Промышленность РФ: технологический суверенитет Ч.1
Регулярное изучение проблем заказчиков и сбор обратной связи – вот, что определяет успех в диалоге с бизнесом. Команда аналитиков Девелоники провела глубинные интервью в рамках исследования и выявления потребностей и запросов отечественных промышленников на проектах по разработке программного обеспечения. Полученные данные можно описать ответом одной из организаций-респондентов: «Цена не является ключевым фактором…»
Но что тогда имеет значение в вопросе импортозамещения ПО для enterprise-компаний в промышленной отрасли? Разбираемся вместе с Юрием Овчаренко, Президентом компании «Девелоника» (ГК Softline).
– Можно опираться на опыт и собственные наблюдения на рынке, разбираться в кейсах и быть в курсе общих целей той или иной отрасли на ближайший год. Но куда эффективнее и нагляднее прямой контакт с вашими заказчиками и аудиторией. Мы проанализировали проекты, с которыми работали с 2022 года по сегодняшний день, и составили топ-вопросов для ДИТов и начальников цифровизации компаний. 1,5 часа интервью с каждым из них, и мы готовы подкреплять или опровергать собственные гипотезы реальным фидбэком. Начнем?
Тезис 1. Уход западных вендоров оказался для отрасли критическим.
Факт: «Уход западных компаний – конечно, неприятно, но не смертельно».
– Как отмечает компания по производству продукции гражданского и военного назначения, первоначальная паника сменилась четкой расстановкой приоритетов: поиск достойных аналогов среди российского ПО и поэтапное замещение удовлетворяющими вариантами. И хотя их пока не так много, но успехи есть.
В похожей ситуации находятся их коллеги в сфере добычи горной руды. У компании сформированы глобальные проекты по импортозамещению, в том числе – с участием заказной разработки. На первый план в 2022 году вышли задачи по замене оборудования как механического, так и электронного.
Еще один игрок рынка с грустью обозначает фронт работ: необходима замена Siemens, Schneider Electric, а также продуктов более высокого уровня MES-систем. Из сложностей в их замещении – отраслевая специфика программного обеспечения вкупе с особыми требованиями к безопасности и надежности промышленного ПО. А также ценовой барьер, отмечают респонденты. К сожалению, ряд отечественных вендоров завышает цены, ведь знает, что промышленникам некуда деваться: «…они пытаются сравнивать себя, “раз других нет, значит, можно такую цену назначить”».
Тезис 2. Востребованность тех.поддержки
Факт: Предприятия в России большие, и заменять ИТ-инфраструктуру им непросто. Задач много и покрытие процессов западными вендорами было достаточно велико. По итогу, большинство респондентов подтверждают, что техническая поддержка стала для них настоящим яблоком раздора при выборе альтернатив. Любая глубокая кастомизация возвращает нас к тому, как устроено ядро продукта. Большие проекты невозможны, когда вендор не в силах оказывать сопровождение и развитие систем. Компетенции необходимо искать в другом месте или растить внутри организации.
– Почему так происходит, и что говорят сами компании? Здесь стоит отталкиваться от бизнес-стратегии. Понять разделение очень просто: крупные игроки со сложной внутренней инфраструктурой стремятся поддерживать свои системы самостоятельно, причем уже не первый год. «Но политика компании в глобальном смысле в том, что максимально поддержку делать своими силами», – озвучивает позицию многих коллег одна отечественная металлургическая компания.
С другой стороны, масштаб задач, наоборот, стимулирует спрос на аутсорсинг сервис. Когда собирать целевую команду под проект намного выгоднее и быстрее, чем обучать сотрудников и выстраивать свой ИТ-отдел. Есть исключительно редкие виды работ, под которые найти человека “с улицы” - вариант априори невозможный.
Мы советуем помнить про некий традиционный и общепринятый негласный стандарт: тот, кто разрабатывает ваши решения – оказывает поддержку. Самостоятельно, через аутсорс или посредством выделения DDC (англ. Dedicated Development Center). Еще бывают ситуации, когда компания-разработчик находится в партнерстве с вендорами. Другими словами, не стесняйтесь спрашивать у своего подрядчика о технической поддержке. Если исполнитель грамотный и надежный, то вопрос сопровождения и помощи не должен приносить неудобства.
