Как понять, что управляющий в IT предлагает неэффективную стратегию цифровизации

Бажанова.jpg

Весь современный мир находится в водовороте четвертой промышленной революции, основной движущей силой которой является доступность больших вычислительных мощностей. То, что когда-то было объектом физического мира (магазины, медицина, банки) переходит в виртуальное пространство и становится общедоступным.

Цифровизация – это следствие цифрового прорыва, когда технологии получают широкое распространение, что приводит к повсеместным экономическим и социальным изменениям.

Эффективность цифровизации в IT зависит от того, насколько грамотно выстроена стратегия, которая включает в себя четкие цели, понимание потребностей, учет пользовательского опыта, адекватный бюджет, работу с командой и анализ рисков. Если в стратегии отсутствуют эти важные элементы, она, скорее всего, окажется провальной, а компания потеряет деньги и репутацию. 

Как понять, что управляющий предлагает неверную стратегию и как правильно подготовиться к изменениям в бизнес-процессах? Об этом рассказала Delivery Manager, руководитель ИТ-проектов и эксперт в области цифровой трансформации Юлия Бажанова.

Почему современным компаниям необходима цифровизация?

Даже в кризисные периоды в России инвестиции в цифровые решения практически не снижались. В 2022 году 16% компаний отмечали, что не стали сокращать бюджет, выделенный на цифровизацию, а в 2023 году в IT-решения было вложено более 300 миллиардов рублей. 

Организации активно внедряют инструменты искусственного интеллекта (ИИ): эксперты прогнозируют рост ИИ в бизнесе на 37,3% к 2030 году. 

Как показывает история, во времена промышленных революций компании либо менялись, либо гибли. Например, до тех пор, пока не создали двигатель внутреннего сгорания, люди ездили на конных повозках. Тогда компании создавали эти повозки, обслуживали, открывали сервисы по ремонту и т.д.

Но что произошло дальше? Человечество создало двигатель внутреннего сгорания, в следствии чего появились автомобили. И те компании, которые благодаря дисциплине и работе с рисками смогли стартовать в этом направлении, перешли с конных повозок на новые технологии. 

Поэтому сейчас, в условиях четвертой промышленной революции, цифровизация развивается очень быстрыми темпами и становится инструментом для процветания общества.

Что цифровизация дает компаниям?

  • Оптимизация процессов и повышение эффективности

С помощью автоматизации можно сократить количество ручного труда и уменьшить операционные расходы. Это могут быть рутинные офисные процедуры, такие как, например, трудоустройство нового работника. Технологии ускоряют работу и снижают загруженность HR, рекрутеров, инженеров и менеджеров. 

Кроме того, автоматизированные системы быстрее выполняют задачи с меньшим количеством ошибок, что повышает производительность и улучшает результат. Заказчики хотят работать с IT-компаниями, быстро выпускающими ПО высокого качества. Они приходят за решением, которое будет покрывать все их запросы и поможет получить выгоду. 

  • Улучшение клиентского опыта

Клиентский опыт состоит из персонализации сервиса и круглосуточной поддержки. Благодаря современным методикам, в том числе ИИ-моделям, можно лучше понимать потребности клиентов, предлагать им персонализированные услуги. Здесь на помощь приходят технологии Next Best Offer (NBO). 

Темп жизни современных пользователей и скорость бизнес-процессов очень высоки, важно решать сложные задачи быстро. Внедрение чат-ботов и голосовых помощников помогает автоматизировать систему и обеспечивать поддержку 24 на 7. 

Конечно, сейчас эти инструменты работают не идеально, они еще не настолько адаптивны, однако мы движемся в лучшее будущее, и с каждым днем ИИ-помощники становятся все более обученными и полезными. 

  • Увеличение конкурентоспособности

IT-компания, как двигатель цифрового прорыва, должна помогать быстро внедрять инновации. Для этого важно нанимать сильных специалистов, которые будут проводить исследования (НИОКР) и создавать технологии, позволяющие решать прежде нерешаемые задачи.

Заказчики и клиенты, у которых есть запрос на разрешение сложных проблем, пойдут в компанию, где проводятся НИОКРы и выделяется бюджет на R&D (исследования и разработка).

  • Улучшение системы кибербезопасности

Цифровизация должна включать в себя внедрение современных систем кибербезопасности, которые защищают как саму IT-компанию, так и ее клиентов и пользователей ПО. 

В процессе подготовки необходимы стандарты. Например, ISO 27002-2021 – это сертификация по безопасной разработке, которую сейчас обязаны иметь все компании. Очень сложно выиграть тендер или закупку, если этот сертификат отсутствует. 

