаки, или признаки с высокой степенью корреляции с другими признаками
Понятность У пользователя будет больше доверия к результатам оценки модели, если он будет понимать, какие параметры были использованы при оценке компании

Как данные превращаются в решения: инструменты визуализации

Какой бы качественной ни была модель, нужно принять все меры по донесению этой информации в нужную точку бизнес-процесса в форме, максимально удобной для принятия управленческого решения. Хороший сервис подразумевает встроенные инструменты визуализации данных, представленных в ключевых разрезах оценки на основе проведенного анализа конфигурации пользовательского пути.

4650

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.