Что делать, когда решение принадлежало вендорам, ушедшим с российского рынка? Наши респонденты даже перечислили основной список такого софта: Oracle, AVEVA, SAP, Schneider Electric. Многие их партнеры подсуетились, многие выходцы из западных вендоров вышли и создали свои компании по поддержке, чтобы удержать заказчиков. надо понимать, что это все равно временное решение. Вы также остаетесь зависимы от вендора и часто технически ограничены в масштабировании или изменении ИТ-инфраструктуры. Когда стоит задача выстроить крепкий ландшафт, смело подбирайте свои альтернативы устаревшему, неэффективному ПО. Анализируйте свои сроки, бюджеты и желаемый результат. На российском рынке можно найти опытных игроков в заказной разработке, чтобы подобрать подрядчика под себя.
Тезис 3. Заказная разработка или коробочные версии: не все так однозначно
Факт: Существует несколько путей, как в древних былинах.
Компания берет разработку продукта или система с нуля и самостоятельно, используя ресурсы внутренней ИТ-команды. Она же развивает, сопровождает и дорабатывает продукт со временем.
Второй вариант, (с ним доводится работать довольно часто): разработка начинается силами бизнеса, и в какой-то момент его компетенций и возможностей не хватает, чтобы продолжать работу. В дело вступает опытный подрядчик и доводит проект до конца.
Для владельцев бизнеса, в том числе в промышленности, зачастую удобен вариант работы с внешним партнером по разработке сразу. Пока тот занимается техническими вопросами и строят ИТ-решения, можно сосредоточиться на основных целях и задачах компании. После того, как проект завершен, вендор продолжает вести техническую поддержку. Четвертый путь - по аналогии с предыдущим подразумевает привлечение вендора, использования его “базы”. После чего компания забирает проект в свой контур и строит на коробке внутренние процессы, прорабатывая и адаптируя код под себя.
Вариантов с применением заказной разработки тоже достаточно. Можно работать с подрядчиком на ряде задач, а после – самостоятельно выстраивать какие-то процессы. Можно с нуля заказать проект, если позволяет время и финансы. Еще один вариант – это доработка и кастомизация коробочных решений с заменой функционала, интеграция и связывание готовых продуктов с вашими системами. Чтобы точно сказать, какой вариант подходит в ситуации конкретной промышленной компании – важно провести качественный анализ и сбор бизнес-требований для составления ТЗ.
Задумываясь о дальнейшей автоматизации, сегодня промышленники могут выбирать. И вот как обстоит ситуация, согласно результатам нашего CustDev:
«Мы предпочитаем коробочные версии. Это установлено у нас на уровне политики компании, что решение должно в первую очередь рассматриваться среди готовых. Но для доработки коробок привлекаем сторонние компании…», – примерно треть опрошенных ответила так же, как и эта организация из нефтедобывающей сферы.
Чуть больше половину видят решение подобных задач в заказной разработке: «...какие-то производственные функции проектирования и прочее, они, как бы уже индивидуальный характер носят и требуют индивидуального подхода,» – Компания-заказчик, которая также занимается добычей нефти и газа.
Остальные успешно совмещают подходы и чувствуют себя вполне комфортно: «Если раньше многие металлурги очень любили Cистемы автоматизации Siemens, потому что он закрывал всю потребность, то сейчас рассматриваем разные варианты- и коробочные, и заказную, и собственные силы», – такой рациональный, хотя и ресурсоемкий подход предлагает исходя из своего опыта крупная российская металлургическая компания, представленная в нескольких регионах РФ.
Тезис 4. Соотношение отечественного и иностранного софта: сила в независимости
Факт: Здесь процент импортного софта, в основном, коснулся систем АСУ ТП и подобных. По статистике, сейчас на рынке около 30% иностранного ПО.
– Общий показатель весьма неплохой, учитывая, что ряд компаний стали переводить процессы на импортозамещенные технологии начиная с 2014 года, другие привлекали инвестиции и пользовались льготами государства. И все же наличие «недружественного» софта в российских предприятиях объяснимо простым фактом: «...исторически так сложилось, что у металлургов очень много импортных вендоров. Соответственно, оно сейчас функционирует и поддерживается».
Действительно, по проектам и кейсам нашей команды, могу сказать, что как бы рынок не гнался за ИИ-технологиями и машинным обучением, нельзя забывать, что основные процессы были выстроены 5-10 лет назад. И отказаться от решений быстро и не остановив процессы – невозможно.
Еще одной причиной наличия импортного софта респонденты называют особенности промышленности: «Ну, это отчасти тоже связано с такими довольно узко ориентированными инженерными системами. Это, можно сказать, весь класс систем, которые относятся к АСУ ТП. В том числе – сюда также параллельно можно добавить и автоматические системы управления предприятием.
Продолжение следует.