Разговорчики на рабочем месте! Как и зачем создавать комьюнити внутри компании


Корпоративное комьюнити – мощный бизнес-инструмент, который способствует успешному развитию компании. Это тот случай, когда работает принцип win-win: в выигрыше от такой инициативы – как сотрудники, так и работодатель.

Люди находят единомышленников, обмениваются знаниями, впитывают опыт коллег и довольны более живым и открытым общением в команде – даже работая удаленно. Компания получает мотивированных и вовлеченных специалистов, повышает их лояльность, формирует привлекательный бренд работодателя.

О том, как создавать комьюнити в компании, рассказывает Екатерина Жирнова, руководитель отдела развития сотрудников на проектах в компании iFellow.

Что такое корпоративное комьюнити

Комьюнити – это группа людей, которые объединены общими интересами. Они общаются, обмениваются мнениями и опытом.

Первыми о корпоративных комьюнити заговорили Альберт Мунис-младший и Томас О'Гуинн – американский профессор маркетинга и эксперт в области брендинга и социологии потребительского поведения. Они написали статью для ежегодной конференции Ассоциации исследований потребителей в американском Миннеаполисе в 1995 году. В ней определили комьюнити как специализированное, не связанное географически сообщество, основанное на структурированном наборе социальных отношений среди поклонников конкретного бренда.

Одним из самых успешных считается комьюнити внутри датской компании LEGO. Там сотрудники делились собственными идеями, которыми потом шли в производство. Однако корпоративное сообщество необязательно связано с деятельностью компании – общение может выходить за рамки профессиональных интересов.

В чем смысл комьюнити для бизнеса

Проблема большинства крупных компаний – большой штат и сложные непрозрачные коммуникации внутри. Многие команды до сих пор сохраняют принцип традиционной подчиненности: наверху начальник, который контактирует и совещается со своими заместителями, а те, в свою очередь, взаимодействуют с руководителями подконтрольных отделов. Остальные сотрудники выступают в роли рядовых исполнителей, от которых, как они считают, мало что зависит. У них складывается ощущение отстраненности от общего дела. А комьюнити дает шанс всем почувствовать себя нужными – членами большой команды, которая вместе добивается результатов.

Комьюнити упрощает циркуляцию информации: каждый член команды может задать интересующие его вопросы и получить ответ. Кроме этого, у сотрудников появляется возможность проявить себя, поделиться знаниями и имеющимися наработками. Все это способствует профессиональному росту участников сообщества – постоянный обмен опытом исключает ситуацию, когда нужными компетенциями обладает один или несколько человек. 

Кроме того, комьюнити помогает в работе распределенных команд. В офисе сотрудники часто встречаются – на планерках, на кухне, на корпоративных мероприятиях. А те, кто трудится удаленно, находятся в своего рода изоляции. И только комьюнити позволяет человеку чувствовать, что он не один. Рядом – люди с похожими интересами и сложностями, готовые прийти на помощь.

В некоторых компаниях есть сообщества, в которых состоят все, кто когда-либо в ней работал. Для бывших сотрудников такой нетворкинг часто оказывается полезным. Для компании же это инструмент привлечения и распространения вакансий, а также – поддержка бренда работодателя.

Этапы создания комьюнити

С идеей создания комьюнити может выступить любой сотрудник, но чаще всего инициатива исходит от HR-команды. 

  1. На первом этапе важно определить цели, для достижения которых создается сообщество. Для этого нужно ответить на вопросы: чего мы хотим добиться для компании и для сотрудников?
  2. Далее нужно выбрать лидеров сообщества – чаще всего это деятельные специалисты из разных департаментов, которые сами не против проявить себя в новом статусе. Именно они будут движущей силой комьюнити, инициаторами встреч и различных активностей.
  3. Стоит определить перечень привилегий, которые будут доступны только членам сообщества – это важно для привлечения сотрудников и мотивации к активному участию.
  4. Кроме этого, нужно выбрать способы коммуникации для участников сообщества. Как показывает практика, удобнее всего использовать чаты в корпоративном мессенджере.
  5. Уже на старте стоит определить метрики, по которым оценивают работу комьюнити. Это может быть число сотрудников, вовлеченных в сообщество, а также количество проведенных мероприятий с обратной связью от членов команды. Еще одна важная метрика – продолжительность пребывания сотрудников в комьюнити.
  6. Для продвижения сообщества используют все каналы внутренних коммуникаций – корпоративные чаты, рассылки, чат-боты. В офисе можно разместить анонс о планируемой встрече.

Ключ к успеху – содержание

Внутри компании может быть одно комьюнити, в рамках которого обсуждаются разнообразные темы, интересные для широкого круга сотрудников. Либо – несколько специализированных сообществ, где затрагивают более узкие вопросы – профессиональные, спортивные, экологические и т.д.

В любом случае, жизнь комьюнити – это не только свободное общение, но и проведение запланированных активностей. Поэтому важно находить интересные темы для мероприятий. В этом помогают опросы: можно узнать, о чем сотрудники хотели бы общаться, какие проблемы им важно обсуждать. Это могут быть, к примеру, прочитанные книги или применение технологий для упрощения рабочих процессов.

Одна из идей для активностей, которую сейчас прорабатываем мы, – это организация сбора крышек от пластиковых бутылок. Например, в Саратове, где работает один из наших офисов, из них выпускают экологические брелоки.

Организовать мероприятие можно и по запросу – когда у кого-то из членов команды появляется желание поделиться опытом или полезным навыком. Например, в моей практике были встречи, посвященные тому, как преодолеть страх выступлений. Комьюнити – это живой организм, с течением времени специфика и темы могут меняться – и это нормально.

Главное понимать – привлечь людей в сообщество можно только тогда, когда им это интересно. Поэтому основное внимание стоит уделить содержательной части – мониторингу запросов участников и своевременному реагированию на них.

Резюме

  • Комьюнити выгодно как сотрудникам, так и компании – открытое общение по профессиональным и не только поводам ценится на вес золота в эпоху удаленной работы и распределенных команд.
  • Сотрудники получают дополнительные возможности для профессионального роста – впитывая опыт коллег и делясь собственной экспертизой. Дополнительные привилегии делают участие в комьюнити еще приятнее.
  • Работодатели заинтересованы не только в создании внутренних комьюнити для действующих сотрудников, но и для тех, кто уже не работает в компании – бренд работодателя от этого только выигрывает.
  • Особых сложностей в организации комьюнити нет. Самое важное – проводить такие активности, которые будут интересны людям. И тогда сообщество будет живым и эффективным.
1677

Комментировать могут только авторизованные пользователи.
Предлагаем Вам в систему или зарегистрироваться.

Предметная область
Отрасль
Управление
Мы используем файлы cookie в аналитических целях и для того, чтобы обеспечить вам наилучшие впечатления от работы с нашим сайтом. Заходя на сайт, вы соглашаетесь с Политикой использования файлов cookie.