Чего хотят ИТ-лидеры пищевых предприятий? Аналитическое исследование
Исследования проведены компанией «Константа», совместно с отраслевым комьюнити Digital4food.
Интерес пищевых предприятий к тем или иным цифровым инновациям – понятие переменчивое (почти как погода в Питере: общий лейтмотив вроде ясен, а вот что будет через 2 часа – всегда сюрприз). Именно поэтому мы постоянно держим руку на пульсе и актуализируем данные о том, что волнует отрасль и в сторону решения каких задач смотрит большинство.
Сегодня делимся с вами результатами очередного исследования, проведенного совместно с нашим партнером – аналитическим агентством Digital4Food.
Забегая вперед, можно отметить, что разброс уровней автоматизации предприятий по отрасли колоссальный. Отправная точка: «у нас все пока в журналах» вполне ожидаема. А вот с передовиками более интересная ситуация. Представитель одного из самых цифровизированных заводов России (название раскрывать не будем, т.к. при опросе гарантировали респондентам конфиденциальность) отметил: «Не считаю, что у нас высокий уровень цифровизации. Потребности руководства безграничны». Комментарий напрашивается сам собой:
«Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю» — Сократ
Мы задали представителям пищевых предприятий три одинаковых вопроса:
1. Топ-3 задачи вашего предприятия в части автоматизации/цифровизации на сегодня.
2. Кто на предприятии чаще всего инициирует изменения в части ИТ?
3. Что чаще всего толкает ваше предприятие на изменения?
Разберем каждый.
Топ-3 задачи вашего предприятия в части автоматизации/цифровизации на сегодня
Топ 1: Планирование производства (46%)
Топ 2: Прослеживаемость (23%)
Топ 3: Прогнозирование спроса (20%)
Вопросы относительно наиболее остро стоящих на предприятии задач мы задавали участникам в открытом формате. Не хотелось ограничивать респондентов рамками вариантов ответов.
Лидер определился сразу. Каждый второй отмечал нацеленность предприятий на автоматизацию процессов планирования.
На втором месте оказался запрос на организацию прослеживаемости. Именно прослеживаемости, а не внедрения MES. Но если приплюсовать сюда все перечисленные проблемы, которые можно решить с помощью автоматизации оперативного производственного учета, можно приравнивать категорию к первому месту. (Прямые запросы на внедрение MES, кстати, отражали очень разные потребности предприятий от ответа к ответу).
Интересно, что ответы про оперучет на производстве очень равномерно распределились между малыми, средними и крупными предприятиями. Невозможно выделить сегмент, который отмечает актуальность этой задачи чаще других.
Возвращаясь к теме, что наиболее развитые компании порой не склонны считать, что у них высокий уровень цифровизации (хотя в сравнении с большинством это так), приведу пример одного из ответов передовиков: «Нам нужны точки контроля для построения прослеживаемости». Обратите внимание: для ПОСТРОЕНИЯ. То же самое было с запросом снижения влияния человеческого фактора на качество данных. Он есть как у тех, кто только начинает свой путь автоматизации, так и у тех, кто продвинулся далеко вперед относительно общей массы.
Прогнозирование спроса оказалось на третьем месте и в 85% случаев шло «в комплекте» с планированием производства. Задача из серии: ничего не понятно, но очень интересно. Непонятно, потому что слишком мало еще успешного опыта в отрасли по внедрению решений соответствующей направленности. А интересно, потому что результаты тех самых успешных внедрений гипотетически способны принести действительно весомую пользу бизнесу.
Потребности в доработке интеграции с Честным знаком, кстати, тоже попадались среди ответов на вопросы об актуальных задачах. Это говорит о том, что «работает» и «удовлетворяет запросы предприятия» – не одно и то же, но предприятия стремятся приблизиться ко второму состоянию системы (что весьма позитивно и заставляет верить в лучшее).
Также помимо сухих фактов хочется подсветить некоторые наблюдения «изнутри» опроса.
Не так далеко от тройки лидеров ушла потребность в смене платформы информационной системы, продиктованная прекращением поддержки решений на платформе «1С:УПП». Что именно переносить, а также разделять базы или делать все в одной – вопросы вечные. Многие продолжают колебаться и отмечают это в своих ответах.
Также интересно, что мы просили назвать три топовых задачи предприятия, но добрая половина тех, кто выбирал потребность в смене платформы, в разных вариациях формулировок говорили, что сначала смена платформы, а потом все остальное, и не называли больше ничего. Реакция не удивительна. Проект смены платформы, даже исключительно в рамках блока регламентированного учета – задача очень ресурсоемкая, а «зима» 25ого года уже близко.
Кто на предприятии инициирует изменения в части ИТ?
Задавая вопрос, мы уточняли, что речь идет именно об изначальном инициировании, а не лидировании/управлении самим проектом изменений.
Топ 1: Собственник/генеральный директор (50%)
Топ 2: ИТ-служба (25%), функциональные руководители (25%)
В общим, пока большинство предприятий живет по принципу: партия сказала НАДО. Не самый позитивный, но вполне ожидаемый результат. Наиболее частые комментарии, которые мы встречали: «инициативы ИТ не приветствуются», «функциональщики инертны и не хотят ничего менять». Ну и самый противоречивый диалог:
– Кто чаще всего инициирует изменения в плане ИТ на вашем предприятии?
– Функциональные руководители.
– А их инициативы поддерживаются? Реализуются?
– Нет.
По его результатам, разумеется, был выбран вариант с собственником/генеральным директором.
Что чаще всего толкает ваше предприятие на изменения?
Из трех предложенных вариантов можно было выбрать несколько, но только треть опрошенных выбрала больше одного.
Топ-1: Желание выйти на новый уровень эффективности (46%)
Топ-2: Рост предприятия (когда старая система становится мала из-за расширения объемов данных для обработки) (40%)
Топ-3: Внешние требования (38%)
Разбег цифр минимальный, что говорит о равномерном распределении триггеров к развитию.
Завершить наше аналитическое исследование хочется еще одним наблюдением, которое не может не радовать: все больше предприятий начинают сами (без наводящих вопросов, в которых уже есть половина ответа), говорить о том, что внешние требования – это база для получения бизнес-пользы за счет новых данных в ИТ-системе, которых раньше предприятие не получало. Перестают воспринимать их как обязаловку, которая только отбирает деньги и время у предприятия. Это говорит о явном росте уровня осознанности Топ-менеджмента предприятий, потому что еще год-два назад ценность интеграции с Честным знаком или Меркурием была для большинства пищевиков абсолютно невидимой. Причем так считают не только предприятия из Топ-500 по оборотам и выручке, но и предприятия среднего сегмента бизнеса.