Тренды в бизнесе: экосистемность – главный способ развить IT-продукт
В последние 15 лет цифровая трансформация и автоматизация процессов были в центре внимания. Однако ситуация стремительно меняется, и сегодня компаниям, чтобы удержаться на плаву, нужно смотреть на вещи шире. Важно не просто оптимизировать бизнес-процессы, а подойти к ним комплексно.
Наталия Долженкова, Product Owner ELMA365 Platform, раскрыла, что такое экосистемность в бизнесе, а также поделилась, какие преимущества можно получить, используя комплексный подход к программным продуктам.
Локальные решения теряют актуальность в автоматизации бизнес-процессов
Внедрение современных систем автоматизации позволяет компаниям не только быстро решать текущие задачи, но и оставаться конкурентоспособными. Следование этой тенденции приводит к тому, что в крупных компаниях каждый отдел создает свою собственную систему, которая полностью удовлетворяет его потребности, но не корректно взаимодействует с другими. Такая ситуация особенно актуальна для холдингов, корпораций и крупных предприятий. Например, система, внедренная в коммерческом отделе, может не подходить для юридического.
На первый взгляд, в этом нет ничего плохого, поскольку каждое подразделение выбирает максимально удобный для себя инструмент, способный закрыть все его бизнес-задачи. Но, с другой стороны, это может привести к дополнительным расходам.
1. Установка каждой новой системы требует интеграции со всеми предыдущими, поэтому рассчитывать на быстрый результат и старт в ней не получится.
2. В периоды нестабильности компаниям приходится быстро адаптировать бизнес-процессы к новым вызовам.
В связи с этим каждая дополнительная работа с системой сопровождается незапланированными расходами, которые идут на оплату услуг специалистов, либо труда собственного штата людей, занимающихся доработкой системы. И чем больше систем и подразделений, тем больше финансовых ресурсов и временных затрат уходит на этот процесс.
Экосистема – это способ сократить расходы
В настоящий момент перед организациями стоит задача не просто вкладывать средства в новые IT-продукты, но и оптимизировать процессы поддержки уже внедренных в работу. Соответственно, бизнес заинтересован в том, чтобы создавать такие системы цифровых продуктов, которые смогут закрывать потребности каждого подразделения и одновременно минимизировать операционные расходы в целом. Цифровые бизнес-экосистемы являются тем самым помощником, способным помочь крупным компаниям решить их проблемы.
Экосистема позволяет построить на одной платформе необходимый набор приложений, которые смогут бесшовно обмениваться необходимыми данными, но в тоже время работать автономно друг от друга. Такой подход обеспечит бесперебойную работу системы даже в случае сбоя одной из ее частей.
Создание экосистемы позволяет не только облегчить решение текущих задач, но и заметно сократить издержки. Рассмотрим экономические преимущества, которые дает экосистемность.
1. Уменьшение количества персонала. Для обслуживания автоматизированных систем компаниям приходится содержать большой штат сотрудников. В то же время выбор программного продукта, способного гибко настраивать бизнес-процессы, например, low-code-приложений с интерфейсами взаимодействия, позволит подключать к процессу доработки недорогих специалистов. Если обучить персонал работе в рамках одной экосистемы, то вполне хватит меньшего штата разработчиков.
2. Снижение затрат на обслуживание. В настоящий момент поставщики предлагают организациям облачные сервисы и подписки, но основная часть расходов компаний по-прежнему уходит на модернизацию всех систем. Единая экосистема дает возможность сократить и эту статью расходов, поскольку фирмам не нужно оплачивать услуги по поддержке отдельных продуктов.
3. Комплексное решение вопросов безопасности. Крупным фирмам и холдингам важно обеспечить безопасность при взаимодействии автоматизированных систем. Когда эту потребность закрывает один поставщик IT-продукта, как правило, он предлагает комплексное решение вопроса. Что тоже положительно сказывается на расходах, поскольку компании не придется самостоятельно разрабатывать способы взаимодействия различных программ друг с другом.
Какие бизнес-задачи решает экосистема?
В эпоху нестабильной экономической ситуации бизнесу приходится быстро реагировать на изменения. Компаниям нужно постоянно искать решения, позволяющие обеспечить бесперебойную работу. Экосистема сохраняет баланс во время неприятных воздействий внешних факторов.
1. С уходом зарубежных вендоров многие фирмы столкнулись с проблемой, когда работать в привычных системах стало невозможно совсем, или некоторые их компоненты перестали корректно закрывать задачи. В такой ситуации возникла необходимость в дополнительном внедрении программного продукта и автоматизации. Причем решить это нужно было быстро, чтобы текущие бизнес-процессы не пострадали.
2. Большинство автоматизированных систем предлагают определённый набор функций, но не всегда они могут полностью удовлетворить все потребности организации. Например, рассмотрим КЭДО – кадровый электронный документооборот. С его помощью сотрудник может легко решать задачи, связанные с бухгалтерией, но отправить заявку в другой отдел в рамках этой же системы уже не получится. Соответственно, появляется новая цель – не просто облегчить документооборот, но и синхронизировать его с другими программными продуктами.
Для бизнеса, стремящегося сэкономить деньги, трудовые ресурсы и время, важно ориентироваться в первую очередь на продукт или целую платформу, которые дадут возможность выстроить у себя экосистему цифровых продуктов с минимальными затратами.
Экосистема – возможность развития платформ
В данный момент все чаще компании заинтересованы в создании систем, которые не просто решают отдельные текущие задачи, а рассматривают все процессы в организации как единое целое. Такой подход позволяет оказывать более качественные услуги для конечного клиента. Например, CX-платформа позволяет взаимодействовать с клиентами от «первого касания» до последующей коммуникации. Однако, такое локальное решение не дает полного знакомства с клиентом. Тогда к процессу приходится подключать CRM, но она также предоставляет только часть информации. Поэтому, объединяя несколько продуктов в единую платформу, можно получить комплексное понимание, а соответственно, сделать ему более актуальное предложение.
CSP-платформа включает в себя работу с внутренними и внешними документами, а также функцию обмена знаниями. Это дает бизнесу дополнительные преимущества, так как вся информация хранится в едином реестре, а следовательно, уменьшается процент потери данных. Увеличивая масштаб платформы, компания может получить общую картину и выявить слабые места или неэффективные точки. Если же использовать только локальные решения, такая возможность не появится.
Оценивая систему с позиции технологий, платформенный подход и возможности low-code позволяют заказчикам выстраивать текущие задачи в соответствии с новыми процессами и интерфейсами, которые им необходимы в текущий момент. Продукт становится гибким и может расти и развиваться вместе с корпорацией, отвечая ее новым потребностям.
В свете глобальных вызовов современности бизнес должен мыслить и действовать масштабно. Важно не ограничиваться решением конкретной задачи или удовлетворением потребностей одного подразделения, а рассматривать ситуацию в комплексе и искать возможности для дополнительной автоматизации и внедрения инноваций.