  • Коммуникации, сотрудничество и коллаборации

Приведу пример: компания А специализируется на определенной технологии, а компания Б – на другой. Иногда заказчику нужно, чтобы обе эти платформы работали в одной системе. 

В этом случае есть такие пути решения: либо привлекается третья компания, которая совместит их, либо компании А и Б кооперируются и создают общий проект. Облачные решения и приложения для совместной работы улучшают взаимодействие между компаниями-партнерами. 

Кроме того, даже в одной компании сотрудники часто разбросаны по всему миру. Благодаря современным инструментам можно намного быстрее и проще решать поставленные бизнес-задачи.

  • Развитие новых продуктов и услуг

Компании важно уметь анализировать потребности клиента. Иногда заказчик приходит за решением задачи и при этом совершенно не понимает, каким способом это можно сделать. 

Развитая IT-компания в этом случае проведет фазу аналитики, изучит рынок, тенденции, чтобы понять, что действительно может помочь в решении проблемы клиента, с учетом бюджета и сроков. Может выясниться, что существующими инструментами задачу не решить, и нужно провести опытно-исследовательскую работу. Такая деятельность является хорошей услугой под ключ и пользуется огромным спросом. 

Таким образом, цифровизация нужна IT-компаниям не только для оптимизации внутренних процессов, но и для создания конкурентных преимуществ на рынке, для повышения качества обслуживания клиентов и адаптации к постоянно меняющимся условиям бизнеса. Внедрение цифровых технологий дает возможность шагать в ногу с инновациями и становиться лидерами отрасли. 

Как должна проходить подготовка к цифровизации?

Эффективная цифровизация требует выработки стратегии, тщательного планирования и вовлеченности на всех уровнях организации. Эта работа состоит из следующих этапов:

  1. Провести аудит

Необходимо определить, нужна ли вообще компании цифровизация на текущий момент или можно сразу перейти на следующий уровень цифровой трансформации.

Следует провести аудит процессов и определить, какие из них нуждаются в автоматизации, а какие уже работают эффективно. Не бывает ситуации, когда нужно модернизировать все. Важно выделить приоритетные направления.

      2. Поставить четкие и измеримые цели

Цели важны для того, чтобы понимать, достигла ли компания поставленных задач и на сколько процентов. Если не достигла, то выяснить, чего не хватило в процессе. 

      3. Определить нужные технологии и решения

IT-компании, как правило, решают эти вопросы самостоятельно. Если же компания не профильная, рекомендуется обратиться к организациям, которые имеют узконаправленную экспертизу в сфере цифровизации. 

Например, компании необходимо увеличить прибыль за счет сокращения издержек и повысить уровень клиентского опыта. Профильная компания может провести аудит и выяснить, что лучшим решением будет внедрение чат-ботов и ускорение некоторых процессов за счет автоматизации, что принесет дополнительную прибыль и привлечет сильных инвесторов. 

      4. Заручиться поддержкой со стороны топ-менеджеров и руководства 

Необходимо убедиться, что менеджмент компании понимает необходимость и важность проведения цифровизации и поддерживает процесс на всех уровнях. Если этого нет, то начинать цифровую трансформацию нет смысла: хорошего результата точно не будет. 

      5. Определить лидера трансформации

Управляющий цифровой трансформацией с необходимым опытом сможет назначить ответственных лиц, специалистов, руководителей, которые будут координировать процесс и распределять ресурсы.

      6.  Обучать и вовлекать сотрудников

Если сотрудники плохо подготовлены, возникнет сопротивление нововведениям. Важно вовлекать команду в процесс обучения технологическим изменениям, в которых они будут работать. 

Нельзя оставлять персонал наедине с неизвестной программой. Важно объяснить, чем это решение лучше: программа удобнее, чем предыдущая, она сокращает время работы и т.п.

На самом деле люди охотнее идут в компанию, в которой используются последние новшества. Иногда это просто любопытство, но благодаря этому можно привлечь в команду сильных специалистов.

      7. Обеспечить безопасность

Если мы переводим процессы в цифру, необходимо обеспечивать безопасность данных и высокое качество интернет-соединения. 

Это важный момент, который многие упускают в погоне за выгодой. Но наша задача также сохранить и повысить репутацию. Игнорирование рисков хакерских атак и взломов угрожает существованию компании. 

