Скоринговые модели оценки надежности поставщиков
Правильный выбор делового партнёра - одна из главных задач любого бизнеса. От надёжности поставщика зависит качество товаров или услуг, которые получает компания, а также репутация. Чтобы сделать процесс прозрачным и удобным, на помощь приходят скоринговые модели оценки надежности.
Традиционный подход к оценке поставщиков
В средних и крупных компаниях функцию проверки потенциальных контрагентов выполняет служба информационной безопасности. Специалисты этого подразделения проводят комплексный анализ каждого участника, который заявился на участие к закупке, оценивая различные аспекты его деятельности и потенциальные риски взаимодействия. В результате служба безопасности предоставляет заключение о возможности сотрудничества с данным контрагентом.
Несмотря на высокую эффективность такого подхода, он имеет существенный недостаток - проверка одного контрагента может длиться несколько дней и требует ощутимый ресурс.
Оптимизация оценки поставщиков с помощью скоринговых моделей
Оптимизация затрат частично возможна, если к участию в закупке допускаются только компании, еще на этапе анализа рынка прошедшие фильтр предварительных автоматизированных проверок. Этот подход основан на использовании скоринговых моделей оценки, которые, несмотря на современную ассоциацию с искусственным интеллектом, имеют полувековую историю.
Scoring (скоринг) – это подсчет очков. Очки начисляются за положительные признаки и снимаются за негативные. Для скоринговой модели подбирается необходимый и достаточный набор данных для проверки. Каждому виду данных присваивается определенный весовой коэффициент, что позволяет ранжировать факторы по степени их значимости.
Ключевые группы признаков в оценке надежности поставщиков
Как правило, для оценки надежности коммерческой компании выделяют следующие группы признаков:
1. Репутация поставщика. В эту группу признаков обычно включают факторы, прямо или косвенно характеризующие статус компании, ее основательность, известность и добропорядочность:
- Срок работы на рынке
- Суммы текущих и исторических судебных разбирательств
- Оценка капиталов и резервов
- Платежная и налоговая дисциплина
- Кредитный рейтинг
- Факты отзыва лицензий
- Обратная связь от заказчиков
Особое внимание уделяется стоп-факторам, при выявлении которых сервис оценки надежности выдает рекомендацию –о нежелательном сотрудничестве с данной компанией:
- Включение в Реестр недобросовестных поставщиков
- Прохождение процедуры банкротства
- Приостановка операций по счету
- Нахождение руководителя в реестре дисквалифицированных лиц
- Превышение суммы судебных разбирательств над выручкой
Больше материалов на эту тему читайте в Компас CIO
2. Данные о финансовой устойчивости компании
Согласно законодательству РФ, все компании обязаны вести бухгалтерскую (финансовую) отчетность. В отношении этой отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны. Таким образом, обеспечивается возможность контроля финансового здоровья компании на основе расчета и анализа следующих показателей:
- Масштаб деятельности (выручка, активы)
- Динамика выручки
- Устойчивость бизнеса
- Доходы будущих периодов
- Процентная нагрузка
- Прибыль и рентабельность
Отсутствие финансовой отчетности будет являться серьезным поводом для беспокойства.
3. Признаки мошенничества. Иногда происходит так, что компании создаются не для ведения реального бизнеса, а для реализации разного рода мошеннических схем, например, получения от заказчика аванса и последующей ликвидации. Вот на что стоит обратить внимание:
- Анализ выручки и активов
- Наличие основных и оборотных средств
- Среднесписочная численность сотрудников
- Проверка по различным реестрам (массовый адрес, массовый руководитель, директор и учредитель, черные списки, задолженности по налогам)
- Срок работы на рынке
- Признаки реальной деятельности (СРО, наличие контрактов и лицензий)
- Оценка надежности аффилированных компаний
В качестве предупреждающих сигналов можно, например, отметить отсутствие налоговой отчетности, вхождение в так называемые «черные» списки.
4. Опыт компании. Лучшим доказательством качества работы поставщика является количество заключенных с ним договоров, а также ряд дополнительных признаков, которые можно рассчитать на основе данных о ведении договорной деятельности поставщика:
- Количество и динамика выполненных контрактов
- Зависимость от одного заказчика или контракта
- Опыт выступления в качестве заказчика
Отсутствие информации о выполненных контрактах или включение в реестр недобросовестных поставщиков — серьезные стоп-факторы, характеризующие возможное отсутствие опыта или негативный опыт ведения договорной деятельности поставщиком.
Качество данных – основа эффективной скоринговой модели
Для оценки поставщиков наиболее важны следующие характеристики качества исходных данных, от которых зависит эффективность скоринговой модели:
Актуальность | Данные должны отражать фактическое состояние компании на момент оценки |
Доступность | Данные должны быть доступны для сбора и быть «юридически чистыми», исключать возможность судебного преследования за разглашение государственной или коммерческой тайны |
Достоверность | Данные должны быть получены из официальных источников |
Необходимость | В модель нужно включить максимальное количество наиболее важных признаков оценки надежности |
Достаточность | В модель не нужно включать малозначимые признаки, или признаки с высокой степенью корреляции с другими признаками |
Понятность | У пользователя будет больше доверия к результатам оценки модели, если он будет понимать, какие параметры были использованы при оценке компании |
Как данные превращаются в решения: инструменты визуализации
Какой бы качественной ни была модель, нужно принять все меры по донесению этой информации в нужную точку бизнес-процесса в форме, максимально удобной для принятия управленческого решения. Хороший сервис подразумевает встроенные инструменты визуализации данных, представленных в ключевых разрезах оценки на основе проведенного анализа конфигурации пользовательского пути.