5 критериев выбора сервиса на замену Zoom и Microsoft Teams

С 12 сентября вступит в силу запрет для вендоров из США на оказание ИТ-услуг пользователям из России. Это означает, что те компании, которые еще хоть как-то стараются сохранить российский рынок, могут окончательно уйти. Среди них – популярные Zoom и Microsoft Teams.

На какие критерии ориентируются российские компании при выборе аналогов, расскажет Федор Чернов, руководитель отдела развития корпоративного мессенджера Compass.

Иностранные разработчики ПО обязаны придерживаться режима санкций той страны, в которой они зарегистрированы. Поэтому, чтобы сохранить основной рынок, они вынуждены прекращать работу с Россией, даже если это приводит к потере весомой части клиентов.

Так, в июне, окончательно попрощался с российской аудиторией мессенджер Slack, а сейчас отключает учетные записи сервис для чат-общения с клиентами Intercom. Zoom и Microsoft Teams пока не спешат уходить, поскольку занимают в России гораздо большую долю рынка. Однако существует вероятность, что и эти сервисы окончательно отключат российских пользователей.

Российский бизнес уже ищет альтернативные решения. В этой статье расскажу, по каким критериям крупные компании выбирают новые сервисы для видеоконференцсвязи (ВКС).

5 свойств хорошего сервиса для видеозвонков

1. Возможность установки on-premise, чтобы обезопасить свои данные

Полный переход бизнеса на использование облака так и не состоялся. Более того, общемировой тренд среди средних и крупных компаний – строить ИТ-инфраструктуру на своих серверах.

Опрос Selectel подтверждает, что самый популярный формат размещения инструментов для работы – гибридный:


Источник: статья «Тренды IT-инфраструктуры в 2024 году».

Российский бизнес и вовсе стал подозрительнее относиться к облачным сервисам за последние несколько лет. Виной тому – потеря данных из-за отключения иностранных продуктов. Тот же Slack, хоть и сообщил об уходе заранее, но на части тарифов экспорт данных запретил, а на других – заставил подавать заявку на выгрузку и ждать по ней решения без гарантии одобрения.

Теперь наличие у сервиса on-premise версии – обязательное условие для многих компаний. Установка на собственном сервере поможет избежать ситуации, когда приложение не работает из-за отключения аккаунта или неполадки на серверах разработчика, на которые бизнес никак не может повлиять.

Для ВКС-сервисов данные – это записи встреч, сообщения и документы в их чатах. В приложениях с on-premise они принадлежат только компании и всегда доступны администраторам.

Еще одно преимущество установки на своих серверах – улучшенная защита информации. По данным центра аналитики InfoWatch, 92,8% всех утечек данных в России приходится на сеть и облачные сервисы. Поэтому многие компании предпочитают устанавливать софт во внутренней сети, согласно регламентам информационной безопасности.

2. Функционал, как у привычных сервисов, или лучше

При выборе нового сервиса для видеоконференций, бизнес старается не потерять в качестве, а еще лучше – приобрести какую-нибудь полезную функцию. Обычно у компании есть свой минимальный список требований. Например:

  • от 300 участников с активными камерами и микрофонами – лучше взять с запасом, на случай расширения бизнеса;
  • запись звонков в HD-качестве одним кликом – особенно важно для тренингов, вебинаров и стратегических встреч;
  • настройка демонстрации экрана – возможность показать только браузер или отдельное окно;
  • поднятие руки и реакции – помогают поддерживать порядок на крупных собраниях;
  • чат встречи, с функцией отправки документов и проведением опросов;
  • работа на любых устройствах и браузерах, гостевой доступ по ссылке.

Дополнительными плюсами могут стать контроль присутствия, улучшенное качество трансляции, комнаты ожидания для настройки звука и изображения. А еще, экосистемность продукта, – те смежные функции, которые он может предложить бизнесу. Например, наличие мессенджера или планировщика задач.

Больше материалов на эту тему читайте в Компас CIO

3. Гостевой доступ для внешних партнеров

При уходе MS Teams и Zoom каждая компания выберет одно из множества приложений, которое подойдет под ее параметры. Доли сервисов для видеоконференций на российском рынке за последние пару лет уже значительно изменились:


Источник: исследование TelecomDaily.

С использованием разных ВКС-сервисов появляется новый нюанс: в приложении должна быть функция гостевого доступа, чтобы подключаться ко встречам прямо из браузера, без установки другого софта и создания учетной записи. Это нужно, чтобы без лишних сложностей проводить переговоры с внешними партнерами, даже если они используют у себя другой продукт.

Особенно важно это для тех, кто работает с организациями, в которых установка любого нового ПО сопровождается строгими регламентами и проверками. Пример таких компаний – госсектор, который занимает более 20% от общего количества потребителей услуг ВКС-сервисов.

Гостевой доступ упрощает сразу несколько шагов:


Помимо гостевого доступа, сервис должен быть кроссплатформенным: работать на компьютерах, планшетах, смартфонах; поддерживать все основные браузеры и операционные системы.

4. Сквозные интеграции с другими инструментами для бизнеса

Ключевой плюс крупных иностранных сервисов – принадлежность к большим экосистемам: Zoom является частью платформы для командной работы Zoom Workplace, а MS Teams – входит в систему Microsoft 365. Работая с ними, пользователям не нужно переключаться между приложениями: все можно сделать в режиме одного окна.

Российские разработчики пока не создали аналогичные системы. Причина – гораздо более ограниченные ресурсы. У западных продуктов были инвестиции, время и возможность нанять тысячи сотрудников. У отечественных вендоров – нет. На тот же Microsoft в 2023 году работало 215 000 специалистов, а на Битрикс24 – менее 1000.

Многие российские разработчики стараются построить объемную экосистему, но, как правило, не успевают развивать все ее части. Обычно у такой компании есть один сильный продукт, например, трекер задач, а остальные функции развиваются медленно и по остаточному принципу.

Более работоспособными оказываются те сервисы, которые построили систему интеграций. Тогда, если у продукта есть смежная функция, которая не закрывает все потребности компании, его все еще можно использовать с другими приложениями.

Для ВКС-сервисов обязательна совместимость с календарями и планировщиками задач, а дополнительным бонусом станет связь с почтой и инструментами для командной работы.


5. Стабильность, скорость и удобство сервиса

Для многих компаний качество и простота взаимодействия с Zoom – золотой стандарт. Это значит, что от нового сервиса для видеоконференций ожидается такая же работа.

Три параметра хорошего продукта:

  1. Стабильность: созвоны могут с легкостью «‎отщипнуть» несколько часов из рабочего дня. Если команде придется еще и работать с зависающим или вылетающим приложением – это принесет прямые убытки компании.
  2. Скорость: маркетплейсы и сервисы доставки приучили нас к мгновенному отклику приложений. Если сервис будет подтормаживать, это быстро начнет раздражать пользователей. А еще – снизит продуктивность работы.
  3. Понятный интерфейс: все необходимые пользователю функции должны быть доступны в 1-2 клика. Чем проще и минималистичнее сервис – тем лучше.

Соблюдение этих условий поможет «‎продать» продукт не только компании, но и ее сотрудникам. Если сервис работает быстро и без зависаний, а интерфейс привычный – привыкание к нему не вызовет проблем. А значит, и саботировать переход никто не будет.

Уход привычных сервисов для видеоконференций – не трагедия, а возможность перейти на продукт с лучшим функционалом. Но, чтобы такое получить, придется уделить время выбору и тестированию сервиса. Советую начать поиски уже сейчас, чтобы возможное отключение Zoom и MS Teams не застало вас врасплох.

7210

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.