      8. Интегрировать системы 

Сейчас нам не хочется пользоваться огромным количеством разных программ. Заказчики приходят и говорят: “У нас 120 систем, и необходимо сделать одну большую, в которую будут входить все остальные, чтобы был один вход и каждый сотрудник мог работать в своем модуле”. 

Интеграция, совместимость и возможность работать через один вход, обеспечивает очень высокую конкурентоспособность решения и ускоряет процесс. Именно для этого мы и проводим цифровизацию. 

      9. Обеспечить контроль метрик и достижений

Постепенно необходимо отсматривать уровень достижения метрик, которые были выставлены в начале. Это может быть сокращение издержек, получение новых долей рынка, повышение маржинальности, NPS и др.  

Многие моменты необходимо будет менять в процессе цифровизации в зависимости от промежуточных результатов и от обратной связи: как внутренней, так и внешней. 

Ретроспективы, аудит бизнес-процессов, планирование, обучение и безопасность – это основные аспекты, которые помогут получить максимальные выгоды от цифровизации.

Как понять, что управляющий предлагает неэффективную стратегию? 

Если стратегия будет нерабочей, то риск провала цифровизации составит практически 100%. Для бизнеса это будет удар, ведь на такие изменения всегда выделяется значительный бюджет. Если процессом будет управлять неграмотный, неквалифицированный стратег, компания может сильно отстать от конкурентов. 

Какие же признаки демонстрируют, что управляющий предложил неэффективный план цифровизации:

  • Размытые цели

Если нет четкого определения “пункта назначения”, то и путь будет бесполезным. Когда нет конкретных измеряемых целевых показателей и временной шкалы, это явный признак отсутствия стратегии в целом.  

  • Снижение доходов и выручки 

Если прослеживается тенденция к непрерывному ухудшению финансовых показателей, это говорит о том, что выбранная стратегия не работает. Нужно ее менять,  определять, где и в какой момент была совершена ошибка. 

  • Превышение бюджета

Запланированные расходы на цифровизацию – это заложенный бюджет компании. Кратное превышение этой цифры влечет сильное увеличение расходов. Речь, как правило, идет о десятках миллионов. 

Необходимо определять, где был недосмотр, что пошло не так и как сейчас это можно исправить. Обязательно нужно сформировать план корректировки с критериями выравнивания к изначальной цели. 

  • Снижение производительности, падение eNPS и текучка кадров

Высокий уровень текучки показывает, что сотрудники не удовлетворены. Они не чувствуют интереса к работе, изменения их раздражают и наносят ущерб деятельности. Все это демотивирует команду.

Компания рискует остаться без квалифицированных кадров, без которых она точно не проведет цифровизацию. Люди – это основной капитал бизнеса, несмотря на развитие систем автоматизации. 

  • Жалобы пользователей и клиентов 

Клиенты приносят деньги, а значит, важно строить стратегию с привязкой к их потребностям. Увеличение отрицательных отзывов об ухудшении в работе компании указывает на проблемы, которые могут привести к снижению репутации.

Если клиенты перестанут быть удовлетворены услугами, репутация компании стремительно полетит вниз. Это означает, что план был изначально недостаточно клиентоориентирован.

  • Проблемы с внедрением стратегии и низкая исполнимость 

Когда в рамках цифровизации возникают новые бизнес-процессы, старые либо полностью утрачивают свою силу, либо сильно трансформируются. Если сотрудники плохо обучены и низко мотивированы, это может говорить о том, что стратегия слишком сложная или была неправильно донесена до персонала. 

Кроме того, частые корректировки могут трактоваться как отсутствие последовательности. Сотрудники устают от постоянных изменений. Это всегда стресс, который не позволяет вникать в нововведения. 

  • Отсутствие анализа ситуации на рынке

Неквалифицированный стратег может проигнорировать оценку ситуации в отрасли или сделать неправильные выводы. Тогда компания будет отставать от трендов, и в конечном итоге ее ждет стагнация.

  • Пресечение обратной связи

Такое поведение руководителя указывает на то, что у него есть серьезные проблемы с управлением компанией. Эффективный стратег всегда слышит сотрудников, обращает внимание на клиентов и рынок в целом. Он умеет адаптироваться и аккуратно, последовательно вводить изменения. 

Если вовремя отреагировать на эти признаки неэффективной стратегии, то можно успеть их скорректировать и составить новые, более грамотные и практичные планы цифровизации с привязкой к технологиям и потребностям компании. 

Необходимо комплексно оценивать текущее состояние на рынке, будущие тенденции, взглянуть за горизонт событий и обеспечить процветание и развитие организации в новую цифровую эпоху.

3771

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.